Судья Лигус О.В. Дело № 33-2013/2018
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
01 августа 2018 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой Р.Р.,
судей Наместниковой Л.А., Ларионовой С.В.,
РїСЂРё секретаре Сулеймановой Рђ.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Пытлик Юлии Ргоревны Рє Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ взыскании единовременной компенсационной выплаты,
по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на решение Советского районного суда г. Орла от 23 марта 2018 г., дополнительное решение Советского районного суда г. Орла от 28 мая 2018 г., которым постановлено:
В«РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Пытлик Юлии Ргоревны Рє Департаменту здравоохранения Орловской области Рё Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ взыскании единовременной компенсационной выплаты удовлетворить.
Взыскать РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны единовременную компенсационную выплату РІ размере 1 000 000 СЂСѓР±., РІ том числе СЃ Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ размере 600 000 СЂСѓР±., СЃ Департамента здравоохранения Орловской области РІ размере 400 000 СЂСѓР±.
Взыскать СЃ Департамента здравоохранения Орловской области Р·Р° счет средств казны Орловской области РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны расходы РїРѕ оплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 5 280 СЂСѓР±.
Взыскать СЃ Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны расходы РїРѕ оплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 7 920 СЂСѓР±.В».
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Наместниковой Р›.Рђ., объяснения истца Пытлик Р®.Р., возражавшей против РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, судебная коллегия
установила:
Пытлик Р®.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Департаменту здравоохранения Орловской области Рѕ взыскании единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что с 27 сентября 2017 г. работает врачом-терапевтом в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Ливенская центральная районная больница» (далее – БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ»).
11 декабря 2017 г. между ней, работодателем и Департаментом здравоохранения Орловской области заключен договор о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему в 2016-2017 годах на работу в поселок городского типа на территории Орловской области.
До настоящего времени указанная выплата не произведена.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее – ФФОМС РФ), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - ТФОМС Орловской области), БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» и Департамент финансов Орловской области.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, просила взыскать в ее пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей, в том числе: с ФФОМС РФ в размере 600 000 рублей, с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации просит об отмене решения суда в части взыскания единовременной компенсационной выплаты в размере 600 000 руб.
Указывает РЅР° то, что РЅРµ является стороной РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, РІ соответствии СЃ которым Пытлик Р®.Р. должна быть произведена компенсационная выплата, предусмотренная С‡. 12.1 СЃС‚. 51 Федерального закона РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее - Федеральный закон РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 326-ФЗ), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем является ненадлежащим ответчиком РїРѕ данному делу.
Отмечает, что ФФОМС Р Р¤ РІРѕ исполнение требований Рї. 3 СЃС‚. 219 Бюджетного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - БК Р Р¤) РґРѕ ТФОМС РїРѕ Орловской области РІ 2017 РіРѕРґСѓ доведены лимиты бюджетных обязательств посредством направления соответствующих уведомления РїРѕ расчетам между бюджетами РїРѕ форме, установленной Минфином Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ <...> СЂСѓР±., РІ том числе РёР· резерва <...> СЂСѓР±. Вместе СЃ тем, Департаментом здравоохранения Орловской области заключены дополнительные РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ РЅР° предоставление единовременных компенсационных выплат СЃ 18 медицинскими работниками, РІ том числе СЃ Пытлик Р®.Р., Рё совместно ТФОМС направлена РІ ФФОМС Р Р¤ заявка РЅР° получение иных межбюджетных трансфертов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, РІ чем усматривается нарушение СЃС‚. 219 БК Р Р¤, выразившееся РІ принятии бюджетных обязательств РІ размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования. Таким образом, учитывая, что ФФОМС Р Р¤ РЅРµ является стороной гражданско-правового РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником Рё Департаментом здравоохранения Орловской области, которым приняты повышенные бюджетные обязательства РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ заключением указанных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, то такие обязательства должны осуществляться самостоятельно Р·Р° счет средств областного бюджета.
Ссылается РЅР° то, что заявка Рѕ предоставлении Пытлик Р®.Р. единовременной компенсационной выплаты РІ надлежащем РІРёРґРµ РІ ФФОМС Р Р¤ РЅРµ поступала, Рѕ чем РѕРЅР° была уведомлена РїРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ 29 января 2018 Рі. в„– 1050/21-2/439.
Об использовании средств резерва, предусмотренного распределением в полном объеме, Департамент здравоохранения Орловской области и ТФОМС по Орловской области были уведомлены письмом ФФОМС РФ от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-3/и, что свидетельствует об отсутствии условий для софинансирования в порядке ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Обращает внимание также на то, что в 2018 году бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в бюджете ФФОМС РФ не предусмотрены.
Приводит довод о том, что ФФОМС РФ о времени и месте рассмотрения данного дела не извещался.
Согласно п.2 п.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствии кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Учитывая указанное положение закона, постановленное судом решение нельзя признать законным, так как ответчик ФФОМС РФ не был извещен о времени и месте рассмотрения данного дела, чем были нарушены его права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.
В связи с этим, определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 25 июля 2018 г. постановлено перейти к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции.
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков: Департамента здравоохранения Орловской области и ФФОМС РФ, представители третьих лиц ТФОМС Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» и Департамента финансов Орловской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в отсутствии указанных лиц.
Р’ СЃСѓРґРµ апелляционной инстанции истец Пытлик Р®.Р. исковые требования поддержала РІ полном объеме, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Разрешая спор сторон, судебная коллегия считает, что требования истца подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и ФФОМС РФ единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 472-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (ч. 12.4 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, из бюджета ФФОМС РФ бюджетам ТФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в ч. 12.2 названной статьи.
Так, в соответствии с ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 части первой ст. 77, п. 1, 2 и 4 части первой ст. 81, п. 1, 2, 5, 6 и 7 части первой ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Правовое регулирование, установленное ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению на основании приведенной нормы закона постановлением Правительства Орловской области от 6 апреля 2017 г. № 145 утверждено Положение о предоставлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории Орловской области (далее - Положение), действующее на момент возникновения спорных отношений.
Согласно п. 2 Положения право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (далее - единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование (далее - медицинские работники), прибывшие в 2016 и 2017 году на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа (далее - учреждения здравоохранения), после окончания обучения в образовательной организации высшего образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившие с Департаментом здравоохранения Орловской области договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
РР· Рї. 4, 5 Положения следует, что заявление медицинского работника СЃ прилагаемыми Рє нему документами регистрируется РІ день поступления РІ Департаменте, который РІ течение 15 календарных дней СЃРѕ РґРЅСЏ регистрации заявления рассматривает документы Рё принимает решение Рѕ предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо РѕР± отказе РІ этом.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты является несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым п. 2 Положения, и (или) представление неполного пакета документов, указанных в п. 3 Положения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2772-р (в редакции от 7 декабря 2017 г.) (далее - Распоряжение), утверждено распределение в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС РФ бюджетам ТФОМС в целях осуществления в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета ФФОМС РФ бюджету ТФОМС Орловской области, составил <...> руб.
При этом, в соответствии с п. 2 Распоряжения, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам ТФОМС, на ФФОМС РФ возложена обязанность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов за счет средств резерва, который в 2017 году определен в размере 344 000 000 руб.
Как следует из ответа ФФОМС РФ от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-3/и Департаменту здравоохранения Орловской области по вопросу увеличения суммы межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС РФ бюджету ТФОМС Орловской области на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году, в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2772-р, устанавливающим право ФФОМС РФ при недостатке выделенных бюджетам ТФОМС бюджетных ассигнований предоставлять иные межбюджетные трансферты за счет резерва, предусмотренного вышеприведенным распределением, межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам будут направлены в случае поступления заявок от ТФОМС Орловской области.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё подтверждается материалами дела, что Пытлик Р®.Р., <дата> РіРѕРґР° рождения, после окончания обучения РІ РљСѓСЂСЃРєРѕРј государственном медицинском университете Рё прохождения интернатуры федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Орловский государственный университета РёРј. Р.РЎ. Тургенева» 27 сентября 2017 Рі. РІ соответствии СЃ трудовым РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј РѕС‚ указанной даты была принята РЅР° работу врачом-терапевтом участковым РІ Сахарозаводскую участковую больницу БУЗ РћРћ «Ливенская ЦРБ», которая расположена РІ РїРіС‚. Сахзаводской Ливенского района Орловской области.
11 декабря 2017 Рі. Пытлик Р®.Р. обратилась РІ Департамент здравоохранения Орловской области СЃ заявлением Рѕ предоставлении ей РІ соответствии СЃ постановлением Правительства Орловской области в„– 145 РѕС‚ 6 апреля 2017 Рі. единовременной компенсационной выплаты РІ размере 1 000 000 СЂСѓР±. РІ качестве меры социальной поддержки медицинскому работнику, отвечающему требованиям С‡. 12.1 СЃС‚. 51 Федерального закона РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 326-ФЗ.
11 декабря 2017 Рі. РЅР° основании вышеуказанного заявления истца издан приказ Департамента здравоохранения Орловской области в„– 1086 Рѕ предоставлении единовременной компенсационной выплаты Пытлик Р®.Р., как медицинскому работнику СЃ высшим образованием, прибывшему (переехавшему) РІ 2016 Рё 2017 годах РЅР° работу РІ сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ типа РЅР° территории Орловской области.
11 декабря 2017 Рі. между Департаментом здравоохранения Орловской области, БУЗ РћРћ «Ливенская ЦРБ» Рё Пытлик Р®.Р. заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 30/2017-Рј, РїРѕ условиям которого Департамент здравоохранения Орловской области обязан РІ течение 30 календарных дней СЃ момента заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° перечислить единовременную компенсационную выплату РІ размере 1 000 000 СЂСѓР±. РЅР° лицевой счет БУЗ РћРћ «Ливенская ЦРБ», которое РІ СЃРІРѕСЋ очередь, обязано РІ течение 3 дней СЃ момента поступления денежных средств перечислить РёС… Пытлик Р®.Р. РЅР° счет, открытый РІ кредитной организации.
13 декабря 2017 Рі. ТФОМС Орловской области направил заявку РЅР° декабрь 2017 РіРѕРґР° РІ ФФОМС Р Р¤ РЅР° получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам РЅР° СЃСѓРјРјСѓ <...> рублей, РІ том числе Пытлик Р®.Р. (РЅР° СЃСѓРјРјСѓ <...> СЂСѓР±.).
<дата> по защищенному каналу <...> №) вышеуказанная заявка в электронном виде поступила в ФФОМС РФ.
В тоже время, иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Орловской области не были представлены, о чем в адрес Департамента здравоохранения Орловской области и ТФОМС Орловской области сообщено письмом ФФОМС РФ от 27 декабря 2017 года № 15290/21-3/и по результатам рассмотрения вышеприведенной заявки, в котором указано, что в 2017 году иные межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС РФ на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Орловской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р от 22 декабря 2016 г. предоставлены в полном объеме. При этом также сообщается, что увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели для Орловской области за счет предусмотренного в утвержденном вышеприведенным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределении резерва не представляется возможным ввиду исчерпания такового.
Возражая против удовлетворения исковых требований Пытлик Р®.Р., представитель ФФОМС Р Р¤ РІ том числе ссылался РЅР° вышеприведенное РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ 27 декабря 2017 Рі. Р’ тоже время относимых Рё допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что РЅР° момент получения вышеуказанной заявки 18 декабря 2017 Рі. средства вышеприведенного резерва были израсходованы, представителем ФФОМС Р Р¤ РЅРµ было представлено как СЃСѓРґСѓ первой, так Рё апелляционной инстанции. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим несостоятельны РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, РІ которых указывается РЅР° невозможность предоставления РёР· бюджета ФФОМС Р Р¤ межбюджетных трансфертов ТФОМС Орловской области РїРѕ вышеприведенной заявке РІРІРёРґСѓ израсходования предусмотренного утвержденным распоряжением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 2772-СЂ распределением резерва.
РџСЂРё таких обстоятельствах, учитывая, что Пытлик Р®.Р. отвечает всем требованиям, которые предъявляются Рє медицинским работникам, имеющим право РЅР° получение единовременной компенсационной выплаты РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ С‡. 12.1 СЃС‚. 51 Федерального закона РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 326-ФЗ, РІ силу приведенных РЅРѕСЂРј права, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Пытлик Р®.Р. Рѕ взыскании РІ ее пользу единовременной компенсационной выплаты РІ размере 1 000 000 СЂСѓР±., СЃ возложением обязанности РїРѕ осуществлению таковой РЅР° ФФОМС Р Р¤ РІ размере 600 000 СЂСѓР±. Рё РЅР° Департамент здравоохранения Орловской области Р·Р° счет казны Орловской области РІ размере 400 000 СЂСѓР±. РџСЂРё этом вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие денежных средств РЅР° предоставление истцу единовременной компенсационной выплаты РЅРµ может являться безусловным основанием для отказа РІ РёСЃРєРµ.
Не может повлечь отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что поскольку оригинал вышеприведенной заявки от 13 декабря 2017 г. поступил в ФФОМС только в январе 2018 года, то это также исключало возможность перечисления межбюджетных трансфертов по таковой в 2017 году, т.е. в установленный ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ период, поскольку, как следует из материалов дела, указанная заявка принята ФФОМС по защищенному каналу <...> в электронном виде 18 декабря 2017 г. и рассмотрена 27 декабря 2017 г.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФФОМС РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является стороной по договору, заключенному с истцом в 2017 году, судебной коллегией отклоняется, поскольку обязанность по единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение СЃСѓРґР° первой инстанции отменить, как постановленное СЃ существенным нарушением РЅРѕСЂРј процессуального права, принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± удовлетворении РёСЃРєР° Пытлик Р®.Р.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 15 марта 2018 г., дополнительное решение Советского районного суда г. Орла от 28 мая 2018 г., отменить.
Принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение, которым исковые требования Пытлик Юлии Ргоревны Рє Департаменту здравоохранения Орловской области Рё Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ взыскании единовременной компенсационной выплаты удовлетворить.
Взыскать РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны единовременную компенсационную выплату РІ размере 1 000 000 СЂСѓР±., РІ том числе СЃ Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ размере 600 000 СЂСѓР±., СЃ Департамента здравоохранения Орловской области РІ размере 400 000 СЂСѓР±.
Взыскать СЃ Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны расходы РїРѕ оплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 7 920 СЂСѓР±.
Взыскать СЃ Департамента здравоохранения Орловской области Р·Р° счет средств казны Орловской области РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны расходы РїРѕ оплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 5 280 СЂСѓР±.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
Судья Лигус О.В. Дело № 33-2013/2018
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
01 августа 2018 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой Р.Р.,
судей Наместниковой Л.А., Ларионовой С.В.,
РїСЂРё секретаре Сулеймановой Рђ.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Пытлик Юлии Ргоревны Рє Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ взыскании единовременной компенсационной выплаты,
по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на решение Советского районного суда г. Орла от 23 марта 2018 г., дополнительное решение Советского районного суда г. Орла от 28 мая 2018 г., которым постановлено:
В«РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Пытлик Юлии Ргоревны Рє Департаменту здравоохранения Орловской области Рё Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ взыскании единовременной компенсационной выплаты удовлетворить.
Взыскать РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны единовременную компенсационную выплату РІ размере 1 000 000 СЂСѓР±., РІ том числе СЃ Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ размере 600 000 СЂСѓР±., СЃ Департамента здравоохранения Орловской области РІ размере 400 000 СЂСѓР±.
Взыскать СЃ Департамента здравоохранения Орловской области Р·Р° счет средств казны Орловской области РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны расходы РїРѕ оплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 5 280 СЂСѓР±.
Взыскать СЃ Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пользу Пытлик Юлии Ргоревны расходы РїРѕ оплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 7 920 СЂСѓР±.В».
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Наместниковой Р›.Рђ., объяснения истца Пытлик Р®.Р., возражавшей против РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, судебная коллегия
установила:
Пытлик Р®.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Департаменту здравоохранения Орловской области Рѕ взыскании единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что с 27 сентября 2017 г. работает врачом-терапевтом в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Ливенская центральная районная больница» (далее – БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ»).
11 декабря 2017 г. между ней, работодателем и Департаментом здравоохранения Орловской области заключен договор о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему в 2016-2017 годах на работу в поселок городского типа на территории Орловской области.
До настоящего времени указанная выплата не произведена.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее – ФФОМС РФ), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - ТФОМС Орловской области), БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» и Департамент финансов Орловской области.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, просила взыскать в ее пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей, в том числе: с ФФОМС РФ в размере 600 000 рублей, с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации просит об отмене решения суда в части взыскания единовременной компенсационной выплаты в размере 600 000 руб.
Указывает РЅР° то, что РЅРµ является стороной РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, РІ соответствии СЃ которым Пытлик Р®.Р. должна быть произведена компенсационная выплата, предусмотренная С‡. 12.1 СЃС‚. 51 Федерального закона РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее - Федеральный закон РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 326-ФЗ), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем является ненадлежащим ответчиком РїРѕ данному делу.
Отмечает, что ФФОМС Р Р¤ РІРѕ исполнение требований Рї. 3 СЃС‚. 219 Бюджетного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - БК Р Р¤) РґРѕ ТФОМС РїРѕ Орловской области РІ 2017 РіРѕРґСѓ доведены лимиты бюджетных обязательств посредством направления соответствующих уведомления РїРѕ расчетам между бюджетами РїРѕ форме, установленной Минфином Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ <...> СЂСѓР±., РІ том числе РёР· резерва <...> СЂСѓР±. Вместе СЃ тем, Департаментом здравоохранения Орловской области заключены дополнительные РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ РЅР° предоставление единовременных компенсационных выплат СЃ 18 медицинскими работниками, РІ том числе СЃ Пытлик Р®.Р., Рё совместно ТФОМС направлена РІ ФФОМС Р Р¤ заявка РЅР° получение иных межбюджетных трансфертов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, РІ чем усматривается нарушение СЃС‚. 219 БК Р Р¤, выразившееся РІ принятии бюджетных обязательств РІ размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования. Таким образом, учитывая, что ФФОМС Р Р¤ РЅРµ является стороной гражданско-правового РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником Рё Департаментом здравоохранения Орловской области, которым приняты повышенные бюджетные обязательства РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ заключением указанных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, то такие обязательства должны осуществляться самостоятельно Р·Р° счет средств областного бюджета.
Ссылается РЅР° то, что заявка Рѕ предоставлении Пытлик Р®.Р. единовременной компенсационной выплаты РІ надлежащем РІРёРґРµ РІ ФФОМС Р Р¤ РЅРµ поступала, Рѕ чем РѕРЅР° была уведомлена РїРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ 29 января 2018 Рі. в„– 1050/21-2/439.
Об использовании средств резерва, предусмотренного распределением в полном объеме, Департамент здравоохранения Орловской области и ТФОМС по Орловской области были уведомлены письмом ФФОМС РФ от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-3/и, что свидетельствует об отсутствии условий для софинансирования в порядке ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Обращает внимание также на то, что в 2018 году бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в бюджете ФФОМС РФ не предусмотрены.
Приводит довод о том, что ФФОМС РФ о времени и месте рассмотрения данного дела не извещался.
Согласно п.2 п.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствии кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Учитывая указанное положение закона, постановленное судом решение нельзя признать законным, так как ответчик ФФОМС РФ не был извещен о времени и месте рассмотрения данного дела, чем были нарушены его права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.
В связи с этим, определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 25 июля 2018 г. постановлено перейти к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции.
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков: Департамента здравоохранения Орловской области и ФФОМС РФ, представители третьих лиц ТФОМС Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» и Департамента финансов Орловской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в отсутствии указанных лиц.
Р’ СЃСѓРґРµ апелляционной инстанции истец Пытлик Р®.Р. исковые требования поддержала РІ полном объеме, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Разрешая спор сторон, судебная коллегия считает, что требования истца подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и ФФОМС РФ единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 472-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (ч. 12.4 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, из бюджета ФФОМС РФ бюджетам ТФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в ч. 12.2 названной статьи.
Так, в соответствии с ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 части первой ст. 77, п. 1, 2 и 4 части первой ст. 81, п. 1, 2, 5, 6 и 7 части первой ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Правовое регулирование, установленное ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению на основании приведенной нормы закона постановлением Правительства Орловской области от 6 апреля 2017 г. № 145 утверждено Положение о предоставлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории Орловской области (далее - Положение), действующее на момент возникновения спорных отношений.
Согласно п. 2 Положения право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (далее - единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование (далее - медицинские работники), прибывшие в 2016 и 2017 году на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа (далее - учреждения здравоохранения), после окончания обучения в образовательной организации высшего образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившие с Департаментом здравоохранения Орловской области договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
РР· Рї. 4, 5 Положения следует, что заявление медицинского работника СЃ прилагаемыми Рє нему документами регистрируется РІ день поступления РІ Департаменте, который РІ течение 15 календарных дней СЃРѕ РґРЅСЏ регистрации заявления рассматривает документы Рё принимает решение Рѕ предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо РѕР± отказе РІ этом.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты является несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым п. 2 Положения, и (или) представление неполного пакета документов, указанных в п. 3 Положения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2772-р (в редакции от 7 декабря 2017 г.) (далее - Распоряжение), утверждено распределение в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС РФ бюджетам ТФОМС в целях осуществления в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета ФФОМС РФ бюджету ТФОМС Орловской области, составил <...> руб.
При этом, в соответствии с п. 2 Распоряжения, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам ТФОМС, на ФФОМС РФ возложена обязанность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов за счет средств резерва, который в 2017 году определен в размере 344 000 000 руб.
Как следует из ответа ФФОМС РФ от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-3/и Департаменту здравоохранения Орловской области по вопросу увеличения суммы межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС РФ бюджету ТФОМС Орловской области на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году, в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2772-р, устанавливающим право ФФОМС РФ при недостатке выделенных бюджетам ТФОМС бюджетных ассигнований предоставлять иные межбюджетные трансферты за счет резерва, предусмотренного вышеприведенным распределением, межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам будут направлены в случае поступления заявок от ТФОМС Орловской области.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё подтверждается материалами дела, что Пытлик Р®.Р., <дата> РіРѕРґР° рождения, после окончания обучения РІ РљСѓСЂСЃРєРѕРј государственном медицинском университете Рё прохождения интернатуры федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Орловский государственный университета РёРј. Р.РЎ. Тургенева» 27 сентября 2017 Рі. РІ соответствии СЃ трудовым РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј РѕС‚ указанной даты была принята РЅР° работу врачом-терапевтом участковым РІ Сахарозаводскую участковую больницу БУЗ РћРћ «Ливенская ЦРБ», которая расположена РІ РїРіС‚. Сахзаводской Ливенского района Орловской области.
11 декабря 2017 Рі. Пытлик Р®.Р. обратилась РІ Департамент здравоохранения Орловской области СЃ заявлением Рѕ предоставлении ей РІ соответствии СЃ постановлением Правительства Орловской области в„– 145 РѕС‚ 6 апреля 2017 Рі. единовременной компенсационной выплаты РІ размере 1 000 000 СЂСѓР±. РІ качестве меры социальной поддержки медицинскому работнику, отвечающему требованиям С‡. 12.1 СЃС‚. 51 Федерального закона РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 326-ФЗ.
11 декабря 2017 Рі. РЅР° основании вышеуказанного заявления истца издан приказ Департамента здравоохранения Орловской области в„– 1086 Рѕ предоставлении единовременной компенсационной выплаты Пытлик Р®.Р., как медицинскому работнику СЃ высшим образованием, прибывшему (переехавшему) РІ 2016 Рё 2017 годах РЅР° работу РІ сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ типа РЅР° территории Орловской области.
11 декабря 2017 Рі. между Департаментом здравоохранения Орловской области, БУЗ РћРћ «Ливенская ЦРБ» Рё Пытлик Р®.Р. заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 30/2017-Рј, РїРѕ условиям которого Департамент здравоохранения Орловской области обязан РІ течение 30 календарных дней СЃ момента заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° перечислить единовременную компенсационную выплату РІ размере 1 000 000 СЂСѓР±. РЅР° лицевой счет БУЗ РћРћ «Ливенская ЦРБ», которое РІ СЃРІРѕСЋ очередь, обязано РІ течение 3 дней СЃ момента поступления денежных средств перечислить РёС… Пытлик Р®.Р. РЅР° счет, открытый РІ кредитной организации.
13 декабря 2017 Рі. ТФОМС Орловской области направил заявку РЅР° декабрь 2017 РіРѕРґР° РІ ФФОМС Р Р¤ РЅР° получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам РЅР° СЃСѓРјРјСѓ <...> рублей, РІ том числе Пытлик Р®.Р. (РЅР° СЃСѓРјРјСѓ <...> СЂСѓР±.).
<дата> по защищенному каналу <...> №) вышеуказанная заявка в электронном виде поступила в ФФОМС РФ.
В тоже время, иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Орловской области не были представлены, о чем в адрес Департамента здравоохранения Орловской области и ТФОМС Орловской области сообщено письмом ФФОМС РФ от 27 декабря 2017 года № 15290/21-3/и по результатам рассмотрения вышеприведенной заявки, в котором указано, что в 2017 году иные межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС РФ на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Орловской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р от 22 декабря 2016 г. предоставлены в полном объеме. При этом также сообщается, что увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели для Орловской области за счет предусмотренного в утвержденном вышеприведенным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределении резерва не представляется возможным ввиду исчерпания такового.
Возражая против удовлетворения исковых требований Пытлик Р®.Р., представитель ФФОМС Р Р¤ РІ том числе ссылался РЅР° вышеприведенное РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ 27 декабря 2017 Рі. Р’ тоже время относимых Рё допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что РЅР° момент получения вышеуказанной заявки 18 декабря 2017 Рі. средства вышеприведенного резерва были израсходованы, представителем ФФОМС Р Р¤ РЅРµ было представлено как СЃСѓРґСѓ первой, так Рё апелляционной инстанции. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим несостоятельны РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, РІ которых указывается РЅР° невозможность предоставления РёР· бюджета ФФОМС Р Р¤ межбюджетных трансфертов ТФОМС Орловской области РїРѕ вышеприведенной заявке РІРІРёРґСѓ израсходования предусмотренного утвержденным распоряжением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 2772-СЂ распределением резерва.
РџСЂРё таких обстоятельствах, учитывая, что Пытлик Р®.Р. отвечает всем требованиям, которые предъявляются Рє медицинским работникам, имеющим право РЅР° получение единовременной компенсационной выплаты РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ С‡. 12.1 СЃС‚. 51 Федерального закона РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 326-ФЗ, РІ силу приведенных РЅРѕСЂРј права, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Пытлик Р®.Р. Рѕ взыскании РІ ее пользу единовременн░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░І░‹░ї░»░°░‚░‹ ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 1 000 000 ░Ђ░ѓ░±., ░Ѓ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░‚░°░є░ѕ░І░ѕ░№ ░Ѕ░° ░¤░¤░ћ░њ░Ў ░ ░¤ ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 600 000 ░Ђ░ѓ░±. ░░ ░Ѕ░° ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░·░° ░Ѓ░‡░µ░‚ ░є░°░·░Ѕ░‹ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 400 000 ░Ђ░ѓ░±. ░џ░Ђ░░ ░Ќ░‚░ѕ░ј ░І░ѕ░ї░Ђ░µ░є░░ ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ░°░ј ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░µ ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І ░Ѕ░° ░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░░░Ѓ░‚░†░ѓ ░µ░ґ░░░Ѕ░ѕ░І░Ђ░µ░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░І░‹░ї░»░°░‚░‹ ░Ѕ░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░Џ░І░»░Џ░‚░Њ░Ѓ░Џ ░±░µ░·░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░Ѕ░‹░ј ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░»░Џ ░ѕ░‚░є░°░·░° ░І ░░░Ѓ░є░µ.
░ќ░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░ї░ѕ░І░»░µ░‡░Њ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░ѓ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░░ ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░ѕ░Ђ░░░і░░░Ѕ░°░» ░І░‹░€░µ░ї░Ђ░░░І░µ░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░·░°░Џ░І░є░░ ░ѕ░‚ 13 ░ґ░µ░є░°░±░Ђ░Џ 2017 ░і. ░ї░ѕ░Ѓ░‚░ѓ░ї░░░» ░І ░¤░¤░ћ░њ░Ў ░‚░ѕ░»░Њ░є░ѕ ░І ░Џ░Ѕ░І░°░Ђ░µ 2018 ░і░ѕ░ґ░°, ░‚░ѕ ░Ќ░‚░ѕ ░‚░°░є░¶░µ ░░░Ѓ░є░»░Ћ░‡░°░»░ѕ ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░µ░Ђ░µ░‡░░░Ѓ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░µ░¶░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░‹░… ░‚░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░„░µ░Ђ░‚░ѕ░І ░ї░ѕ ░‚░°░є░ѕ░І░ѕ░№ ░І 2017 ░і░ѕ░ґ░ѓ, ░‚.░µ. ░І ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░‡. 12.1 ░Ѓ░‚. 51 ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░ѕ░‚ 29 ░Ѕ░ѕ░Џ░±░Ђ░Џ 2010 ░і. ░„– 326-░¤░— ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ, ░є░°░є ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░░░· ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░ѕ░І ░ґ░µ░»░°, ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░·░°░Џ░І░є░° ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░° ░¤░¤░ћ░њ░Ў ░ї░ѕ ░·░°░‰░░░‰░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░є░°░Ѕ░°░»░ѓ <...> ░І ░Ќ░»░µ░є░‚░Ђ░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░І░░░ґ░µ 18 ░ґ░µ░є░°░±░Ђ░Џ 2017 ░і. ░░ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░° 27 ░ґ░µ░є░°░±░Ђ░Џ 2017 ░і.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░¤░¤░ћ░њ░Ў ░ ░¤ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѕ░µ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░ј ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░ј ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░Ѕ░µ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ї░ѕ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░ѓ, ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░Ѓ ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░ј ░І 2017 ░і░ѕ░ґ░ѓ, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░µ░№ ░ѕ░‚░є░»░ѕ░Ѕ░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░ѕ ░µ░ґ░░░Ѕ░ѕ░І░Ђ░µ░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░І░‹░ї░»░°░‚░µ ░░░· ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░° ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░„░ѕ░Ѕ░ґ░° ░І░‹░‚░µ░є░°░µ░‚ ░░░· ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░ѕ░‚ 29 ░Ѕ░ѕ░Џ░±░Ђ░Џ 2010 ░і. ░„– 326-░¤░—.
░Ј░‡░░░‚░‹░І░°░Џ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░Ѓ░‡░░░‚░°░µ░‚ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░░░‚░Њ, ░є░°░є ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ѓ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░µ░ј ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°, ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░Њ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░± ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░° ░џ░‹░‚░»░░░є ░®.░.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 328, 329, 330 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ
░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░»░°:
░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ў░ѕ░І░µ░‚░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░і. ░ћ░Ђ░»░° ░ѕ░‚ 15 ░ј░°░Ђ░‚░° 2018 ░і., ░ґ░ѕ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ў░ѕ░І░µ░‚░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░і. ░ћ░Ђ░»░° ░ѕ░‚ 28 ░ј░°░Џ 2018 ░і., ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░░░‚░Њ.
░џ░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░Њ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░ј ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░џ░‹░‚░»░░░є ░®░»░░░░ ░░і░ѕ░Ђ░µ░І░Ѕ░‹ ░є ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░ѓ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░░ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░„░ѕ░Ѕ░ґ░ѓ ░ѕ░±░Џ░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░ґ░░░†░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░‚░Ђ░°░…░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░░ ░µ░ґ░░░Ѕ░ѕ░І░Ђ░µ░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░І░‹░ї░»░°░‚░‹ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░І ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ ░џ░‹░‚░»░░░є ░®░»░░░░ ░░і░ѕ░Ђ░µ░І░Ѕ░‹ ░µ░ґ░░░Ѕ░ѕ░І░Ђ░µ░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░І░‹░ї░»░°░‚░ѓ ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 1 000 000 ░Ђ░ѓ░±., ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ ░Ѓ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░„░ѕ░Ѕ░ґ░° ░ѕ░±░Џ░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░ґ░░░†░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░‚░Ђ░°░…░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 600 000 ░Ђ░ѓ░±., ░Ѓ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 400 000 ░Ђ░ѓ░±.
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░„░ѕ░Ѕ░ґ░° ░ѕ░±░Џ░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░ґ░░░†░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░‚░Ђ░°░…░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░І ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ ░џ░‹░‚░»░░░є ░®░»░░░░ ░░і░ѕ░Ђ░µ░І░Ѕ░‹ ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░‹ ░ї░ѕ ░ѕ░ї░»░°░‚░µ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░‹ ░І ░Ѓ░ѓ░ј░ј░µ 7 920 ░Ђ░ѓ░±.
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░·░° ░Ѓ░‡░µ░‚ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І ░є░°░·░Ѕ░‹ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ ░џ░‹░‚░»░░░є ░®░»░░░░ ░░і░ѕ░Ђ░µ░І░Ѕ░‹ ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░‹ ░ї░ѕ ░ѕ░ї░»░°░‚░µ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░‹ ░І ░Ѓ░ѓ░ј░ј░µ 5 280 ░Ђ░ѓ░±.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№
░Ў░ѓ░ґ░Њ░░