Дело № 2-454\17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2017 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивун П. А. к администрации Зейского района о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сивун П.А. проживает в <адрес>, состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "<данные изъяты>" в администрации Зейского района с 24 августа 2010 года.
Истец Сивун П.А. обратился в суд с иском, в котором просит изменить дату постановки на учет в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "<данные изъяты>" с даты подачи заявления 06 декабря 1999 года.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивает, из его объяснений следует, что ранее он проживал в г. Зее Амурской области, 06 декабря 1999 года подала заявление в администрацию города Зеи о постановке на учет в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В 2004 году он переехал на постоянное место жительства в <адрес>, из-за этого его сняли с учета в администрации города Зеи. Заявление в администрацию Зейского района о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты он подал 24 августа 2010 года, с этой даты он была поставлена на учет, при этом он полагал, что его учетное дело будет передано из администрации города Зеи в администрацию Зейского района, поскольку о своем переезде в <адрес> он предупредил работников администрации города Зеи. Считает, что он имеет право состоять в очереди по дате первоначального заявления от 06 декабря 1999 года, т.к. за пределы Амурской области он не выезжал, продолжает проживать в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть иск в его отсутствие, отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Изучив о оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Конституция Российской Федерации, закрепляет право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27, что согласуется с положениями международно-правовых актов, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашающего право на свободу выбора местожительства (статья 12), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признающей данное право (статья 2 Протокола N 4).
Соответственно, реализация гражданами, которые были приняты на учет для получения жилищной субсидии, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством переезда на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемой через жилищный сертификат.
Статьей 2 Федерального закона N 125-ФЗ определена очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья для отдельных категорий граждан. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879.
В соответствии с п. п. 24, 25 данного Положения основанием для предоставления жилищных субсидий гражданам в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, сформированные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что с 06 декабря 1999 года истец состоял на учете в администрации города Зеи Амурской области в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" по категории "<данные изъяты>". С 2004 года с Списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истец не значится. Решение о снятии истца с учета отсутствует. Меры социальной поддержки по данному Федерального закону не предоставлены. Указанные обстоятельства подтверждаются справками администрации города Зеи <Номер обезличен> от 28 марта 2015 года и <Номер обезличен> от 20 апреля 2017 года.
24 августа 2010 года истец подал заявление о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «<данные изъяты>», к заявлению приложив документы, перечисленные в п. 9 Положения N 879.
Постановлением главы Зейского района <Номер обезличен> от 13 сентября 2010 года истец принят на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 24 августа 2010 года.
В соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Пунктом 21 пдп. «б», п. 22 указанного Положения предусмотрено, что в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное пунктом 21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.
В частности, такой вывод следует из того, что списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 3 названного Федерального закона); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (статьи 7, 8 Федерального закона).
Из данных положений следует, что изменение места жительства, связанное с переездом в другую местность, является основанием для снятия гражданина с учета по прежнему месту жительства. Однако данное обстоятельство не влечет утрату или изменение права по получение социальных выплат.
Специальный порядок повторной постановки на учет на общих основаниях, установленный п. 22 Положения, применяется в случаях утраты права и его возникновения вновь. Поскольку изменение места жительства к таким обстоятельствам не относится, правовых оснований для повторной постановки на учет согласно п. 22 Положения не имеется и очередность определяется по первоначальной дате постановки на учет по прежнему месту жительства.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, Зейский район Амурской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Суд находит, что в связи с переездом истца из города Зеи в Зейский район, также относящийся к местности, приравненной к Крайнему Северу, право на получение жилищной субсидии не утрачено, поэтому повторная постановка на учет должна быть осуществлена с первоначальной даты постановки на учет.
Таким образом, у истца Сивун П.А. имеется право постановки на учет в администрации Зейского района с 6 декабря 1999 года.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сивун П. А. удовлетворить.
Обязать администрацию Зейского района восстановить Сивун П. А. в Списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "<данные изъяты>" с датой постановки на учет с 6 декабря 1999 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 24 апреля 2017 года
Судья О.Б. Ворсина