Судья Волкова Н.А. Дело 21-162/2019
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2019 г. г. Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда дело об административном правонарушении по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань» Мухаметкалиевой О.А. на решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 16 августа 2019 г., которым постановлено:
«постановление главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области от 4 июня 2019 г. № 172 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Альфа Рязань» оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Горбачева М.М. – без удовлетворения».
Заслушав дело, проверив доводы жалобы, судья
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Мценске (далее - Управление Росотребнадзора по Орловской области) от 4 июня 2019 г. юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Альфа Рязань» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица Горбачев М.М. обжаловал его в районный суд, судьей которого постановлено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, защитник ООО «Альфа Рязань» Мухаметкалиева О.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда.
Обращает внимание на то, что при рассмотрении дела необходимо было выяснить является ли вентиляция приточной либо вытяжной.
Без специальных познания указанный вопрос выяснить не представляется возможным, в связи с чем, административному органу следовало назначить экспертизу, а не ограничиваться только протоколом осмотра от 5 марта 2019 г. и пояснениями специалиста ЗОВ
При этом, факт наличия обособленного вентиляционного канала, который расположен в кирпичной стене дома с момента постройки в протоколе осмотра не отражен.
При этом из акта № 115 от 9 июля 2019 г. следует, что в данном помещении имеется обособленный вентканал, оборудованный отдельно от системы вентиляции жилого дома и выступает выше уровня жилого дома, более чем на 1 м.
Также указывает на то, что в рамках административного расследования не исследовались конструктивные элементы системы вентиляции, что являлось необходимым.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения защитника ООО «Альфа Рязань» Мухаметкалиеву О.А., поддержавшую доводы жалобы, возражения должностного лица, вынесшего постановление - начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Мценске Бесова П.Н., полагавшего, что решение судьи является законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.
Из содержания положений частей 1, 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что рассмотрение жалобы на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении лица к административной ответственности, осуществляется в порядке и сроки, установленные статьями 30.2-30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее-Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно пунктам 1.1, 4.4 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 «Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. (далее - СП 2.3.6.1066-01) настоящие Санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Система вентиляции организаций торговли, расположенных в жилых домах и зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Для складских помещений продовольственных и непродовольственных товаров в организациях торговли системы вентиляции оборудуются раздельными.
Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, на основании письменного обращения Новикова И.В., проживающего по в г. Мценске, ул. <...>, 5 марта 2019 г. Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в отношении ООО «Альфа Рязань» произведен осмотр магазина «Красное и Белое», расположенного по адресу: Орловская область, г<...>.
В ходе проведенного осмотра было установлено, что юридическим лицом - ООО «Альфа Рязань» нарушены требования статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункт 4.4 СП 2.3.6.1066-01, а именно шахта (магистраль) вытяжной вентиляции складского помещения вышеуказанного магазина выходит на наружную стену со двора у подъезда № 4 жилого дома № <...> Орловской области на высоту примерно 2,5 м., то есть не выступает над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 метра.
Факт совершения юридическим лицом – ООО «Альфа Рязань» административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 9 апреля 2019 г.; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий от 5 марта 2019 г., в которых отражены вышеуказанные обстоятельства (т. 1 л.д. 59, 60-61, 74-76); представлением от 4 июня 2019 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 1 л.д. 80); показаниями свидетеля – специалиста МАВ (т. 1 л.д. 174); актом № 115 от 9 июля 2019 г. (т.1 л.д. 131) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении юридического лица – ООО «Альфа Рязань» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание, назначено ООО «Альфа Рязань» в пределах санкции статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Проверка законности и обоснованности решения судьи Мценского районного суда Орловской области от 16 августа 2019 г. показала, что выводы судьи основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки представленных доказательств не усматривается.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы влияли на полноту и объективность рассмотрения дела, при принятии оспариваемого постановления и решения ни должностным лицом, ни судьей районного суда не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание изложенное, постановление по делу об административном правонарушении от 4 июня 2019 г., и решение судьи районного суда от 16 августа 2019 г., вынесенные в отношении юридического лица – ООО «Альфа Рязань» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются законными и обоснованными, в связи с чем, оснований для их отмены и прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного санитарного врача по городу Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в городе Мценске от 4 июня 2019 г. и решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 16 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань» Мухаметкалиевой О.А. – без удовлетворения.
Судья областного суда И.Н. Сабаева
Судья Волкова Н.А. Дело 21-162/2019
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2019 г. г. Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда дело об административном правонарушении по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань» Мухаметкалиевой О.А. на решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 16 августа 2019 г., которым постановлено:
«постановление главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области от 4 июня 2019 г. № 172 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Альфа Рязань» оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Горбачева М.М. – без удовлетворения».
Заслушав дело, проверив доводы жалобы, судья
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Мценске (далее - Управление Росотребнадзора по Орловской области) от 4 июня 2019 г. юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Альфа Рязань» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица Горбачев М.М. обжаловал его в районный суд, судьей которого постановлено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, защитник ООО «Альфа Рязань» Мухаметкалиева О.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда.
Обращает внимание на то, что при рассмотрении дела необходимо было выяснить является ли вентиляция приточной либо вытяжной.
Без специальных познания указанный вопрос выяснить не представляется возможным, в связи с чем, административному органу следовало назначить экспертизу, а не ограничиваться только протоколом осмотра от 5 марта 2019 г. и пояснениями специалиста ЗОВ
При этом, факт наличия обособленного вентиляционного канала, который расположен в кирпичной стене дома с момента постройки в протоколе осмотра не отражен.
При этом из акта № 115 от 9 июля 2019 г. следует, что в данном помещении имеется обособленный вентканал, оборудованный отдельно от системы вентиляции жилого дома и выступает выше уровня жилого дома, более чем на 1 м.
Также указывает на то, что в рамках административного расследования не исследовались конструктивные элементы системы вентиляции, что являлось необходимым.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения защитника ООО «Альфа Рязань» Мухаметкалиеву О.А., поддержавшую доводы жалобы, возражения должностного лица, вынесшего постановление - начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Мценске Бесова П.Н., полагавшего, что решение судьи является законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.
Из содержания положений частей 1, 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что рассмотрение жалобы на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении лица к административной ответственности, осуществляется в порядке и сроки, установленные статьями 30.2-30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее-Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно пунктам 1.1, 4.4 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 «Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. (далее - СП 2.3.6.1066-01) настоящие Санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Система вентиляции организаций торговли, расположенных в жилых домах и зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Для складских помещений продовольственных и непродовольственных товаров в организациях торговли системы вентиляции оборудуются раздельными.
Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, на основании письменного обращения Новикова И.В., проживающего по в г. Мценске, ул. <...>, 5 марта 2019 г. Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в отношении ООО «Альфа Рязань» произведен осмотр магазина «Красное и Белое», расположенного по адресу: Орловская область, г<...>.
В ходе проведенного осмотра было установлено, что юридическим лицом - ООО «Альфа Рязань» нарушены требования статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункт 4.4 СП 2.3.6.1066-01, а именно шахта (магистраль) вытяжной вентиляции складского помещения вышеуказанного магазина выходит на наружную стену со двора у подъезда № 4 жилого дома № <...> Орловской области на высоту примерно 2,5 м., то есть не выступает над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 метра.
Факт совершения юридическим лицом – ООО «Альфа Рязань» административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 9 апреля 2019 г.; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий от 5 марта 2019 г., в которых отражены вышеуказанные обстоятельства (т. 1 л.д. 59, 60-61, 74-76); представлением от 4 июня 2019 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 1 л.д. 80); показаниями свидетеля – специалиста МАВ (т. 1 л.д. 174); актом № 115 от 9 июля 2019 г. (т.1 л.д. 131) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении юридического лица – ООО «Альфа Рязань» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание, назначено ООО «Альфа Рязань» в пределах санкции статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Проверка законности и обоснованности решения судьи Мценского районного суда Орловской области от 16 августа 2019 г. показала, что выводы судьи основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки представленных доказательств не усматривается.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы влияли на полноту и объективность рассмотрения дела, при принятии оспариваемого постановления и решения ни должностным лицом, ни судьей районного суда не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание изложенное, постановление по делу об административном правонарушении от 4 июня 2019 г., и решение судьи районного суда от 16 августа 2019 г., вынесенные в отношении юридического лица – ООО «Альфа Рязань» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются законными и обоснованными, в связи с чем, оснований для их отмены и прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного санитарного врача по городу Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в городе Мценске от 4 июня 2019 г. и решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 16 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань» Мухаметкалиевой О.А. – без удовлетворения.
Судья областного суда И.Н. Сабаева