судья: Островский А.В.
адм. дело №33а-4899
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2022 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,
судей Смолиной Ю.М., Михайловой Р.Б.
при секретаре Цыганковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихомирова ... к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), присуждении компенсации (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, № 2а-19/2022)
по апелляционной жалобе административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2022 года о частичном удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихомиров И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия, присуждении компенсации в размере сумма за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, указывая на отсутствие в камере горячего водоснабжения.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2022 года административное исковое заявление Тихомирова И.Ю. удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю в виде необеспечения содержащегося в исправительном учреждении пожизненно осужденного лица Тихомирова И.Ю. горячим водоснабжением в камере, за период с 26 сентября 2017 года по 08 октября 2021 года. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Тихомирова ... взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 26 сентября 2017 года по 08 октября 2021 года в размере сумма. В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ставит вопрос об отмене указанного судебного акта как незаконного; в обоснование доводов заявитель указывает на то, что действующим законодательством не установлена обязанность обеспечить осужденного горячей водой в камере; горячее водоснабжение зданий и сооружений исправительной колонии обеспечивалось путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа, установленных в душевых.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Рассматривая дело, суд, установив, что Тихомиров И.Ю. приговоренный к пожизненному лишению свободы, с 26 сентября 2017 года отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (адрес), где вплоть до 08 октября 2021 года в камерах осужденных, отсутствовало горячее водоснабжение, на что как на нарушение условий содержания заключенных обращали внимание органы прокуратуры, вносили в адрес ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю представление от 31.08.2018 №128ж-2018 о незамедлительном строительстве газовой котельной для подводки горячей воды к жилой (режимной) зоне, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных Тихомировым И.Ю. требований в части; присудил административному истцу справедливую компенсацию с учетом установленного характера и продолжительности нарушения, обстоятельств, при которых нарушение допущено, а также его последствия для осужденного.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется; они соответствуют фактическим обстоятельствам и законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения.
Так, в силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1). Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно статье 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1); компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы, в том числе в материально –бытовом плане; несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ст.ст. 99,101 УИК РФ); гарантировать осужденным право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (в соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Приказом Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)", а также Сводом Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 N 1454/пр (введен в действие с 21.04.2018) предусмотрено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы в том числе горячим водоснабжением; подводка холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 КАС РФ).
По результатам прокурорской проверки установлено и никем не отрицается, что что в камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где отбывают наказание осужденные, до 08 октября 2021 года отсутствовало горячее водоснабжение; поселковая котельная в летний период времени услугу по горячему водоснабжению учреждению не оказывало из-за сезонного характера работы; в зимний период использовать горячую воду поселковой котельной было невозможно, поскольку горячая вода предназначена для технических нужд; строительство отдельной газовой котельной ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю своевременно окончено не было; горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 обеспечивалось путем нагрева холодной воды в установленных в душевых электрических бойлерах накопительного типа; 08 октября 2021 года после запуска системы отопления в камеры учреждения начали подавать горячую воду.
В соответствии с Конституцией Российской Федерацией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).
Условия содержания осужденных в местах лишения свободы должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству; лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучия лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Принимая во внимание изложенное и оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что условия содержания Тихомирова И.Ю. в спорный период не соответствовали установленным требованиям, в связи с чем имеются основания для присуждения административному истцу компенсации; административными ответчиками было допущено незаконное бездействие в вопросе обеспечения надлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК -6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Суд верно отклонил доводы ФКУ ИК -6 УФСИН России по Хабаровскому краю об отсутствии нарушений условий содержания административного истца; следует признать, что горячее водоснабжения в камере отсутствовало в течение длительного периода и не могло не вызывать у административного истца естественного чувства дискомфорта и трудности в удовлетворении естественных человеческих потребностей, поддержании необходимого уровня гигиены и охране здоровья; отсутствие горячего водоснабжения в камере (покидать которую осужденному к пожизненному лишению свободы запрещено режимом за исключением времени на мытье) является нарушением условий содержания заявителя в исправительном учреждении.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств касательно существа спора по указанному вопросу в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей. Бремя доказывания распределено между сторонами правильно; нарушений норм материального права судом не допущено; само по себе то, что проектная документация на режимный корпус исправительного учреждения была утверждена в 1994 году, а сам он был построен и введен в эксплуатацию в 2012 году об обратном не свидетельствуют; проектной документацией предусматривалось и горячее водоснабжение в камерах (л.д. 72)
При определении размера компенсации, судебная коллегия полагает, что суд учел все заслуживающие внимание факторы, руководствовался принципами разумности и справедливости, что доводами апелляционной жалобы также не опровергается.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда, в том числе безусловные, по материалам административного дела и исходя из доводов апелляционной жалобы не установлены.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
1