Дело №2-3111/2021
23RS0050-01-2020-004936-91
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 06 октября 2021 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Воротынцевой А.А.,
при секретаре Матвиенко Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации МО Темрюкский район к Панарину Г.В. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Администрации МО <адрес>, действующая по доверенности Клыкова М.А. обратилась в суд с иском, в котором просит запретить Панарину Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, с «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» на «туристическое обслуживание (код 5.2.1)», ссылаясь на следующее.
Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования Темрюкский район с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства Краснодарского края и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером 23<адрес>, принадлежащего на праве собственности Панарину Г.В., по результатам которого установлено, что на земельном участке, площадью 1031 кв.м., с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного на землях населенных пунктов, возведен объект капитального строительства –трехэтажное здание гостиничного типа, разрисованное с наружной части сказочной тематики. Территория осматриваемого земельного участка по фасаду частично имеет ограждение в виде забора.
В границах вышеуказанного земельного участка возведено трёхэтажное здание гостиничного типа, в отношении которого в сведениях ЕГРН отсутствует запись о государственной регистрации права.
В рамках проводимой документарной проверки на предмет законности возведения на земельном участке объектов капитального строительства установлено, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> собственником ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства №с.
По настоящее время, Панарин Г.В. не обращался в администрацию МО Темрюкский район с уведомлением о соответствии возведенного объекта капитального строительства параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве. В отношении спорного объекта отсутствует акт ввода в эксплуатацию, а также зарегистрированное в установленном порядке право собственности.
Согласно общедоступным сведениям сети «интернет», на информационной странице <адрес> включающий в себя номера для проживания, а также информацию о ценах за проживание в данном гостевом доме.
ДД.ММ.ГГГГ Панарину Г.В. направлялось уведомление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, однако до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен. При таких обстоятельствах, последствием недобросовестных действий ответчика является запрет осуществления деятельности. В связи с чем, представитель истца обратилась в суд с указанными требованиями.
Представитель Администрации МО <адрес>, действующий по доверенности Пивень А.И. был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Панарин Г.В., будучи надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, причина его неявки суду неизвестна.
В связи с неявкой ответчика, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные Администрацией МО <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст.12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с п.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории <адрес>» к основным целям муниципального земельного контроля относится в том числе, контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими: лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства <адрес> в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.
Основным задачами муниципального земельного контроля являются принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований земельного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами; принятие мер по устранению последствий нарушений, выявленных в ходе проведения проверочных мероприятий муниципального земельного контроля; 3) создание, надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственных, муниципальных и общественных интересов, публичных образований в сфере использования земель (ч.2 ст.1 ЗК №).
Должностные лица органов муниципального земельного контроля имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации; выдавать в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, объекты самовольной постройки, обследовать объекты земельных отношений, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде у граждан и юридических лиц (ст.4 ЗК №).
Из материалов дела следует, что в рамках проведения рейдовых мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес>, принадлежащего на праве собственности Панарину Г.В., по результатам которого установлено, что на земельном участке, площадью 1031 кв.м., с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного на землях населенных пунктов, возведен объект капитального строительства –трехэтажное здание гостиничного типа, разрисованное с наружной части сказочной тематики. Территория осматриваемого земельного участка по фасаду частично имеет ограждение в виде забора.
В границах вышеуказанного земельного участка возведено трёхэтажное здание гостиничного типа, в отношении которого в сведениях ЕГРН отсутствует запись о государственной регистрации права.
В рамках проводимой документарной проверки на предмет законности возведения на земельном участке объектов капитального строительства установлено, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, собственником ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства №с.
По настоящее время, ответчик Панарин Г.В. не обращался в администрацию МО <адрес> с уведомлением о соответствии возведенного объекта капитального строительства параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве. В отношении спорного объекта отсутствует акт ввода в эксплуатацию, а также зарегистрированное в установленном порядке право собственности.
Согласно общедоступным сведениям сети «интернет», на информационной странице <адрес> включающий в себя номера для проживания, а также информацию о ценах за проживание в данном гостевом доме.
При проведении визуального осмотра установлены признаки использования вышеуказанного объекта, как гостевого дома «Динозаврики», а также усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным использованием.
Строительство индивидуального жилого дома не предусматривает согласование проектной и иной технической документации, в то время как все строящиеся коммерческие объекты в обязательном порядке должны оформлять эти документы. В случае эксплуатации жилого помещения в коммерческих целях должен быть осуществлен перевод жилого помещения в нежилое или изменение целевого назначения данного помещения (здания) с соблюдением процедуры публичных слушаний органом местного самоуправления.
Указанные услуги оказываются ответчиком без учета требований безопасности в местах массового нахождения людей (требования действующего законодательства о наличии разрешения на строительство и утвержденной проектной документации, выданной до начала строительства и согласованной с контрольно-надзорными органами, в том числе: органами МЧС (пожарная охрана) и т.д., органами экологического контроля - объект находится в особо охраняемой зоне курорта; требования о наличии комплекса систем сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.
Соблюдение всех указанных требований возможно только на объектах капитального строительства, возведенных легально, с получением до начала строительства объекта всех необходимых разрешений и согласований, и прошедших процедуру государственной регистрации права собственности на вновь возведённый объект.
В силу положений п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п.1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст.35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст.37 указанного Кодекса. В соответствии с положениями ч.2, 3 ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень видов надзора и контроля за использованием земель, в том числе, муниципальный земельный контроль, который в соответствии со ст.72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст.260 ГК РФ, ст.42, ст.40 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает обязанность собственников земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Данная норма корреспондирует с положениями ст.ст.36 и 58 Конституции Российской Федерации. Часть 2 ст.36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ одними из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются: использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использований земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1).
<адрес>
Однако, фактическое использование земельного участка и объекта капитального строительства, расположенного на нем соответствует виду разрешенного использования - «Туристическое обслуживание (код 5.2.1)», подразумевающего возможность размещения на земельном участке пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них. Указанный вид разрешенного использования земельного участка в указной зоне Ж-1 «Зона индивидуальной, малоэтажной жилой застройки» входит в основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитально строительства, что дает возможность собственнику самостоятельно обратиться в регистрационные органы для внесения изменений в существующий вид разрешенного использования земельного участка, путем добавления дополнительного вида использования.
Положениями Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п.7 ч.1 ст.1, ч.1 ст.65 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность.
Следовательно, принадлежащий ответчику Панарину Г.В. на праве собственности земельный участок должен использоваться только в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Действующее земельное законодательство устанавливает правовой режим земель, который определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: 1. принадлежность земельного участка к определенной категории земель; 2. принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель.
Советом Голубицкого сельского поселения Темрюкского района принято Решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в решение Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге на территории Голубицкого сельского поселения <адрес>» налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка. Исходя из чего, в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлена налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, а в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности установлена налоговая ставка 1,5%.
Таким образом, неисполнение Панариным Г.В. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Голубицкого сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.
Кроме того, существенное значение для дела имеет и факт нарушения ответчиком интересов неопределенного круга лиц, выразившийся в следующем. Поводом к инициированию проверки соблюдения требований земельного законодательства послужило обращение граждан в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организация по вопросу значительных перебоев в передаче электроэнергии по <адрес> жилых домов в качестве гостевых, что значительно влияет на отключения и перепады в сети электроснабжения во всех домах на указанной улице в связи с нецелевым использованием Панариным Г.В. объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.
В соответствии с п.1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Исходя из вышеизложенных норм законодательства, следует вывод об отсутствии законных оснований для использования земельного участка с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства для осуществления туристического обслуживания с целью извлечения прибыли.
Таким образом, деятельностью ответчика нарушаются требования ст.ст.7, 12, 42 Земельного кодекса РФ, поскольку, земельный участок используется с нарушением его целевого назначения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, способами, которые создают угрозу нанесения вреда окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту.
Между тем, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Панарину Г.В. направлялось уведомление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен.
При таких обстоятельствах, последствием недобросовестных действий ответчика является запрет осуществления деятельности, в связи с чем, суд находит исковые требования представителя истца законными и обоснованными.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с Панарина подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального образования «Темрюкский район» в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 235-237 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Администрации МО Темрюкский район к Панарину Г.В. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства - удовлетворить.
Запретить Панарину Г.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, с «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» на «туристическое обслуживание (код 5.2.1)».
Взыскать с Панарину Г.В. в бюджет муниципального образования «Темрюкский район» госпошлину в сумме 300 руб.
Ответчик вправе подать в Темрюкский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда изготовлено 11.10.2021.
Председательствующий А.А.Воротынцева