Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1909/2013 (2-8478/2012;) ~ М-6887/2012 от 27.11.2012

Дело № 2-1909/2013         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2013 года                                  город Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чебыкина В.Л.

с участием истца Яковлева В.Г.

представителя ответчика Пацейко Н.В.

при секретаре Басалгиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Яковлева В. Г. к Военному комиссариату Пермского края, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан», центру социального обеспечения военного комиссариата Пермского края о взыскании суммы,

установил:

Яковлев В.Г. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан», центру социального обеспечения военного комиссариата Пермского края и с учетом уточненных исковых требований просил признать решение военного комиссариата Пермского края об отказе в назначении ему и выплате компенсации за наем жилого помещения незаконным, обязать военный комиссариат Пермского края принять решение о назначении и выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения до предоставления жилья, взыскать с Центра социального обеспечения военного комиссариата Пермского края в счет компенсации расходов по найму жилого помещения -СУММА1-, -СУММА2- в счет расходов по государственной пошлине и -СУММА3- за составление искового заявления.

Свои требования мотивировал тем, что Приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ он досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно- штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 ст. 51 Федерального закона 1 воинской обязанности и военной службе"). Выслуга лет в Вооружённых Силах РФ составила 22 года 3 месяца, уволен с оставлением в списках очередников получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.

На учёте нуждающихся в обеспечении жилой площадью состоит с ДД.ММ.ГГГГ. За время прохождения службы в военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации служебным жилым помещением обеспечивался.

В настоящий момент состоит в списках очередников на получение жилых помещений по договору социального найма в «Центральном региональном управлении жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации.    

ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключён договор найма жилого помещения, расположенного по <адрес>, плата за найм составляет -СУММА4- в месяц. Семья состоит из 4 человек, л.д. 27).

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Центр социального обеспечения военного комиссариата Пермского края через Отдел по Мотовилихинскому и Орджоникидзевскому районам г. Перми с заявлением о назначении и выплате ему компенсации за наём жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из Отдела по Мотовилихинскому и Орджоникидзевскому районам г. Перми военного комиссариата Пермского края, в котором указано, что его заявление рассмотрено должностными лицами Центра социального обеспечения военного комиссариата Пермского края; представленный пакет документов был возвращён в Отдел по Мотовилихинскому и Орджоникидзевскому районам с уведомлением, в котором сообщается, что выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, предусмотренная статьёй 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", выплачивается гражданам Российской Федерации, которые уволены с военной службы и до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях; истец до 13 ноября 1996 года состоял на учёте в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью по месту службы и при увольнении с неё имел право выбора - быть уволенным с военной службы после предоставления жилья либо уволиться и состоять на учёте в ФГУ "Центр регионального управления жилищного обеспечения" до предоставления жилой площади; в связи с вышесказанным проинформирован, что выплата ему денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений действующим законодательством не предусмотрена.    

Отказ истец считает незаконным, поскольку он противоречит ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего» и постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим     - гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей».

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика исковые требования не признал, поскольку право на получение названной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, которые приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не в органах местного самоуправления, а в жилищной комиссии воинской части, законом предоставлено.

Остальные участники в судебное заседание не явились.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что спор подлежит рассмотрению в соответствии Федерального закона «О статусе военнослужащего», Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, главы 25 Гражданско- процессуального кодекса РФ, ст. 15 ГК РФ.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, истец проходил военную службу в в военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации. Решением жилищной комиссии военного представительства истец был признан нуждающимся в получении жилой площади и принят на учет нуждающихся в получении жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства обороны РФ № 1683 от 27 декабря 2011 года истец был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно- штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет в Вооруженных Силах РФ составляла 22 года 3 месяца, уволен с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой пощади по установленным нормам.

В настоящий момент Яковлев В.Г. состоит в списках очередников на получение жилых помещений по договору социального найма в «Центральном региональном управлении жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны РФ.

ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключён договор найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, плата за найм составляет -СУММА4- в месяц. Семья состоит из 4 человек, (л.д. 27).

В июле - августе 2011 году истец обратился в Центр социального обеспечения военного комиссариата Пермского края через Отдел по Мотовилихинскому и Орджоникидзевскому районам г. Перми с заявлением о назначении и выплате ему компенсации за наём жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из Отдела по Мотовилихинскому и Орджоникидзевскому районам г. Перми военного комиссариата Пермского края, в котором указано, что его заявление рассмотрено должностными лицами Центра социального обеспечения военного комиссариата Пермского края; представленный пакет документов был возвращён в Отдел по Мотовилихинскому и Орджоникидзевскому районам с уведомлением, в котором сообщается, что выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, предусмотренная статьёй 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", выплачивается гражданам Российской Федерации, которые уволены с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях; истец до ДД.ММ.ГГГГ состоял на учёте в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью по месту службы и при увольнении с неё имел право выбора - быть уволенным с военной службы после предоставления жилья либо уволиться и состоять на учёте в ФГУ "Центр регионального управления жилищного обеспечения" до предоставления жилой площади; в связи с вышесказанным проинформирован, что выплата ему денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений действующим законодательством не предусмотрена.    

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 13 ст. 15 указанного Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства обеспечиваются жилым помещением федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Также указанной нормой (абз. 2 п. 14 ст. 15) предусмотрено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Определенная указанной нормой ст. 15 Закона дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) - 01 января 2005 г. связана с изменением формы обеспечения жильем.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П пункты 2 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 г., в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом указано на то, что с учетом положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. При этом законодатель освободил органы местного самоуправления с 1 января 2005 года от обязанности предоставлять в трехмесячный срок жилье из муниципального фонда по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, и возложил обязанность по их обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установлено, что положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 3-П содержащаяся в абзаце втором пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года. При этом указано на следующее. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах. Само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, что не освобождает федерального законодателя, осуществляющего в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. При этом он должен исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Норма абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в истолковании, предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ № 909, установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 653)

в других городах и районных центрах - 3600 рублей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 653)

в прочих населенных пунктах - 2700 рублей, (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 653)

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях:

совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи;

семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.

Согласно п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Решением ВК Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 года N КАС08-566, пункт 4 настоящего Положения признан не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Указанные положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающие выплату компенсации за наем жилого помещения, предусматривают для военнослужащих и военнослужащих, уволенных с военной службы жилыми помещениями, не обеспеченных при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года. Как указано в названном Постановлении (п. п. 3, 3.1), согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15). При этом для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета (пункт 14 статьи 15). Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке данной категории граждан, уволенных с военной службы, что не снимает с него обязанности по обеспечению фактической реализации этими гражданами конституционного права на жилище в установленных законом формах. Мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений носит, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П, исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства. Несмотря на то, что само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено, федеральный законодатель при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Согласно изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства.

С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд считает, что у истца имеется право на получение компенсации за наем жилого помещения в связи с наличием в спорный период у истца права на обеспечение жилым помещением и в связи с отсутствием у истца жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Военный комиссариат Пермского края, решение которого об отказе в назначении и выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения следует признать незаконным.

К доводам ответчика о том, что истец не имеет права на вышеуказанную компенсацию в связи с тем, что она выплачивается гражданам, которые уволены с военной службы и до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, он же до 13 ноября 1996 года состоял на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площади по месту службы и при увольнении с нее имел право выбора – быть уволенным с военной службы после предоставления жилья, либо уволиться и состоять на учете в ФГУ «Центр регионального управления жилищного обеспечения» до предоставления жилой площади, суд относится критически.

Суд считает, что право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано ни с датой принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ни с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта (органе местного самоуправления). В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися в той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на Министерство обороны РФ, а не на органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенного выше и согласно требованиям Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 да № 909, с военного комиссариата Пермского края подлежит взыскать -СУММА1- (л.д. 12, 56, 90). Указанная сумма складывается -СУММА5- + -СУММА6- (увеличение на %) х 15 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = -СУММА1-.

Исковые требования о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения до предоставления жилья, удовлетворению не подлежат, поскольку суд не имеет оснований производить взыскание указанной компенсации на будущее, поскольку не определена дата предоставления истцу жилого помещения.

В соответствии со ст. ст. 94, 98 ГПК РФ (ст. 15 ГК РФ) с ответчика в пользу истца подлежит взыскать -СУММА3- в счет расходов по юридической помощи (л.д. 28- оставление исковых заявлений) и -СУММА2- в счет расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    решил:

    Взыскать с Военного комиссариата Пермского края в пользу Яковлева В. Г. -СУММА1-, -СУММА2- в счет расходов по государственной пошлине и -СУММА3- в счет юридической помощи, в остальной части иска отказать.

    Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    В.Л. ЧЕБЫКИН

2-1909/2013 (2-8478/2012;) ~ М-6887/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яковлев Вадим Геннадьевич
Ответчики
Военный Комиссариат Пермского края
Другие
ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан"
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Чебыкин Виктор Леонидович
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
27.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2012Передача материалов судье
29.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.02.2013Предварительное судебное заседание
29.03.2013Предварительное судебное заседание
09.04.2013Предварительное судебное заседание
15.05.2013Предварительное судебное заседание
22.05.2013Судебное заседание
28.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2013Дело оформлено
20.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее