Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-386/2014 (2-9338/2013;) ~ М-9107/2013 от 18.11.2013

2-386/27-2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 апреля 2014 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Долгих Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6», ООО «ПСК Стройконструкция» о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Иск заявлен по следующим основаниям. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в связи с наличием на территории общего пользования Петрозаводского городского округа между <адрес> <адрес> и остановкой общественного транспорта на <адрес> несанкционированной свалки жидких бытовых отходов. В ходе обследования ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» канализационных сетей района выявлена остановка канализационной насосной станции, расположенной в створе <адрес> и <адрес>. Канализационные стоки, переполнив отстойную часть канализационной насосной станции, вытекают через люки на рельеф, вследствие чего на территории общего пользования образовалась несанкционированная свалка жидких бытовых отходов. Указанная канализационная насосная станция расположена на земельном участке с кадастровым номером , переданном Администрацией Петрозаводского городского округа на праве аренды ООО «КСК-строй» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ для размещения объекта коммунального хозяйства (строительства канализационной насосной станции). В соответствии с актом о приеме-передачи здания (сооружения) канализационная насосная станция передана ООО «Домоуправление». Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «КСК-строй» и ООО «Домоуправление» ликвидированы вследствие банкротства. Данные из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним свидетельствуют об отсутствии прав на канализационную насосную станцию. В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации истец считает, что канализационная насосная станция, расположенная на земельном участке с кадастровым номером , является бесхозяйным имуществом. Наличие несанкционированной свалки жидких бытовых отходов вследствие отсутствия надлежащим образом организованного водоотведения в результате остановки работы канализационной насосной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации. Ссылаясь на ст.ст. 16, 50 Федерального закона «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 2, 3, 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа принять меры по постановке на учет канализационной насосной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , в качестве бесхозяйного имущества; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа организовать водоотведение на территории Петрозаводского городского округа в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм, путем обеспечения надлежащей работы канализационной насосной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером .

Определением суда от 12 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Территориальное управление Росимущества в Республике Карелия, ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», ООО «ПСК Стройконструкция».

Определением суда от 17 января 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал».

Определением суда от 05 марта 2014 года заменено процессуальное положение ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» и ООО «Управляющая компания «Домоуправление» с третьих лиц на соответчиков.

Определением суда от 11 марта 2014 года судом приняты уточненные исковые требования истца: просит признать канализационную насосную станцию с инвентарным номером , расположенную на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г.Петрозаводске, бесхозяйным имуществом, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной насосной станции с инвентарным номером , расположенной на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г. Петрозаводске, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением и приложением пакета документов, требуемых для постановки на учет объекта, а также получения документа, подтверждающего постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной насосной станции с инвентарным номером ; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и ОАО «ПКС» обеспечить передачу канализационной насосной станции с инвентарным номером для эксплуатации до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством, путем подписания передаточного акта; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, ОАО «ПКС», ООО «Управляющая компания «Домоуправление» организовать водоотведение на территории Петрозаводского городского округа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм, путем обеспечения надлежащей работы канализационной насосной станции с инвентарным номером , в том числе проведением следующих видов работ: ремонта напорных трубопроводов; ремонта схемы управления насосными агрегатами; установки АВР (автоматического ввода резерва) станции; ремонта коммутационного разъединителя ввода № 1; ремонта системы отопления. В указанной части обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением суда от 24 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ТСЖ «Ключевая, 2».

Определением суда от 31 марта 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ТСЖ «Ключевая, 6».

Определением суда от 31 марта 2014 года заменено процессуальное положение ТСЖ «Ключевая, 2» и ООО «ПСК Стройконструкция» с третьих лиц на соответчиков.

Определением суда от 03 апреля 2014 года судом приняты уточненные исковые требования истца. Истец просит признать канализационную насосную станцию с инвентарным номером , расположенную на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г.Петрозаводске, бесхозяйным имуществом; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной насосной станции с инвентарным номером , расположенной на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г. Петрозаводске, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением и приложением пакета документов, требуемых для постановки на учет объекта, а также получения документа, подтверждающего постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной насосной станции с инвентарным номером ; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа передать ОАО «ПКС», а ОАО «ПКС» принять канализационную насосную станцию с инвентарным номером для эксплуатации до признания на нее права собственности или до принятия во владение, пользование и распоряжение оставившим данный объект собственником в соответствии с гражданским законодательством, путем подписания передаточного акта в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, ОАО «ПКС», ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ООО «ПСК Стройконструкция», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6» организовать водоотведение на территории Петрозаводского городского округа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм, путем обеспечения надлежащей работы канализационной насосной станции с инвентарным номером , в том числе проведением следующих видов работ: ремонта напорных трубопроводов; ремонта схемы управления насосными агрегатами; установки АВР (автоматического ввода резерва) станции; ремонта коммутационного разъединителя ввода № ; ремонта системы отопления. В указанной части обратить решение суда к немедленному исполнению.

Карельский межрайонный природоохранный прокурор в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Администрации Петрозаводского городского округа Бокарева К.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались - бесхозяйные объекты недвижимости или бесхозяйные недвижимые вещи. В данном случае спорная канализационная насосная станция предназначена для обслуживания многоквартирных жилых домов микрорайона «Новые ключи», строительство которых изначально осуществляло ООО «КСК-строй», в последующем права и обязанности по договорам аренды земельных участков №№ были переданы ООО «ПСК Стройконструкция». Проектная документация на строительство квартала многоквартирных жилых домов получила положительные заключения государственной экспертизы. Так, например, согласно п.4.4.1 положительного заключения государственной экспертизы № , отвод стоков от дома № предусматривается через проектируемые выпуски канализации во внутриквартальную сеть канализации с подключением в раннее запроектированный колодец у дома № . Далее канализационные стоки поступают на ранее запроектированную канализационную насосную станцию «Сарлин». Данное обстоятельство указывает на то, что спорная канализационная насосная станция была запроектирована при строительстве квартала многоквартирных жилых домов, была построена на денежные средства застройщика либо участников долевого строительства и предназначена непосредственно для обслуживания, эксплуатации конкретных многоквартирных домов и в силу нормы ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, а имущество, которым владеет лицо для себя (как своим), не может быть признано бесхозяйным, поскольку по правилам ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении у кого-либо. Отсутствие регистрации права собственности на спорный объект не является основанием полагать, что канализационная насосная станция лишена собственника, кроме того, доказательств, свидетельствующих об отказе собственников от спорного объекта прокурором не представлено. При таких обстоятельствах считает заявленное прокурором требование об обязании Администрации принять меры по постановке на учет канализационной насосной станции в качестве бесхозяйного имущества необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как спорный объект не отвечает необходимому критерию для признания его бесхозяйным имуществом. Прокурором заявлено требование об обязании Администрации организовать водоотведение на территории Петрозаводского городского округа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природных норм, путем обеспечения надлежащей работы канализационной насосной станции. Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В данном случае канализационная насосная станция не является муниципальным имуществом, в связи с чем в силу положений Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у Администрации отсутствуют полномочия по владению, пользованию и распоряжению спорным имуществом, и как следствие, расходованию бюджетных средств на его содержание или ремонт. Проектная документация на строительство указанных многоквартирных домов получила положительные заключения государственной экспертизы. Так, согласно содержанию положительных заключений государственной экспертизы на строительство вышеуказанных многоквартирных домов ПМУП «Водоканал» были выданы технические условия от ДД.ММ.ГГГГ на подключение объекта капитального строительства к сетям водопровода и канализации (прилагается), которыми предусмотрено проектирование и строительство канализационной насосной станции с переключением стоков от существующей застройки в колодце КК-5.

Представитель ответчика ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» - Зосим В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав. Поскольку прокурором испрашивается возложение на ОАО «ПКС» обязанности по подписанию передаточного акта, то в материалы дела должны быть представлены доказательства того, что ОАО «ПКС» при установленных законом основаниях для подписания уклоняется от осуществления такого действия. В материалах дела таких доказательств не имеется, в связи с чем факт нарушения прав ОАО «ПКС» не установлен, что влечет отказ в удовлетворении требовании за счет ОАО «ПКС». Кроме того, в материалы дела представлены договоры с ООО «УК «Домоуправление», с ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6», включающие спорную КНС в границы эксплуатационной ответственности абонентов. Согласно ст. 14 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения. Согласно п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным: потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями) в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого; коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. В соответствии с п.п. «л» п. 26 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила), существенным условием договора водоотведения является определение границ эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и водопроводно-канализационного хозяйства. Акты разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) между ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ПКС») и владельцами жилых домов (абонентами) имеются, представлены в материалы дела. Согласно п.п. «б», «и», «н» п. 35 Правил абонент обязан обеспечивать эксплуатацию канализационных сетей принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения; соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований. Аналогичные обязанности абонентов установлены и договорами. Договоры в данной части подписаны без разногласий, не оспорены и не признаны недействительными в установленном порядке. Полагает, что лицами, обязанными осуществлять надлежащую эксплуатацию КНС, являются ООО УК «Домоуправление», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6», что влечет отказ в удовлетворении требования к ОАО «ПКС» и возложения обязанности по производству перечисленных в иске работ на Общество. Прокурор, обосновывая свои требования к ОАО «ПКС», ссылается на ч. 5 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Вместе с тем, данная норма предусматривает эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения организацией, которая осуществляет водоотведение и канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа; передаточного акта указанных объектов. Данный акт с ОАО «ПКС» на момент рассмотрения спора не подписан. Кроме того, норма предусматривает эксплуатацию объектов, но не их ремонт, о производстве которого испрашивает прокурор. В то же время, в соответствии с «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», Письмом Минрегиона России от 26.04.2012 года № 9905-АП/14 «О направлении Методических рекомендации по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных 25.04.2012» испрашиваемые работы отнесены к ремонтам, производство которых не может быть возложено на ОАО «ПКС» в соответствии с указанной статьей ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Просила в иске к ОАО «ПКС» отказать.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Домоуправление» - Песнина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что данная КНС не является общедомовым имуществом и собственники квартир не должны нести ответственность за ее содержание и ремонт. Указала, что КНС на балансе ООО «Управляющая компания «Домоуправление» не стоит. Считает, что КНС как бесхозная вещь должна быть передана Администрации ПГО. Полагала, что исковые требования, заявленные к ООО «Управляющая компания «Домоуправление» не подлежат удовлетворению.

Представители ответчика ТСЖ «Ключевая, 2» - Лебедев Е.А., действующий на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Кочкарев Ю.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснили, что ТСЖ «Ключевая, 2» не согласно с исковыми требованиями по следующим причинам. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> в г. Петрозаводске, согласно разрешению Администрации Петрозаводского городского округа № был введен в эксплуатацию. Строительство жилого дома осуществлялось застройщиком ООО «ПСК Стройконструкция» на основании договоров об участии в долевом строительстве жилья. В соответствии с договором долевого участия в строительстве застройщик обязался построить многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать объект долевого строительства дольщикам. В составе объекта строительства не было предусмотрено строительство насосной станции, это подтверждается техническим паспортом на многоквартирный дом в котором нет информации на другие объекты в составе многоквартирного дома кроме самой конструкции дома. Наружные сети канализации входящие в состав жилого дома ограничены канализационным колодцем № КК 986, не включая сам колодец. Согласно акту передачи имущества по форме № от ДД.ММ.ГГГГ. застройщик ООО «ПСК-Стройконструкция» передал наружные сети канализации, которые включают в себя выпуски из трех подъездов дома, колодцы № КК 1056, № КК 1057, № КК 1058, № КК 1059, участки канализации Д=160мм, от колодца № КК 1056 до колодца № КК 1057 длиной 11,20м, от колодца № КК 1057 до колодца № КК 1058 длиной 13,10м, от колодца № КК 1058 до колодца № КК 1059 длиной 5,20м и от колодца № КК 1059 до колодца №КК 986 длиной 5,20м. Для заключения договора на отпуск воды и прием сточных вод с ТСЖ «Ключевая, 2» обратилось в ресурсоснабжающую организацию - ОАО «ПКС», предоставив акт приема-передачи имущества от застройщика и полный перечень документов необходимых для заключения договора. Договор на отпуск воды и прием сточных вод был заключен, но при этом ОАО «ПКС» предупредило, что уличные канализационные сети от колодца № КК 986, до колодца № КК 400, включая насосную станцию, находятся в ведомстве ООО «Домоуправление» и товариществу надлежит переоформить разрешение на использование данных сетей с застройщика - ООО «ПСК Стройконструкция» на себя. ООО «Домоуправление» на обращение товарищества ответило отказом, т.к. считало, что ТСЖ «Ключевая, 2» создано не законно, пообещав, вернутся к рассмотрению заявления только после предъявления доказательств о законности своего создания. Два судебных разбирательства подтвердили законность создания ТСЖ «Ключевая, 2», но к этому времени ООО «Домоуправление» перестало существовать и обращаться стало не к кому. Между тем, по информации, полученной от отдела капитального строительства ОАО «Водоканал» ТСЖ стало известно, что Администрация Петрозаводского городского округа, выдавая разрешение на строительство жилого района в районе <адрес> обязало застройщика (в то время им являлось ООО «КСК-Строй») в рамках проекта произвести реконструкцию городских сетей, включая строительство новой канализационной насосной станции, производительность которой была рассчитана и на переключение во вновь построенные сети дома по <адрес> с передачей данного имущества в собственность города. ООО «КСК-Строй» выполнило данное условие, произвело запуск насосной станции и ввод ее в эксплуатацию. ОАО «Водоканал», не имея замечаний, выдало застройщику справку о выполнении технических условий, при этом Администрации Петрозаводского городского округа были предоставлен перечень условий приемки на техническое обслуживание вновь построенных сетей, включая КНС. ТСЖ «Ключевая, 2», посчитав, что уличные канализационные сети от колодца № КК 986, до колодца № КК 400, включая насосную станцию приняты Администрацией Петрозаводского городского округа в собственность и переданы на техническое обслуживание в ОАО «Водоканал» сделало вывод, что данный вопрос закрыт. Это подтверждало также, то ни каких счетов за сброс стоков в указанные сети товарищество не получало, поэтому ТСЖ считает свои обязательства перед собственниками жилого дома по <адрес> в г. Петрозаводске полностью выполненными. ТСЖ также считает, что сети канализации, включая КНС, были построены именно по заказу Администрации Петрозаводского городского округа, т.к. у застройщика ООО «КСК-Строй» имелась возможность подключить сети канализации в существующие городские сети, например в колодец №КК 81, соответственно и ответственность за состоянием вновь построенных сетей лежит на городских службах. Причины отказа приемки действующих сетей в городскую собственность ТСЖ «Ключевая 2» не понятны. ОАО «Водоканал» было готово принять действующие сети на техническое обслуживание, но по непонятно причине Администрация Петрозаводского городского округа этого не сделала. На основании вышеизложенного, просят суд в иске Карельской межрайонной природоохранной прокуратуре к ТСЖ «Ключевая, 2» об оплате ремонта канализационной насосной станции №13469, в том числе с проведением ремонта напорных трубопроводов, щита управления КНС, АВР, системы отопления КНС отказать.

Представители ответчиков ТСЖ «Ключевая, 6», ООО «ПСК Стройконструкция» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ПМУП «Водоканал» Черникова А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с доводами и требованиями истца. Указала, что отсутствие государственной регистрации на объект недвижимого имущества не может свидетельствовать об отсутствии собственника, так как глава 14 Гражданского кодекса РФ не содержит такого основания возникновения права собственности, как государственная регистрация. Регистрация не устанавливает право, а лишь констатирует факт его возникновения или перехода. Не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным, когда имеет место фактическое владение имуществом каким-либо лицом. О фактическом владении спорной КНС свидетельствует договоры на отпуск воды и прием сточных вод, заключенные между ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (ОАО «ПКС», ресурсоснабжающая организация) и ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ТСЖ «Ключевая 2», ТСЖ «Ключевая 6», ООО «ПСК Стройконструкция» (абонент). Согласно п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года, договоры на водоотведение, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги. Согласно указанным договорам ОАО «ПКС» обязалось принимать от абонентов сточные воды на границах эксплуатационной ответственности по канализационным сетям, установленных Приложениями к договорам. Актами границ балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них) установлено, что граница эксплуатационной ответственности устанавливается по канализационным колодцам (камерам) на точках подключения, указанных в Приложении к договорам. В Приложении указан канализационный колодец № (КК-400). Согласно плана канализационных сетей в районе <адрес> и <адрес> спорная КНС находится в границах эксплуатационной ответственности абонентов. Таким образом, подписание и исполнение абонентами договоров на отпуск воды и прием сточных вод свидетельствуют о фактическом владении спорной КНС. Указала, что обязанность по обеспечению водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем канализации и их частей возложена на организации, осуществляющие водоотведение, в г. Петрозаводске это ОАО «ПКС». Такие организации наряду с собственниками объектов коммунальной инфраструктуры обязаны принимать меры по безопасности объектов и предотвращении аварийных ситуаций. На сегодняшний день оборудование, установленное в КНС, не работает, то есть она фактически не эксплуатируется. Однако ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлен запрет для организаций, осуществляющих водоотведение, на прекращение эксплуатации систем водоотведения или их частей за исключением случаев вывода объектов в ремонт. Бесхозяйность же объектов не исключение из этого правила, так как вопрос о транспортировке сточных вод по бесхозяйным сетям урегулирован ч. 5 ст. 8 закона «О водоснабжении и водоотведении». Указала, что если КНС и оборудование в ней признать бесхозяйной, то защитить нарушенные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду можно только одним законным способом: обязать Администрацию Петрозаводского городского округа передать по акту, а ОАО «ПКС» принять КНС и оборудование и эксплуатировать с соблюдением установленных норм и правил.

Представитель Территориального управления Росимущества в Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, обозрев технические паспорта на здания инвентарный №№ , положительные заключения государственной экспертизы № №, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 года № 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) - перечень образующихся в стране отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Согласно ФККО отходам (осадкам) из выгребных ям, т.е. жидким бытовым отходам, и хозяйственно-бытовым стокам присвоен единый код 9510000000000, следовательно, они идентичны по своему органическому составу и оказывают равнозначное негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, разлив неочищенных (канализационных) сточных вод является свалкой жидких бытовых отходов. В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления. В частности, как следует из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы. Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами. Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, которая была ратифицированная Россией. Согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и /или оказывать токсическое воздействие на биотические системы. Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.

В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в связи с наличием на территории общего пользования Петрозаводского городского округа между д. по ул. <адрес> и остановкой общественного транспорта на ул. <адрес> несанкционированной свалки жидких бытовых отходов. В ходе обследования ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» канализационных сетей района выявлена остановка канализационной насосной станции, расположенной в створе <адрес> и <адрес>. Канализационные стоки, переполнив отстойную часть канализационной насосной станции, вытекают через люки на рельеф, вследствие чего на территории общего пользования образовалась несанкционированная свалка жидких бытовых отходов.

Из материалов дела усматривается, что указанная канализационная насосная станция расположена на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Министерством природных ресурсов РК и ООО «КСК-строй», земельный участок с кадастровым номером передан на праве аренды ООО «КСК-строй» для размещения объекта коммунального хозяйства (строительства канализационной насосной станции).

МУП «Водоканал» за от ДД.ММ.ГГГГ выданы ООО «КСК-строй» технические условия на подключение группы жилых домов в микрорайоне Ключевая (<адрес>). В п. 5 технических условий указано запроектировать и построить канализационную насосную станцию с переключением стоков от существующей застройки в колодце КК-5.

В соответствии с актом о приеме-передачи здания (сооружения) канализационная насосная станция, находящаяся <адрес>, строящийся микрорайон «Новые ключи», участок передана ООО «Домоуправление».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «КСК-строй» ликвидировано вследствие банкротства 17 ноября 2010 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Домоуправление» ликвидировано вследствие банкротства 27 февраля 2013 года.

Из определения Арбитражного суда РК № А26-11060/2010 от 27 декабря 2012 года о завершении конкурсного производства усматривается, что имущество, зарегистрированное за должником ООО «Домоуправление» не выявлено.

Из справки ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование здания канализационной насосной станции на пересечения <адрес> и <адрес> в г. Петрозаводске, расположенного на земельном участке с кадастровым номером . В результате обследования было выявлено, что здание канализационной насосной станции на пересечения <адрес> и <адрес> в г.Петрозаводске отвечает признакам объекта капитального строительства. По заявке ООО «КСК-строй» ДД.ММ.ГГГГ на данный объект был изготовлен технический паспорт (инвентарный номер ).

В соответствии с актом ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование канализационной насосной станции, расположенной на пересечении <адрес> и <адрес> на земельном участке с кадастровым номером . На момент обследования свалка жидких бытовых отходов на вышеуказанной территории не обнаружена. В границах земельного участка имеет место разлив хозяйственно-бытовых сточных вод из колодца на сетях канализации к канализационной насосной станции, ощущается неприятный запах. Сточная вода растекается под уклон рельефа местности в сторону соседних земельных участков. В ходе обследования канализационной насосной станции выявлено следующее: повреждены напорные трубопроводы; частично разобрана схемы управления насосными агрегатами; демонтирован АВР (автоматического ввода резерва) станции; не исправен коммутационный разъединитель ввода № 1; не исправно отопление.

Из письма Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что разрешение на строительство КНС застройщику группы многоквартирных домов ООО «КСК-строй» не выдавалось.

Данные из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним свидетельствуют об отсутствии прав на указанную канализационную насосную станцию.

На основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В п. 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Поскольку в соответствии с п.п. 4 и 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Положением ст. 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.

В п.п. 1 п. 2 ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ указано, что собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По правилам ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

При этом согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из материалов дела видно, что при проведении проверки, было установлено наличие на территории Петрозаводского городского округа бесхозяйного недвижимого имущества - канализационной насосной станции (инвентарный номер ), расположенной на пересечения <адрес> и <адрес> в г. Петрозаводске, на земельном участке с кадастровым номером . Указанное сооружение не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой опасность возникновения чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу нормальную работу объектов жилищно-коммунального хозяйства.

По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

Никаких мер для постановки сооружения на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, Администрацией Петрозаводского городского округа не предпринималось.

На основании изложенного, суд приходить к выводу о том, что необращение Администрации Петрозаводского городского округа в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, и п. 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580.

В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по постановке на учет указанной канализационной насосной станции должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа.

Учитывая, что Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, не определен срок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества, суд полагает правомерным в целях обеспечения интересов граждан установить конкретный срок исполнения - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Разумность срока Администрацией Петрозаводского городского округа не оспаривалась, доказательств невозможности подготовки необходимых для подачи заявления документов в указанный срок суду не представлено.

Учитывая изложенное выше, суд полагает, что требования прокурора о признании канализационной насосной станции с инвентарным номером , расположенной на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г. Петрозаводске, бесхозяйным имуществом; обязании Администрации Петрозаводского городского округа в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной насосной станции с инвентарным номером , расположенной на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г. Петрозаводске, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением и приложением пакета документов, требуемых для постановки на учет объекта, а также получения документа, подтверждающего постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной насосной станции с инвентарным номером , являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истцом также заявлены исковые требования об обязании Администрации Петрозаводского городского округа передать ОАО «ПКС», а ОАО «ПКС» принять канализационную насосную станцию с инвентарным номером для эксплуатации до признания на нее права собственности или до принятия во владение, пользование и распоряжение оставившим данный объект собственником в соответствии с гражданским законодательством, путем подписания передаточного акта в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Канализационная станция представляет собой комплекс инженерных сооружений канализационной сети и оборудования, предназначенные для отвода сточных вод на очистные сооружения.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

В силу п. 1 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Пунктом 4 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу п. 5 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 6. ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 10 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ОАО «ПКС» является гарантирующей организацией на территории Петрозаводского городского округа, которая осуществляет обязанности по обеспечению водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем канализации и их частей. ОАО «ПКС» наряду с собственниками объектов коммунальной инфраструктуры обязано принимать меры по безопасности объектов и предотвращении аварийных ситуаций, в силу ст. 10 Закона «О водоснабжении и водоотведении». Частью 4 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлен запрет для организаций, осуществляющих водоотведение, на прекращение эксплуатации систем водоотведения или их частей за исключением случаев вывода объектов в ремонт (ст. 22 указанного закона). Вопрос о транспортировке сточных вод по бесхозяйным сетям урегулирован ч. 5 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В случае выявления бесхозяйных объектов водоотведения их эксплуатация осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством, а затраты на эксплуатацию бесхозяйных объектов учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов (ч. 6 ст. 8 Закона «О водоснабжении и водоотведении»). В порядке применения п. 28 и п. 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406 года) расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации включает расход на эксплуатацию переданных в установленном порядке бесхозяйных объектов водоотведения. При этом перечень неподконтрольных расходов может включать расходы на обслуживание бесхозяйных сетей.

Принимая во внимание, что канализационная насосная станция с инвентарным номером , расположенная на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г.Петрозаводске, признана бесхозяйным имуществом, то требования истца об обязании Администрации Петрозаводского городского округа передать по акту, а ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» принять КНС и оборудование и эксплуатировать с соблюдением установленных норм и правил подлежит удовлетворению в силу указанных правовых норм.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая, что разумность срока исполнения решения суда в данной части ответчиками Администрацией Петрозаводского городского округа и ОАО «ПКС» не оспаривалась, суд полагает, что требования прокурора об обязании Администрации Петрозаводского городского округа передать ОАО «ПКС», а ОАО «ПКС» принять канализационную насосную станцию с инвентарным номером 13469 для эксплуатации до признания на нее права собственности или до принятия во владение, пользование и распоряжение оставившим данный объект собственником в соответствии с гражданским законодательством, путем подписания передаточного акта в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу также подлежат удовлетворению.

Относительно заявленного требования обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, ОАО «ПКС», ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ООО «ПСК Стройконструкция», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6» организовать водоотведение на территории Петрозаводского городского округа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм, путем обеспечения надлежащей работы канализационной насосной станции с инвентарным номером 13469, в том числе проведением следующих видов работ: ремонта напорных трубопроводов; ремонта схемы управления насосными агрегатами; установки АВР (автоматического ввода резерва) станции; ремонта коммутационного разъединителя ввода № 1; ремонта системы отопления, суд приходит к следующим выводам.

Согласно справке Петрозаводского филиала ОАО ПКС «Водоканал» № в адрес ООО «КСК-строй» на объекте «Застройка квартала многоквартирных жилых домов в <адрес> жилого района «Ключевая» г. Петрозаводска» построены сети водопровода и канализации к жилым домам №№ по генеральному плану застройки. Для перекачивания канализационных стоков от вновь построенных жилых домов №№ по генеральному плану смонтирована канализационная насосная станция с прилегающими к ней сетями водопровода и канализации. Водопровод, и канализация от жилых домов и канализационной насосной станции осмотрены представителем Петрозаводского филиала ОАО ПКС «Водоканал» и допущены к эксплуатации. В виду того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года на канализационной насосной станции отсутствует ремонтное освещение премного отделения, заземление полов, а также не закреплены питающие кабели и нет счетчиков учета потребления электроэнергии, канализационная насосная станция не подлежит передачи на баланс ПМУП «Водоканал» до устранения вышеперечисленных замечаний и ответственность за ее техническое состояние и эксплуатацию несет заказчик (застройщик).

В письменных возражениях Администрация Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ указала, что проектная документация на строительство квартала многоквартирных жилых домов, получила положительное заключение государственной экспертизы. Согласно п. 4.4.1. положительного заключению государственной экспертизы усматривается, что отвод стоков от <адрес> предусматривается через проектированные выпуски канализации во внутриквартальную сеть канализации с подключением в ранее запроектированный колодец у <адрес>. Далее канализационные стоки поступают на ранее запроектированную канализационную насосную станцию «Сарлин».

Согласно п. 4.4.1. положительного заключению государственной экспертизы усматривается, что отвод стоков от <адрес> предусматривается через проектированные выпуски канализации во внутриквартальную сеть канализации. Далее канализационные стоки поступают на ранее запроектированную канализационную насосную станцию «Сарлин».

Из письма ОАО «ПКС» № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что посредством спорной КНС осуществляется водоотведение следующих жилых домов: <адрес> (ТСЖ «Ключевая, 2»), <адрес>; <адрес>; <адрес> (ООО «Управляющая компания «Домоуправление»); <адрес> (ТСЖ «Ключевая, 6»), <адрес>; <адрес> (ООО «ПСК Стройконструкция»).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ПКС» (организация ВКХ) и ООО «ПСК Стройконструкция» (абонент) заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод в отношении жилого <адрес> в г. Петрозаводске. Согласно приложению к договору (акт разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) стороны составили акт о том, что распределительные сети и колодец (камера) на точке подключения, включая задвижку находятся на балансе организации ВКХ, несущей ответственность за их эксплуатационное состояние. Система водопотребления, а также устройства и сооружения для присоединения Абонента к колодцу (камере) на наружной сети, а также внутридворовые и внутридомовые сети, сооружения и устройства на них, вводы и выпуски и др. находятся на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние. Согласно приложению к договору стороны определили точки разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сторон по канализационным сетям и сооружениям на них, номер канализационного колодца коммунальной сети, в который производится сброс сточных вод определен сторонами КК 400.

Согласно справке Администрация Петрозаводского городского округа №. от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирному жилому дому <адрес> жилого района «Ключевая» присваивается порядковый номер № , корп. по ул.<адрес> в г.Петрозаводске.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ПКС» (организация ВКХ) и ТСЖ «Ключевая, 6» (абонент) заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод в отношении жилого <адрес> в г. Петрозаводске. Согласно приложению к договору (акт разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) стороны составили акт о том, что граница балансовой принадлежности по канализационным сетям и сооружениям на них устанавливается по канализационным колодцам (камерам) на точках подключения, указанных в приложении к настоящему договору. Из приложения к договору усматривается, что номер канализационного колодца, в который производится сброс сточных вод определен сторонами КК 995.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ПКС» и ТСЖ «Ключевая, 2» заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод в отношении жилого <адрес> в г. Петрозаводске. Согласно приложению к договору граница балансовой принадлежности по канализационным сетям и сооружениям на них устанавливается по канализационным колодцам (камерам) на точках подключения, указанных в приложении к настоящему договору. Из приложения к договору усматривается, что номер канализационного колодца, в который производится сброс сточных вод определен сторонами КК 986 далее по подведомственным сетям до КК 400.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ПКС» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Управляющая компания «Домоуправление» (абонент) заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод в отношении жилого дома № корпус по <адрес> в г. Петрозаводске. Согласно приложению к договору граница балансовой принадлежности по канализационным сетям и сооружениям на них устанавливается по канализационным колодцам (камерам) на точках подключения, указанных в приложении к настоящему договору. Из приложения к договору усматривается, что номер канализационного колодца, в который производится сброс сточных вод определен сторонами КК 400 через сети ООО «Домоуправление».

Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ к договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились внести в договор следующие изменения: включить с ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>.

Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ к договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились внести в договор следующие изменения: включить с ДД.ММ.ГГГГ жилые дома по адресу: <адрес>.

Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ к договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились внести в договор следующие изменения: включить с ДД.ММ.ГГГГ жилые дома по адресу: <адрес>.

Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ к договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились внести в договор следующие изменения: включить с ДД.ММ.ГГГГ в договор жилой дом по адресу: <адрес>.

Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ к договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились внести в договор следующие изменения: включить с ДД.ММ.ГГГГ в договор жилой дом по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

Согласно п. 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 (далее - Правила № 167) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 644, действующими с 14.08.2013 (далее - Правила № 644).

Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение); водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Частью 7 ст. 13, ч. 7 ст. 14 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по водопроводным и канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения (водоотведения).

В силу п. 8 ч. 5 ст. 13, п. 11 ч. 5 ст. 14 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» существенным условием договора водоснабжения (водоотведения) является, в том числе граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям и по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей холодное водоснабжение (водоотведение), определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих сетей.

В п.п. «л» п. 26 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644), существенным условием договора водоотведения является определение границ эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и водопроводно-канализационного хозяйства.

Понятие границы эксплуатационной ответственности, содержащееся в п. 2 Правил N 644, как линии раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу п.п. «б, «и», «н» 35 Правил № 644 абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, договоры на водоотведение, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги.

Согласно указанным договорам на отпуск воды и прием сточных вод ОАО «ПКС» обязалось принимать от абонентов сточные воды на границах эксплуатационной ответственности по канализационным сетям, установленных Приложениями к договорам. Актами границ балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них) установлено, что граница эксплуатационной ответственности устанавливается по канализационным колодцам (камерам) на точках подключения, указанных в Приложении к договорам.

В силу указанных договоров на отпуск воды и прием сточных вод абоненты (ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ООО «ПСК Стройконструкция», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6») обязуются обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, Правил и условиями, заключенных договоров, а также содержать в исправном состоянии системы и средства водоснабжения и водоотведения, используемые приборы учета.

В Приложении к договорам на отпуск воды и прием сточных вод абоненты (ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ООО «ПСК Стройконструкция», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6») указаны канализационные колодцы №. Согласно плана канализационных сетей в районе <адрес> и <адрес> спорная КНС находится в границах эксплуатационной ответственности абонентов, в связи с чем, абоненты приняли на себя обязательства содержать в исправном состоянии системы и средства водоснабжения и водоотведения.

На основании изложенного, принимая во внимание положения ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», договоры, заключенные на отпуск воды и прием сточных вод с ОАО «ПКС» с одной стороны и ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6», ООО «ПСК Стройконструкция» с другой стороны, суд считает, что требования истца в данной части подлежат удовлетворению частично, надлежит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, ОАО «ПКС», ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6» организовать водоотведение на территории Петрозаводского городского округа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм, путем обеспечения надлежащей работы канализационной насосной станции с инвентарным номером , в том числе проведением следующих видов работ: ремонта напорных трубопроводов; ремонта схемы управления насосными агрегатами; установки АВР (автоматического ввода резерва) станции; ремонта коммутационного разъединителя ввода № ; ремонта системы отопления, определив, что решение суда должно быть исполнено с момента подписания передаточного акта.

Принимая во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ПКС» и ООО «ПСК Стройконструкция» был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод в отношении жилого <адрес> в г. Петрозаводске. Согласно справке Администрация Петрозаводского городского округа №. от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирному жилому дома № <адрес> жилого района «Ключевая» присваивается порядковый номер № <адрес> <адрес> в г.Петрозаводске. Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ к договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «ПКС» и ООО «Управляющая компания «Домоуправление» стороны договорились внести в договор жилой дом по адресу: <адрес>, то в иске к ООО «ПСК Стройконструкция» надлежит отказать.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ОАО «ПКС», ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере по <данные изъяты> с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить частично.

Признать канализационную насосную станцию с инвентарным номером , расположенную на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г. Петрозаводске, бесхозяйным имуществом.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной насосной станции с инвентарным номером , расположенной на земельном участке с кадастровым номером , на пересечении <адрес> и <адрес> в г.Петрозаводске, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением и приложением пакета документов, требуемых для постановки на учет объекта, а также получения документа, подтверждающего постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационной насосной станции с инвентарным номером .

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа передать ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», а ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» принять канализационную насосную станцию с инвентарным номером для эксплуатации до признания на нее права собственности или до принятия во владение, пользование и распоряжение оставившим данный объект собственником в соответствии с гражданским законодательством, путем подписания передаточного акта в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

С момента подписания передаточного акта обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6» организовать водоотведение на территории Петрозаводского городского округа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм, путем обеспечения надлежащей работы канализационной насосной станции с инвентарным номером , в том числе проведением следующих видов работ:

ремонта напорных трубопроводов;

ремонта схемы управления насосными агрегатами;

установки АВР (автоматического ввода резерва) станции;

ремонта коммутационного разъединителя ввода № 1;

ремонта системы отопления.

В иске к ООО «ПСК Стройконструкция» отказать.

Взыскать с ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», ООО «Управляющая компания «Домоуправление», ТСЖ «Ключевая, 2», ТСЖ «Ключевая, 6» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере по <данные изъяты> с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья Е.В. Зарипова

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2014 года.

2-386/2014 (2-9338/2013;) ~ М-9107/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ТСЖ «Ключевая, 2»
ОАО «Петрозаводские коммунальные системы»
ООО «Управляющая компания «Домоуправление»
ТСЖ "Ключевая, 6"
ООО «ПСК Стройконструкция»
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал»
Территориальное управление Росимущества в Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Зарипова Е.В.
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
18.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2013Передача материалов судье
21.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.12.2013Предварительное судебное заседание
12.12.2013Предварительное судебное заседание
24.12.2013Судебное заседание
17.01.2014Судебное заседание
31.01.2014Судебное заседание
05.03.2014Судебное заседание
24.03.2014Судебное заседание
31.03.2014Судебное заседание
09.04.2014Судебное заседание
18.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2014Дело оформлено
01.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее