Дело № 2-993/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., при секретаре Зелениной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску О.Д.М. к администрации Лысьвенского городского поселения о признании решения органа местного самоуправления недействительным и о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У с т а н о в и л:
О.Д.М. обратился в суд с иском к администрации Лысьвенского городского поселения о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании его семьи нуждающейся в жилом помещении и о возложении обязанности по постановке его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении как участника программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае 2011-2015 годы», ссылаясь на нарушение его прав.
В судебном заседании О.Д.М. заявленные требования поддержал и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит в зарегистрированном браке с О.В.А. От брака у них имеется сын О.А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время его семья зарегистрирована и проживает в 2-комнатной квартире <адрес> общей площадью 48,2 кв.м., собственником данной квартиры является его отец О.М.И. Помимо истца и членов его семьи в данной квартире зарегистрированы его родители О.М.И. и О.Е.Б, Таким образом на одного члена семьи приходится 9,64 кв.м., то есть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения для г.Лысьвы. Иного жилья он и члены его семьи не имеют. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Лысьвенского городского поселения с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении, с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае». Однако на учет они не были поставлены, поскольку решением жилищно-бытовой комиссии администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с наличием у О.Е.Б, в собственности 1/3 доли в праве на жилой дом <адрес> общей площадью 55,1 кв.м. Кроме того, его отец страдает хроническим психическим заболеванием, при котором совместное с ним проживание невозможно. Считает, что при расчете количества площади, приходящейся на одного члена семьи комиссия необоснованно не учла то обстоятельство, что О.М.И, и О.Е.Б, членами его семьи не являются, проживание с ними в одной квартире носит вынужденный характер ввиду отсутствия у его семьи другого жилого помещения, при этом с родителями они не ведут общего хозяйства, проживают в разных комнатах. Просит признать решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим закону и признать его семью нуждающейся в жилом помещении.
Представители администрации Лысьвенского городского поселения Б.О, и Ч.О. иск не признали. Они пояснили, что решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № О.Д.М. в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было отказано, поскольку О.Д.М. и члены его семьи зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире <адрес>, общей площадью 48,2 кв.м. Все зарегистрированные в квартире лица являются членами одной семьи. На одного члена семьи О.Д.М. приходится по 9,64 кв.м. общей площади жилого помещения, что меньше учётной нормы установленной в Лысьвенском городском поселении (11 кв.м.). Однако мать истца О.Е.Б, которая зарегистрирована и проживает с истцом по одному адресу и является членом его семьи, имеет в собственности 1/3 долю в праве собственности на жилой дом по <адрес> общей площадью 55,1 кв.м. В связи с чем, с учётом имеющегося жилья на каждого члена семьи О.Д.М. приходится по 13,66 кв.м., что выше учётной нормы и выше нормы, установленной для участников программы «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае 2011-2015 годы».
Истцу было отказано в постановке на учет в связи с превышением учетной нормы площади. Довод истца о наличии у его отца хронического психического заболевания, при котором совместное с ним проживание невозможно, не является основанием для признания семьи О.Д.М. нуждающейся в жилье, поскольку с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье обратился О.Д.М. а не лицо, страдающее хроническим заболеванием. Просит истцу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо по делу О.В.А. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что ее семья проживает в квартире <адрес>, принадлежащей отцу О.Д.М. О.М.И. членами семьи которого они не являются, совместного хозяйства не ведут.
Выслушав стороны, свидетелей, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Правительством Российской Федерации принято постановление от 17.12.2010 г. «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», которым утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». В рамках реализации подпрограммы Правительством РФ принято Постановление от 06.10.2010 г. № 825 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья».
Указанные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.п. 17 и 18 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с указанными нормативными актами Правительства РФ принят закон Пермского края от 17.12.2010 г. «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 – 2015 годы».
В целях реализации городской целевой программы решением Думы Лысьвенского городского поселения от 22.10.2009г. № 170 установлена учетная норма жилья для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в размере 11 кв. м общей площади жилья на одного человека.
В судебном заседании установлено, что семья О.Д.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит из трех человек, в том числе его жены О.В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына О.А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о заключении брака и о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ О.Д.М. обратился в уполномоченный орган – администрацию Лысьвенского городского поселения с заявлением о принятии на учет для получения жилого помещения в качестве потенциальных участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермско крае 2011-2015 годы» (л.д.42).
Письмом первого заместителя главы администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36) О.Д.М. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом основанием отказа послужило то обстоятельство, что решением жилищно-бытовой комиссии администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35) О.Д.М. отказано в признании членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с превышением установленной учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по ст. 51 ЖК РФ.
Судом установлено, что О.Д.М. и его семья зарегистрированы и проживают в квартире <адрес> совместно с его родителями О.М.И. и О.Е.Б, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.7). Квартира принадлежит на праве собственности О.М.И. на основании договора передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50,51). Общая площадь квартиры составляет 48,2 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д.9) О.Е.Б, имеет в собственности 1/3 долю в праве собственности на жилой дом <адрес> общей площадью 55,1 кв.м., в котором прописаны и проживают К.А.Б, и его жена К.
В указанное жилое помещение О.Д.М. и члены его семьи никогда не вселялись, то есть право пользования данным жилым помещением не приобрели.
Данное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели О.Е.Б, Г.В.Г. и Е.В.В. которые пояснили, что истец с женой и сыном проживают в квартире <адрес>. В дом <адрес> они не вселялись, поскольку там проживают иные лица, собственники указанного жилого дома возражают относительно их проживания в данном доме. Также пояснили, что истец, его жена и сын занимают в квартире <адрес> отдельную комнату, совместно с родителями истца хозяйство не ведут, имеют разный бюджет. О.Е.Б, также пояснила, что они не являются членами одной семьи, регистрация истца и его жены в квартире, принадлежащей ее мужу, носит временный характер.
На основании данных доказательств суд приходит к выводу, что истец и члены его семьи не приобрели право пользования жилым помещением <адрес> поскольку никогда не вселялись и не проживали в нем, собственники жилого помещения права пользования указным домом за О.Д.М. и членами его семьи не признавали.
Таким образом, суд полагает, что при определении размера жилой площади, приходящейся на одного члена семьи О.Д.М. необходимо учитывать жилое помещение, право пользования на которое он и члены его семьи имеют, то есть квартиру <адрес>. Поскольку площадь указанной квартиры составляет 48,2 кв.м., в ней зарегистрированы и проживают пять человек, то на каждого проживающего в указанной квартире приходится 9,64 кв.м. (48,2 : 5).
То обстоятельство, что мать истца О.Е.Б. имеет в собственности долю в другом жилом помещении должно расцениваться в совокупности с иными обстоятельствами по делу, в частности с тем, что в доме <адрес> зарегистрированы и проживают иные участники долевой собственности, которые членами семьи ни истца, ни его матери не являются. Фактически воспользоваться данным жилым помещением истец и члены его семьи не могут, поскольку имеются возражения со стороны собственников данного помещения. Кроме того, как установлено в судебном заседании истец, его жена и ребенок проживают разными семьями с его родителями, ведут раздельное хозяйство, в связи с чем жилое помещение <адрес> не должно учитываться при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, поскольку принадлежит на праве собственности О.Е.Б. которая членом семьи истца не является.
Самостоятельным основанием для удовлетворения требований истца является то обстоятельство, что истец и его семья проживают в жилом помещении, занятом несколькими семьями, при этом в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ).
Как следует из справки ГБУЗ ПКПД «ЛМК-Психоневрология» от ДД.ММ.ГГГГ О.М.И. является инвалидом 2 группы, состоит на учете у врача-психиатра с <данные изъяты>, код заболевания № (л.д.18, 33). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378, заболевание О.М.И. отнесено к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Следовательно, семья истца должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий применительно к Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы, т.е. менее 11 кв.м., и в связи с проживанием в квартире совместно с лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, что свидетельствует о нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий, поскольку у истца и членов его семьи отсутствует другое жилье на условиях социального найма и права собственности.
Решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании семьи О-х нуждающейся в улучшении жилищных условий принято без учета перечисленных обстоятельств, в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как не соответствующие требованиям ст. 51 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Решение жилищно-бытовой комиссии при администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе О.Д.М. в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении признать несоответствующим закону.
Признать семью О.Д.М. нуждающейся в жилом помещении в целях потенциального участия в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья