Дело № 2-8939/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вологда 13 октября 2010 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Н.В. Гоглевой,
при секретаре И.Н. Оленевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы сельского поселения Юдинское Великоустюгскогорайона Вологодской области к Управлению Министерства юстиции РФ по Вологодской области о признании незаконными действий Министерства юстиции РФ по Вологодской области по составлению и направлению заключения на решение Совета сельского поселения Юдинское от ДД.ММ.ГГГГ №,
установил:
Заявитель обратился в суд, мотивируя тем, что решением Совета сельского поселения Юдинское от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Юдинское» были внесены изменения в Устав сельского поселения Юдинское. Данное решение было направлено ДД.ММ.ГГГГ на регистрацию в Управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области. ДД.ММ.ГГГГ Главе сельского поселения Юдинское поступило заключение по результатам проведения анкоррупционной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного заключения следует, что Советом сельского поселения Юдинское гарантии деятельности Главы сельского поселения Юдинское, такие как денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные правовыми актами Совета сельского поселения в соответствии с действующим законодательством; ежегодный основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 22 календарных дня в соответствии с трудовым законодательством; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления им своих полномочий; иные гарантии, предусмотренные федеральными законами и законами Вологодской области и принимаемыми в соответствии с ним решениями Совета сельского поселения приняты сверх компетенции, что является коррупциогенным фактором. Полагает, что действия Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области по составлению заключения и направлению его Главе сельского поселения Юдинское являются незаконными, поскольку Совет сельского поселения Юдинское при установлении в Уставе указанных выше гарантий деятельности Главы сельского поселения Юдинское за пределы своей компетенции не вышел, в связи с чем коррупциогенного фактора не имеется.
Просит признать действия Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области по составлению заключения на решение Совета сельского поселения Юдинское «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Юдинское» от ДД.ММ.ГГГГ № и направление его Главе сельского поселения Юдинское незаконными.
Представитель заявителя сельского поселения Юдинское Великоустюгского района Вологодской области в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что Управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области проводит антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством. Решение Совета сельского поселения Юдинское от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Юдинское» поступило в Управление ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ была проведена антикоррупционная экспертиза указанного решения, по результатам проведения которой выявлены коррупциогенные факторы, связанные с нарушением компетенции органов местного самоуправления, их должностных лиц при принятии нормативных правовых актов, устанавливающих необоснованно широкие пределы усмотрения и возможности необоснованного применения исключений из общих правил в части установления иных выплат и дополнительного отпуска. Заключение по результатам проверки было направлено Главе муниципального образования, а также в прокуратуру Вологодской области. ДД.ММ.ГГГГ в Управление из Прокуратуры Вологодской области поступил ответ, согласно которому доводы, изложенные в заключении, приняты во внимание. Прокурором Вологодского района вынесено требование об изменении оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы решения Совета сельского поселения Юдинское носит рекомендательный характер и не является властным решением государственного органа, подлежащим обязательному исполнению. В связи с чем, составлением и направлением Главе сельского поселения Юдинское заключения не нарушены права и законные интересы заявителя. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что сельское поселение Юдинское является муниципальным образованием, входящим в состав Великоустюгского муниципального района.
Согласно ст.18 Устава сельского поселения Юдинское Совет сельского поселения является представительным органом.
В соответствии со ст. 21 Устава сельского поселения Юдинское, принятого решением Совета сельского поселения Юдинское ДД.ММ.ГГГГ №, в исключительной компетенции Совета сельского поселения находится вопрос принятия Устава сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений.
ДД.ММ.ГГГГ Советом сельского поселения Юдинское было принято решение № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Юдинское», в соответствии с которым утверждены прилагаемые изменения и дополнения в Устав сельского поселения Юдинское, Главе сельского поселения Юдинское поручено в 15-дневный срок направить указанное решение на государственную регистрацию в органы юстиции.
Решение Совета сельского поселения Юдинское от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Юдинское» поступило в Управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ была проведена антикоррупционная экспертиза указанного решения.
В соответствии с заключением по результатам проведения антикоррупционной экспертизы решения Совета сельского поселения Юдинское от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ в решении Совета сельского поселения Юдинское от ДД.ММ.ГГГГ № выявлены коррупциогенные факторы.
Частью 10 новой редакции статьи 25 Устава установлено, что Главе сельского поселения в период исполнения полномочий гарантируется:
- денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные правовыми актами Совета сельского поселения в соответствии с действующим законодательством;
- ежегодный основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 22 календарных дня в соответствии с трудовым законодательством;
- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления им своих полномочий;
- доплата к пенсии, устанавливаемая в соответствии с законом Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области». Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии определяется Советом сельского поселения;
- иные гарантии, предусмотренные федеральными законами и законами Вологодской области и принимаемыми в соответствии с ними решениями Совета сельского поселения.
В целях устранения выявленного коррупциогенного фактора сельскому поселению Юдинское предлагается изложить ст.25 Устава следующим образом:
- доплата к пенсии, устанавливаемая в соответствии с законом Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области». Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии определяется Советом сельского поселения.
В соответствии с заключением Министерства юстиции РФ по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № сельскому поселению Юдинское отказано в государственной регистрации решения Совета сельского поселения Юдинское от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Юдинское».
Заключение по результатам проверки было направлено Главе муниципального образования, а также в прокуратуру Вологодской области.
Согласно письму Прокуратуры Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в заключении, приняты во внимание, прокурором Вологодского района вынесено требование об изменении оспариваемого нормативного правового акта.
Заявитель полагает, что действия Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области по составлению заключения и направления его Главе сельского поселения Юдинское являются незаконными.
Суд не может согласиться с указанной позицией заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с ч.5.1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно положениям закона Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» в качестве гарантии осуществления полномочий глав муниципальных образований установлена только доплата к пенсии.
В силу ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе и такой основной меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно пп.«д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аникоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах по делу, суд полагает, что действия Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области по составлению и направлению заключения по результатам проведения антикоррупционой экспертизы на решение Совета сельского поселения Юдинское от ДД.ММ.ГГГГ № обоснованны и законны, кроме того, заключение по результатам проведения антикоррупционой экспертизы носит рекомендательный характер, прав и свобод Главы сельского поселения Юдинское не нарушает. Доводы заявителя, изложенные в заявлении, суд не принимает по внимание, поскольку ни ТК РФ, ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ни другие федеральные законы и законы области не гарантируют выборным должностным лицам местного самоуправления «другие выплаты» и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 22 календарных дня. ТК РФ предусматривает лишь общие гарантии трудовых прав работников, дополнительные гарантии выборным должностным лицам ТК РФ не устанавливает. Статус выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Однако, указанный закон также не предусматривает вышеуказанные гарантии выборного должностного лица. Соответственно, правовые основания для установления в Уставе муниципального образования дополнительных гарантий деятельности Главы муниципального образования отсутствуют. Кроме того, суд полагает, что гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления должны быть едиными на уровне субъекта РФ для данной категории лиц.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.