дело № 71-40/2022
УИД: 66RS0040-01-2021-000785-68
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 2 февраля 2022 года жалобу защитника Сергеева С.В. на постановление судьи Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 6 декабря 2021 года № 5-116/2021, вынесенное в отношении акционерного общества «Тизол» (далее - АО «Тизол») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи АО «Тизол» признано виновным в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе защитник Сергеев С.В. просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным и обоснованным в связи со следующим.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. п. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Из материалов дела следует, что при проведении эпидемиологического расследования в отношении АО «Тизол» должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура 27 августа 2021 года выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. ст. 14, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.6, 4.2, 4.4, 4.5, 6.3 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 3.4 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»), п. 15.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» а именно:
- не осуществляется обеззараживание воздуха в раздевалках при душевых, комнате отдыха, соответствующее оборудование отсутствует;
- профилактическая дезинфекция проводится без учета действующего методического документа (инструкции) на используемое дезсредство «Део-Хлор», поскольку массовая доля активного хлора в приготовленном рабочем растворе составляет 0,034% (в соответствии с инструкцией – 0,06%), используемый в транспортном цехе и в приготовленном рабочем растворе в столовой массовая доля активного хлора составляет 0,041% (в соответствии с инструкцией допустимое значение 0,013-0,017%);
- не организовано выявление лиц (работников предприятия) контактных второго порядка по заболеванию новой коронавирусной инфекции и их наблюдение с целью раннего выявления признаков заболевания;
- не организовано предотвращение заболевания новой коронавирусной инфекцией среди групп повышенного риска 65 лет и старше.
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе приказом о проведении эпидемиологического расследования от 09 августа 2021 года (л.д. 22 том № 1), актом эпидемиологического расследования от 27 августа 2021 года (л.д. 14-19 том № 1), актом обследования от 23 августа 2021 года (л.д. 28-32 том № 1), актом отбора проб (л.д. 33, 35 том № 1), протоколами лабораторных испытаний (л.д. 34, 36 том №1), списком работающих старше 65 лет (л.д. 54 том №1), экстренными извещениями на случай инфекционных заболеваний в отношении работников (л.д. 57-62 том № 1), объяснениями специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Б., данными при рассмотрении дела судьей районного суда.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении АО «Тизол» протокола об административном правонарушении от 25 октября 2021 года (л.д. 2-3).
Оценив добытые доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о виновности АО «Тизол» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а его действия правильно квалифицировал по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы защитника, на основании п. п. 4.4 и 6.3 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение с постоянным пребыванием людей - это помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более 2 часов.
В силу п. 2.7 ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» под помещением с постоянным пребыванием людей понимается помещение, в котором люди находятся не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток.
Из актов обследования и эпидемиологического расследования следует, что штатная численность АО «Тизол» составляет 910 человек. В цехе БСТВ за период с 05 по 23 июля 2021 года заболело 8 работников. Здание, где расположен цех, состоит из двух этажей, душевые расположены на втором этаже, комната отдыха и цех на первом этаже. В перечисленных помещениях могут одновременно находиться более 2 работников (л.д. 15 оборот). С учетом количества заболевших за короткий период времени и возможным нахождением работников в перечисленных помещениях более двух, прихожу к выводу, что данные помещения должны быть оснащены устройствами для обеззараживания воздуха. Более того, приказом врио генерального директора К. утверждены профилактические мероприятия по коронавирусной инфекции на АО «Тизол» в соответствии с которым дополнительно необходимо приобрести бактерицидные лампы для СГП ЦТИ, СГП БСТВ, столовой (л.д. 183оборот, л.д. 187 том № 1), для раздевалок при душевых приобретение бактерицидных ламп не утверждено.
Более того, при визуальном осмотре должностными лицами Роспотребнадзора в раздевалках при душевых, комнате отдыха, где предполагается скопление работников во время смены и по окончанию смены бактерицидные облучатели воздуха отсутствуют.
Наряду с этим, вопреки доводам жалобы защитника рабочий раствор дезинфицирующего средства «Део-хло» не соответствует инструкции по его применению, поскольку массовая доля активного хлора составила 0,034 % при допустимом значении 0,06% и 0,041% при допустимом значении 0,013-0,017%.
При этом допустимое значение зависит от использования раствора по назначению в помещениях. Сомнений в достоверности результатов проведенных лабораторных испытаний не имеется, поскольку пробы отобраны уполномоченным должностным лицом в соответствии с инструкцией и СП 2.1.3678-20, СП 2.3.6.3668-20 (л.д. 33-36).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что профилактическая дезинфекция в АО «Тизол» проводится без учета действующего методического документа (инструкции) на используемое дезсредство «Део-Хлор».
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного кодекса.
Постановление судьи о привлечении АО «Тизол» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено АО «Тизол» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, в размере предусмотренном санкцией статьи, является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для замены административного штрафа предупреждением в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному делу не имеется, поскольку в результате нарушения требований санитарного законодательства существует возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей.
С учетом характера правонарушения, объектом которого является жизнь и здоровье граждан, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 названного Кодекса, при рассмотрении дела не допущено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 6 декабря 2021 года № 5-116/2021, вынесенное в отношении акционерного общества «Тизол» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Ю.А. Филиппова