Дело № 2-292/2022
25RS0024-01-2021-002713-37
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2022 г. с. Владимиро-Александровское
Партизанский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Сычевой Е.Е.,
при секретаре Манышевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Назаренко Н.Д. к администрации Партизанского муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения, с участием в деле в качестве третьего лица- Министерства образования <адрес>,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить на администрацию Партизанского муниципального района обязанность предоставить Назаренко Н.Д. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 26 кв. м., но не менее установленной на территории <адрес> нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма после получения финансовых средств, обязать <адрес> после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства администрации Партизанского муниципального района на обеспечение жилым помещением Назаренко Н.Д.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что распоряжением отдела опеки и попечительства по <адрес> Назаренко Н.Д. поставлен на специализированный жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, также он включен в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории <адрес>. Согласно информации Росреестра в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных за Назаренко Н.Д. объектах недвижимости. По информации КГКУ «Управления землями и имуществом на территории <адрес>» сведения о наличии в собственности Назаренко Н.Д. объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории <адрес> по данным, содержащимся в учетно-технической документации, не имеется. Государственная гарантия предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Назаренко Н.Д. жилого помещения до настоящего времени не исполнена.
В судебном заседании представитель истца, пом. прокурора <адрес> Ким А.С. на удовлетворении исковых требований настаивала, сославшись на доводы изложенные выше.
Назаренко Н.Д. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчика и третьего лица: администрации Партизанского муниципального района, <адрес> и Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что Назаренко Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает по адресу: <адрес>.
Назаренко Н.Д. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в Сводный список лиц принятых на специализированный жилищный учет, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда <адрес> на основании распоряжения.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований частично, суд исходит из того, что Назаренко Н.Д. относится к числу детей-сирот и имеет право на обеспечение во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес>. В соответствии с распоряжением отдела опеки и попечительства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, на основании Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из сила детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», Назаренко Н.Д. принят на специализированный учет и включен в список лиц, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда <адрес>. Согласно информации Росреестра в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных за Назаренко Н.Д. объектах недвижимости. По информации КГКУ «УЗИ» объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории ПК за Назаренко Н.Д. не значится.
Лица, включенные в Сводный список, подлежат обеспечению жилым помещением в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ в силу ч.2 ст. <адрес> №-КЗ лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с вышеуказанным <адрес>.
Согласно ст. <адрес> №-КЗ в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов <адрес>, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
В соответствии с ч.4 ст. <адрес> №-КЗ норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования <адрес>.
Отсутствие в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ определенного срока, в течение которого данной категории граждан должно предоставляться такое жилое помещение, должно толковаться не иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, а отсутствие у органа местного самоуправления необходимых бюджетных ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения такой обязанности в отношении истца.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержаться и в <адрес> №-КЗ. В соответствии с ч.1 ст. <адрес> №-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>", Закон регулирует отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающих на территории <адрес>, на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также устанавливает дополнительную меру социальной поддержки указанных лиц, достигших возраста 23 лет, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым обязанность по обеспечению их жилым помещением возложена на <адрес>, в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность, удостоверяемой сертификатом (далее - социальная выплата, удостоверяемая сертификатом).
Однако, такового судебного решения в отношении Назаренко Н.Д. не принималось. Обязанность по предоставлению истцу жилого помещения не может быть возложена на <адрес>, поскольку согласно ч. 5 ст. <адрес> №-КЗ уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> в области образования является главным распорядителем средств субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на осуществление государственных полномочий. В соответствии с Положением о министерстве образования <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па, министерство образования <адрес> обладает правом юридического лица в объеме, необходимом для реализации своей компетенции и т.д. Министерством <адрес> субвенция доведена до администрации Партизанского муниципального района <адрес> в полном объеме. Доказательств недостаточности финансирования администрацией района в суд не представлено.
Установленный законом <адрес> порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие у ответчика надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ни ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни нормы ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также <адрес> №-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>" " не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете.
Закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Назаренко Н.Д. к Администрации Партизанского муниципального района, <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Партизанского муниципального района <адрес> предоставить Назаренко Н.Д. на территории Партизанского муниципального района <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее установленной на территории <адрес> нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Партизанского муниципального района <адрес>.
В остальной части в удовлетворении исковых требований– отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в <адрес>вой суд, через Партизанский районный суд со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.Е. Сычева