№
РЕШЕНИЕ
ИФИО107 июня 2016 года
Подольский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Невской Е.В.
При секретаре ФИО5
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер» о признании незаконным постановку на диспансерный учет, обязании совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ
ФИО2 обратился в суд с иском к ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер» и просил признать незаконным решение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер» о его постановке на диспансерный учет в ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер», мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был доставлен психиатрической бригадой скорой медицинской помощи в ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер», где ему был поставлен диагноз F10,2,4,2.ДД.ММ.ГГГГ, однако, по результатам исследования биологического материала этиловый спирт и наркотические вещества не обнаружены,полагает,что оснований для постановки диагноза F10,2,4,2 не было, считает, что он незаконно поставлен на диспансерный учет.
Истец- ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик- представитель ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что ФИО2 был поставлен на диспансерный учет на основании выписного эпикриза, полученного из ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №», где истцу был выставлен диагноз: Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления ПАВ (алкоголь и корвалол). Снятие с диспансерного учета проводится в порядке, установленном законом, с подтверждением ремиссии в течение трех лет.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был доставлен психиатрической бригадой скорой медицинской помощи в ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер», где ему был поставлен диагноз F10242.
Согласно выписному эпикризу № ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер»,ФИО2 за 3 дня до госпитализации ушел из дома с выраженным психотическим состоянием.ДД.ММ.ГГГГ доставлен в полицию с неадекватным поведением, куда была вызвана скорая медицинская помощь. Последний прием алкоголя перед поступлением:ДД.ММ.ГГГГ. Обращение ранее к наркологу отрицает.При поступлении состояние средней тяжести.Ориентировка в месте, времени: частичная. Продуктивному контакту доступен формально. Поведение:раздражен, болтлив, суетлив. Речь: связная. Мышление паралогичное. Нарушение восприятия. Эмоции не адекватные. Мнестические функции снижены.Интеллект выявить не представляется возможным. ФИО2 переведен в отделение № МОПБ № (л.д.5).
Из медицинской карты № стационарного больного ГБУЗ МО «ПБ №» ФИО2 следует, что он переведен ОННП ПИД с диагнозом хронический алкоголизм.Находился на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При поступлении тревожный, с подозрением оглядывается вокруг.Отвечает после паузы, дает путанные анамнестические сведения, высказывания непоследовательные. Дезориентирован в окружающем, бескритичный.В течение первой недели-возбужденный, дезориентированный в месте пребывания, за текущем временем не следил.Угрожал мед.персоналу расправой На фоне лечения, поведение упорядочилось, бредовые высказывания купировались, стал ориентироваться в окружающем. Выписан с рекомендацией диспансерного наблюдения нарколога(л.д.36-55).
Решением Врачебной Комиссии ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ на основании диагноза, установленного в условиях стационара ГБУЗ МО «ПБ №», ФИО2 был поставлен на диспансерный учет (л.д.17,36).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующих обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, статья 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В демократическом правовом государстве, каковым провозглашается ФИО1 (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации), это предполагает не только обязанность уполномоченных государственных и муниципальных лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. Иное было бы недопустимым вмешательством в сферу индивидуальной свободы.
Однако эта свобода может быть ограничена в определенных случаях, установленных федеральным законом (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона № 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан», диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Согласно Перечню социально значимых заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, диагноз F10,2,4,2 относится к социально значимым заболеваниям.
Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы:хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты 9отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическим и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания ( дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактичское наблюдение.
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного и контрольная карта диспансерного наблюдения за психическим больным.Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатором-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР.
В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатором-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответсвующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
Постановка лиц, которым установлен диагноз на диспансерный наркологический учет производится в обязательном порядке независимо от согласия больного, в соответствии с вышеуказанной Инструкцией.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что ФИО2 в условиях стационара врачом психиатром-наркологом был выставлен диагноз «Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления алкоголя и ПАВ(корвалол), абстинентный синдром с делирием.F19.40».
Исходя из содержания Перечня социально значимых заболеваний,наличие диагноза «Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления алкоголя и ПАВ(корвалол), абстинентный синдром с делирием.F19.40», предполагает диспансерное наблюдение за лицом, страдающим данным заболеванием.
На основании диагноза, выставленного ГБУЗ МО «ПБ №», в соответствии с Приказом МЗ СССР № от ДД.ММ.ГГГГ,в порядке, установленном Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, ФИО2 был поставлен на диспансерный учет.
При таких обстоятельствах,исходя из требований правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, учитывая, что диагноз установлен истцу компетентным лицом, заболевание истца является социально значимым, предполагающим диспансерное наблюдение, постановка истца на диспансерный учет осуществлена в соответствии с компетенцией и в пределах полномочий, предоставленных ответчику законом, и являлась по сути его обязанностью, в связи с чем, суд приходит к выводу о соответствии действий ответчика требованиям действующего законодательства в сфере здравоохранения,направлены на защиту интересов как самого пациента так и общества в целом, при этом, нарушений прав истца действиями ответчика судом не установлено, а потому правовые основания для удовлетворения иска у суда отсутствуют.
Доводы истца о том, что действия ответчика по постановке на диспансерный учет без согласия истца, нарушают нормы Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», в частности осуществление медицинского вмешательства в отсутствие согласия пациента, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 10 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья.
Из буквального толкования положений статей 11,12 вышеуказанного Закона письменное согласие пациента требуется на лечение или отказ от него, но не предусмотрено при решении вопроса об установлении диспансерного наблюдения.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан» к медицинскому вмешательству относятся выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций
Статьей 20 вышеуказанного закона определено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В рассматриваемом случае постановка истца на диспансерный учет не является медицинским вмешательством, в смысле, придаваемом статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан», а потому не требует согласия пациента.
Принимая во внимание представленные доказательства, оценив их в совокупности, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным постановку на диспансерный учет, обязании совершить определенные действия, -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца с принесением апелляционной жалобы через Подольский городской суд.
Председательствующий судья: подпись Невская Е.В.
№
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ
Подольский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Невской Е.В.
При секретаре ФИО5
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер» о признании незаконным постановку на диспансерный учет, обязании совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛСуд, руководствуясь 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
В удовлетворении требований ФИО3 признании незаконным постановку на диспансерный учет, обязании совершить определенные действия, -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца с принесением апелляционной жалобы через Подольский городской суд.
Председательствующий судья: Невская Е.В.