Производство№ 2-1507/2020
УИД 28RS0004-01-2020-000319-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Чешевой Т.И.,
при секретаре Авалян А.С.,
с участием истца - Павловой О.Н., представителя ответчика - Крывкиной М.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «АКС» - Виноградовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Ольги Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» о признании отраженной на лицевом счете информации незаконной, обязании произвести исключение информации из лицевого счета, обязании произвести расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда, взыскании штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Павлова О.Н. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, в обоснование требований указав, что является собственником квартиры по адресу: ***, с 15.07.2015 года. Данный многоквартирный жилой дом оборудован тремя общедомовыми приборами учета тепловой энергии (акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 26.09.2017 года, 15.02.2013 года, 06.05.2015 года прилагаются). Все квартиры также оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Квитанции за услугу по отоплению выставляет ООО «Благовещенский Расчетно-кассовый центр», являющийся агентом управляющей организации ООО «Городская управляющая компания - ГУК 2». Теплоснабжающей организацией является АО «Амурские коммунальные системы». С 15.07.2013 года по 30.04.2019 года истец производила оплату за отопление исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии. Добросовестно передавала показания теплосчетчика через «Личный кабинет», терминал ПАО «Сбербанк России», которые отражались в платежных документах. С мая 2019 года и по настоящее время начисление за отопление производится без учета показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а в летнее время услуга не предоставлялась и показания теплосчетчика не менялись - 33 Гкал. В мае 2019 года ответчик произвел корректировку платы за отопление в размере 13749 рублей 52 копейки в сторону увеличения, мотивировав это тем, что при сборе информации для произведения корректировки платы за отопление в данном многоквартирном доме было выявлено, что фактический объем тепловой энергии, потребленной для нужд отопления за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года распределен не в полномобъеме (в том числе и в связи с отсутствием показаний индивидуальных приборов учета за период). Между ответчиком и третьими лицами заключен агентский договор и не одна из сторон до сих пор не вышла к собственникам с требованием о проверке и снятии показаний с индивидуальных приборов учета. Корректировка за отопление собственникам многоквартирного дома за период с января 2018 года по апрель 2019 года произведена согласна пунктам 42 (1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) по формуле 3 (1).
Ссылаясь на ч.ч. 6, 7 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в ред. от 09.09.2017), абз. 3 п. 1.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 30-П, истец указывает, что исходя из п. 3.4Расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 09.09.2017) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (3), при оплате равномерно в течение календарного года корректируется один раз в год исполнителем по формуле 3 (4).
Учитывая, что многоэтажный жилой дом по адресу: ***, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, а также все жилые и нежилые помещения в доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальные услуги по отоплению в помещении должен быть определен по формуле 3(3) приложения № 2 к Правилам. Начисление размера оплаты по формуле 3(1) является недопустимым.
17.07.2019 года истец обратилась в ООО «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» с претензией об отмене произведенного расчета в сумме 13749 рублей 52 копейки и необходимости определять размер платы за коммунальные услуги по отоплению на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии. В квартире истца теплосчетчик ELF-0,6-DN15-П, заводской номер 0756851, на основании результатов поверки признан пригодным к применению до 08.07.2023 года. 14.11.2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате штрафа в сумме 6874 рубля 76 копеек в связи с неверно произведенной корректировкой. По данному обращению ответчиком принято решение об отказе в произведении корректировки и выплате штрафа.
В результате неправомерных действий ответчика истцу причинен моральный вред, который Павлова О.Н. оценивает в размере 20000 рублей, поскольку она испытывала нравственные страдания по поводу того, что в результате действий ответчика стала недобросовестным плательщиком коммунальных платежей и у нее образовалась задолженность по оплате данных платежей, ей неоднократно приходилось обращаться в различные организации с целью отстаивания своих нарушенных прав.
На основании изложенного, истец просит суд: 1) Признать незаконной отраженную в лицевом счете 1363272 по адресу: ***, корректировку оплаты за теплоснабжение за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года в сумме 12378 рублей 66 копеек, а также за период с 01.01.2019 года по 30.04.2019 года в сумме 1370 рублей 86 копеек, а всего: 13749 рублей 52 копейки; 2) Обязать общество с ограниченной ответственностью «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» произвести исключение из лицевого счета 1363272 в отношении жилого помещения по адресу: ***, сумму корректировки в размере 13749 рублей 52 копейки; 3) Обязать общество с ограниченной ответственностью «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» произвести расчет размера оплаты за коммунальную услугу по отоплению жилого дома помещения, расположенного по адрес: ***, с 01.05.2019 года с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; 4) Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» в пользу истца штраф в размере 6874 рубля 76 копеек; 5) Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей; 6) Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 849 рублей 98 копеек.
Истец, представитель ответчика и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «АКС» в судебное заседание явились. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «Городская управляющая компания - ГУК 2» о дате, месте и времени судебного заседания извещалось в установленном ГПК РФ порядке, явку представителя суд не обеспечило. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Городская управляющая компания - ГУК-2» представлен письменный отзыв на иск, где заявленные исковые требования оспаривается в полном объеме. В обоснование заявленной позиции указано, что в г. Благовещенске определен расчет за услуги по отоплению с ежемесячной периодичностью (оплата услуг по отоплению в течение 12 месяцев, а не только отопительного периода), исходя из особенностей применения Правил предоставления коммунальных услуг и расчетов по отоплению, установленных Постановлением Правительства РФ о 27.08.2012 № 857.
При этом следует учитывать, что согласно формуле 3(4) Правил предусмотрено проведение корректировки платы за отопление. Корректировка (перерасчет) при этом может быть как отрицательный, когда уменьшается начисление платы за предыдущий год (снятие части начислений), так и положительной - когда увеличивается, то есть дополнительно доначисляется плата за услугу за предыдущий год.
Истец ссылается, что с 2013 года расчет размера платы за отопление производился на основании переданных показаний ИПУ по отоплению, передаваемых в ООО «Благ-РКЦ». Многоквартирный дом по *** 2013 года по 2015 год находился на управлении ООО «Городская управляющая компания - ГУК-2». Истец указывает, что ни одна из сторон не вышла с требованием о проверке и снятии показаний приборов учета по отоплению, управляющей компанией совместно с советом по МКД по *** проведена указанная проверка, копия данного акта прилагается, и факт данной проверки не может отрицаться истцом.
При принятии МКД по *** на управление (в 2015 году) в ООО «Городская управляющая компания ГУК-2» ни прежней управляющей организацией, ни собственниками помещений, в том числе технической документации, не передавалась документация о введении в эксплуатацию ИПУ по отоплению, более того, прежней управляющей организацией вообще не осуществлялся расчет отопления по ИПУ и не проводилась корректировка платы за отопление. Не передавались сведения об установленных интервалах для поверки ИПУ по отоплению (копии паспортов на установленные в помещениях ИПУ и / или в ином виде такие сведения), при этом информация об установленных интервалах поверки ИПУ указывается в техническом паспорте на изделие - прибор учета.
В связи с отсутствием этих сведений (документов) у управляющей компании, при заключении агентского договора с ООО «Благ-РКЦ» они не могли быть переданы в расчетный центр, так как, по сути, фактически отсутствовали у управляющей организации. Самостоятельно такие документы в ООО «Благ-РКЦ» собственниками, в том числе и истцом, не передавались до середины 2019 года. Доказательств обратного не имеется. Помимо этого, до мая 2019 года никто изсобственником помещений МКД не обращался в управляющую компанию по вопросу ввода ИПУ отопления в эксплуатацию, а также по вопросу принятия в расчете платы за отопление показания ИПУ отопления, установленного в помещениях у потребителей. Поведение собственников - потребителей, по вводу ИПУ в эксплуатацию, учету показаний ИПУ по отоплению в расчетах, было пассивным. При указанных обстоятельствах (отсутствие информации о вводе в эксплуатацию ИПУ и установленном межповерочном интервале) вообще не имелось оснований к принятию в расчет платы за отопление показаний ИПУ отопления, хотя они и были установлены в помещениях собственников.
Никаких проблем или вопросов по порядку начисления платы по отоплению до мая 2019 года не возникало, у ООО «ГУК-2» не имелось оснований проводить дополнительные, более детальные проверки правильности начисления агентом - ООО «Благ-РКЦ» платы за услуги отопления по указанному дому. В МКД установлены ОДПУ, по теплу и горячему водоснабжению итоговый объем потребленной тепловой энергии соответствовал объему по показаниям ОДПУ. В соответствии с нормами Правил не имеется оснований к принятию и учету показаний индивидуального прибора учета, не введенного в эксплуатацию в установленном законом порядке. Истец не предоставил ни ООО «ГУК-2», ни ООО «Благ-РКЦ» документов вплоть до июня 2019 года о вводе ИПУ по отоплению в эксплуатацию. Доказательств обратного не имеется. По вопросу ввода ИПУ отопления к ответчику не обращался.
Согласно абз. 3 п. 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формуле 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к этим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, приведенные в исковом заявлении, просила суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В дополнение пояснила, что поверка индивидуального прибора учета была произведена в июле 2019 года. Ей не понятно, почему после проведения поверки индивидуального прибора учета счета ответчиком по оплате за отопление выставляются в летние месяцы в среднем по 1600 рублей в месяц, когда услуга не оказывается, показания прибора учета в данный период времени не меняются. Начисленные среднемесячные показания превышают более чем в два раза реальное теплопотребление.
Представитель ответчика оспаривала заявленные исковые требования в полном объеме, в обоснование заявленной позиции, пояснила, что данный жилой дом сдан в эксплуатацию с оборудованными индивидуальными приборами учетав 2012 года, срок поверки приборов составляет 4 года, обязанность по поверке приборов учета действующим российским законодательством возложена на собственников жилых помещений. Своевременно поверка ИПУ по квартире истца произведена в 2016 году не была, что является основанием для расчета по формуле 3(1) Правил по май 2019 года включительно, поскольку согласно п. 81?? Правил, утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета. Соответственно, корректировка платы за отопление за период с 2018 года по май 2019 года производилась по формуле 3(1) Правил. Корректировка производится раз в год, в первом квартале года, следующего за годом, по которому производится корректировка, соответственно, срок корректировки – первый квартал 2021 года в данном случае еще не наступил. Должны также своевременно передаваться показания по всем трем общедомовым приборам учета. Расчет размера платы за коммунальные услуги ООО «Благ-РКЦ» производит в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «АКС» в судебном заседании в полном объеме поддержала доводы, изложенные представителем ответчика, в удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать в полном объеме в виду их необоснованности.
Выслушав пояснение, лиц участвующим в деле, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Предметом спора является законность начислений корректировки за теплоснабжение за период с 01.01.2018 года по 30.04.2019 года в жилом помещении, расположенном по адресу: ***.
В ходе судебного разбирательства установлено, и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, что *** в *** принадлежит на праве собственности Павловой О.Н. (Свидетельство о государственной регистрации права *** от 15.07.2013 года, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
В соответствии с положениями ст.161 ЖК РФ, собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: *** избран способ управления – управление через управляющую организацию ООО «Городская управляющая компания ООО ГУК-2»
01.05.2015 года между ООО «Городская управляющая компания ООО ГУК-2» и ООО «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» заключен агентский договор, в соответствии с которым, ООО «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» приняло на себя обязательства за вознаграждение совершать от своего имени и за счет ООО «Городская управляющая компания ООО ГУК-2» действия: - по формированию и ведению базы данных лицевых счетов потребителей жилищно-коммунальных услуг, собственников жилых и нежилыхпомещений, согласно перечню многоквартирных домов, находящихся в управлении; - по расчету, начислению потребителями платежей за жилые (нежилые) помещения и коммунальные услуги, включая: плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение, отопление (теплоснабжение), в том числе на общедомовые нужды; - иные платежи по указанию; - по формированию и печати платежных документов (счетов-квитанций) за оплату Услуг с последующей доставкой их до потребителя Принципала; - по приему платежей от потребителей за Услуги, в порядке, установленном п.2.16 настоящего договора; - по приему от потребителей показаний индивидуальных (общеквартирных) показаний приборов учета соответствующих коммунальных услуг.
Также из представленных материалов усматривается, что многоквартирный жилой дом имеет две секции, в данном многоквартирном доме имеются встроенные нежилые помещения. Кроме того, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: *** оборудован тремя общедомовыми приборами учета (акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 15.02. 2013 года, от 21.03.2013 года, от 25.02.2014 года, от 12.02.2015 года, от 06.05.2015 года, от 02.09.2015 года, от 18.02.2016 года, от 20.01.2016 года, от 26.09.2017 года, от 27.03.2017 года).
Из представленных доказательств усматривается, что жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, также оборудованы внутриквартирными приборами учета.
Как следует из доводов истца, получив квитанцию за май 2019 года она обнаружила, что произведена корректировка в части начисления по начислению тепловой энергии, полагает, что данные начисления произведены незаконно, исходя из формулы 3 (1) Правил.
Из материалов дела, доводов ответчика ООО «Благовещенский расчетно-кассовой центр» и письменных пояснений управляющей организации- ООО «Городская управляющая компания ГУК-2» усматривается, что ответчиком при расчетах была изначально применена формула 3(1) Правил при начисление оплаты за коммунальные услуги по теплоснабжению, ввиду того, что собственниками жилых и нежилых помещений в данном МКД не передавались показания индивидуального прибора учета, у ответчика и управляющей компании отсутствовала информация о наличии в данных помещениях установки ИПУ и наличии своевременно проводимых поверок данных ИПУ.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2013 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
В городе Благовещенске Амурской области определен расчет за услуги по отоплению с ежемесячной периодичностью, то есть в каждом календарном месяце, следовательно, оплата коммунальной услуги по отоплению производится в течении всего календарного года, а не только в период отопительного сезона.
Реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правительство РФ утвердило указанные выше Правила, согласно п. 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2).
В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2(3) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом, согласно п. 42 (1) Правилоплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абз. 2 - 4 п. 42 (1) Правил № 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абз. 2 п. 42 (1) данных Правил, формулы 2 и 2 (1) приложения N2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N30-П взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п.42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
В п. 4.4 данного Постановления указано, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из данного постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В данном постановлении проверялась конституционность нормативных положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз.3 и 4 п. 42 (1) Правил в рамках предмета, указанного в обращении собственника квартиры в многоквартирном доме, в котором все помещения на момент ввода дома в эксплуатацию были оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но к началу отопительного периода часть из них была демонтирована.
При этом, будучи не связанным основаниями и доводами, изложенными в обращении, Конституционный Суд РФ в абз.3 п. 4.3 Постановления № 30-П указал, что нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, то есть.не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение ст. 58 Конституции РФ приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что, в конечном счете, препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольномпорядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Как следует из ответа от 28.06.2019 за исх. № 892 ООО «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» на обращение Павловой О.Н. от 29.05.2019 года за вход. № 5288, многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, а также индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальные услуги по отоплению в i-м жилом или нежиломпомещении в МКД согласно п. 42(1) и п. 43 Правил определяется по формуле 3(3).
При сборе информации для произведения корректировки платы за отопление в вышеуказанном многоквартирном доме было выявлено, что фактический объем тепловой энергии, потребляемой для нужд отопления за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года, распределен не в полном объеме (в том числе в связи с отсутствием показаний индивидуальных приборов учета за вышеуказанный период) В связи с чем корректировка платы за отопление произведена согласно пунктам 42(1) и п. 3(1).
В адрес ответчика от ООО «АКС» за исх. № 101-19-4733 от 08.05.2019 поступило распоряжение о проведении корректировки платы за отопление по данному многоквартирному жилому дому за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года согласно среднемесячного потребления за данный период в размере 0,01502 Гкал/кв.м. (п.п. 59-60 Положения), на основании чего и была произведена корректировка по кв. *** данного МКД за вышеуказанный период.
Таким образом, в отношении жилого помещения - ***, общая сумма перерасчета (корректировки) по отоплению за период с 01.01.2018 года по 30.04.2019 года по платежным документам за май 2019 года составила 13749 рублей 52 копейки. Начисление (с учетом корректировки) за услугу отопление за май 2019 года произведено ответчиком исходя из среднемесячного объема потребления за 2018 год, что подтверждается соответствующими расчетами, предоставленными ответчиком и истцом не оспаривается.
В силу пп «у» п. 31 Правил ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг по заявлению потребителя. Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст.5 данного Федерального закона до 01.07.2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами индивидуальный прибор учета в квартире истца был установлен в 2012 году и в установленный для поверки данного вида приборов в 2015 году ее не прошел (при сроке поверки – 4 года).Поверка индивидуального прибора учета, установленного в квартире истца, была произведена лишь в июле 2019 года, что подтверждается представленным в материалы дела Свидетельством о поверке № 140928 от 08.07.2019 года (действительно до 08.07.2023 года), выданным ФБУ «Амурский ЦСМ»).
Подпунктом «д» п. 34 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Данная обязанность в предусмотренном законом порядке и установленные действующим российским законодательством сроки истцом надлежащим образом не исполнена.
В силу п. 81?? Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что корректировка платы за отопление за период с 2018 года по май 2019 года производилась по формуле 3(1) Правил ответчиком, наделенным данными полномочиями нормами действующего российского законодательства, правомерно.
Согласно пп.3(4) п.3 Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что с июня 2019 года, после предоставления истцом документов, подтверждающих наличие индивидуального прибора учета, соответствующего требованиям действующего российского законодательства, расчет оплаты за теплоснабжение по жилому помещению, принадлежащему истцу на праве собственности, расположенному по адресу: ***, производится исходя из показаний ОДПУ и ИПУ.
Согласно п. 3(4) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», корректировка платы за отопления является законным правом исполнителя коммунальных услуг, при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
Таким образом, вышеназванными Правилами предусмотрена возможность проведения корректировки начисленных и оплаченных коммунальных платежей по теплоснабжению.
Исходя из изложенного, очередную корректировку (по 2020 году) ответчик обязан произвести в первом квартале 2021 года.
Кроме того, суд также отмечает и тот, что исходя из положений ст.3 ГПК РФ в ее совокупности со ст.12 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное право истца, вместе с тем истец предъявляя настоящее требование фактически защищает свое право на будущее время.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии п. 67 раздела 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, вносится на основании платежных документов, предоставляемых потребителям.
На основании п. 118 раздела 11 указанных Правил, в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами услуг пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе.
В соответствии с п.65 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Требования к сведениям, которые должны содержаться в платежном документе определены в п.69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В соответствии с п.п. «г», «д», «е» объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами. Объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Согласно пп. «б» п. 33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте РФ принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пп. "г" п. 33 указанных Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пп. "р" п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирномдоме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, запрашиваемая истцом информация была ей предоставлена в соответствии с вышеуказанными нормами материального права.
На основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платыза коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами
Частью 7 указанное правовой нормой предусмотрено, что в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.
Таким образом, из указанной выше правовой нормы следует, что имеет место быть обязательное обращение собственника с заявлением в письменной форме о выплате штрафа и, выплата штрафа производится не денежными средствами в пользу собственника или нанимателя жилого помещения, а путем снижения размера платы за коммунальные услуги.
Из материалов дела не следует, что истец в досудебном порядке обращалась к ответчику с таким заявлением, следовательно, требования в данной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Учитывая вышеназванные положения закона, а также то, что в порядке ст.ст.12, 56 ГПК РФ суду не представлено достоверных, достаточных доказательств, свидетельствующих о своевременном предоставлении собственниками жилых помещений данного МКД показаний индивидуальных приборов учета, а также сведений о их наличии во всех помещениях МКД (в том числе в квартире истца) и о проведении своевременных поверок данных ИПУ, которые могли бы свидетельствовать о достоверности показаний данных ИПУ, суд полагает, что примененная стороной ответчика ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» формулы расчета корректировки (3 (1)) в 2018 году и в период с 01.01.2019 года по 31.05.2019 года является законным, при этом суд также учитывает проведение в 2019 году ответчиком соответствующей корректировки, вследствие чего признает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме, в том числе в части требования о компенсации морального вреда, как производного от основного.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Павловой Ольги Николаевны к ООО «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» о признании отраженной на лицевом счете информации незаконной, обязании произвести исключение информации из лицевого счета, обязании произвести расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда, взыскании штрафа, судебных расходов, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И. Чешева
Решение в окончательной форме составлено 22 сентября 2020 года.