Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.,
при секретаре Сергеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2015 года апелляционную жалобу Военного комиссариата Калужской области на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Комарова В. А. к Военному комиссариату Калужской области о взыскании расходов на оплату ритуальных услуг и на изготовление и установку надгробного памятника,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ комаров В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Калужской области о взыскании компенсации расходов по оплате ритуальных услуг и расходов на изготовление и установку надгробного памятника, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Комарова М.М. (мать истца), которая обладала статусом бывшего несовершеннолетнего узника фашистского концлагеря. Просила взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате ритуальных услуг в сумме <данные изъяты> и расходы на изготовление и установку надгробного памятника в сумме <данные изъяты>, расходы по уплате государственной пошлины.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Калужской области, считая незаконным решение мирового судьи, просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в иске полностью.
В обоснование требований ответчик указал, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Действующее законодательство не предусматривает компенсацию расходов на погребение бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей.
Истец Комаров В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела от него не поступало.
Военный комиссариат Калужской области, извещенный надлежащим образом, представителя для участия в деле не направил.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании удостоверения Комарова М.М. имела право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова М.М. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.4).
Истцом были понесены расходы на оплату ритуальных услуг в сумме <данные изъяты> и расходы на изготовление и установку двойного надгробного памятника Комаровой М.м. и Комарову В.А. в сумме <данные изъяты>.
В пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Оказание ритуальных услуг ветеранам предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 24, действующей в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Указанной нормой Федерального закона N 122-ФЗ каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма, не введено.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в частности установлено, что расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством РФ для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с действующим Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 г. N 5, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета (пункт 35).
Согласно постановлению Правительства РФ от 06 мая 1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы и лиц, уволенных с военной службы а также на изготовление и установку надгробных памятников» в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 76 от 04 февраля 2013 года оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более <данные изъяты>. Нормы расходов на изготовление надгробных памятников и их установку (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2014 года № 181, действовавшей на момент оплаты истцом расходов по изготовлению и установке памятника) погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до <данные изъяты>
Исходя из изложенного, мировой судья пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований о компенсации понесенных истцом расходов на оплату ритуальных услуг в сумме <данные изъяты> и на изготовление и установку надгробного памятника для умершей Комаровой М.М. в сумме <данные изъяты>, обоснованно исключив из стоимости памятника расходы, понесенные в связи с установкой памятника Комарову В.А., а также в связи с приобретением постели, креста с табличкой.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мировым судьей дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам, применительно к указанным нормам материального права, и при этом, обоснованно отвергнуты доводы стороны ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена государственная гарантия по оплате расходов на погребение бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.
Иных основанных на доказательствах доводов, которые опровергали бы правильность выводов суда первой инстанции и могли бы служить основанием для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, мировым судьей не допущено.
Решение суда в части взыскания с ответчика судебных расходов также соответствует положениям статей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В связи с изложенным, правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Комарова В. А. к Военному комиссариату Калужской области о взыскании компенсации расходов на оплату ритуальных услуг и на изготовление и установку надгробного памятника оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Фоломеева