Судья – Прокопенко А.А. Дело № 33а-37446/2019
2а-2385/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«31» октября 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Суслова К.К., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Ткач И.И.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя КПК «Сберегательный Союз» по доверенности Федорова С.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Центральный банк Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) обратился в суд с административным иском к КПК «Сберегательный Союз» о ликвидации кредитного потребительского кооператива.
В обоснование своих требований ссылается на то, что КПК «Сберегательный союз» прекратил членство в СРО «Межрегиональный союз кредитных кооперативов» и не вступил в другую СРО, а также не представил в Банк России отчет о деятельности за 2018 год, не представил в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами за февраль 2019 года, в связи с чем, Центральный банк Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 июля 2019 года суд удовлетворил административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России), ликвидировал КПК «Сберегательный союз».
Возложил обязанность по осуществлению ликвидации КПК «Сберегательный союз» на его учредителей и участников.
Возложил обязанность на учредителей и участников КПК «Сберегательный союз» завершить процедуру ликвидации КПК «Сберегательный союз» в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением суда не согласился представитель КПК «Сберегательный Союз» по доверенности Федоров С.Н. и подал апелляционную жалобу.
В обоснование своих доводов Федоров С.Н. ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Также Федоров С.Н. указал, что председатель правления КПК «Сберегательный союз» 26.02.2019г. был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, следовательно, законных оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу начальник Южное ГУ Банка России Эберенц Е.Э. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав представителя Южное ГУ Банка России по доверенности Козлову Т.В., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий Южным ГУ Банка России установлено, что 29.12.2018г. КПК «Сберегательный союз» прекратил членство в СРО «Межрегиональный союз кредитных кооперативов» и в нарушение ч. 1 ст. 35 Федерального закона РФ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» не вступил в другую СРО в течение 90 дней со дня прекращения своего членства.
Пунктом 8 части 6 статьи 35 Федерального закона РФ № 190-ФЗ установлена обязанность направлять в Банк России документы, содержащие отчет о деятельности и персональном составе органов кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Формы и сроки предоставления указанных документов установлены Указанием Банка России от 25.07.2016г. № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива».
В соответствии с Указанием Банка России № 4083-У кредитный потребительский кооператив обязан направлять в Банк России в форме электронного документы с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»: отчет о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; отчет о деятельности за календарный год дважды - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года; отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива предоставляется после окончания календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или после даты изменения сведений.
Судом первой инстанции установлено, что КПК «Сберегательный союз» не представил в Банк России отчет о деятельности за 2018 год, в результате чего в КПК «Сберегательный союз» направлено предписание Банка России от 10.04.2019г. № Т128-99-2/14255, которое не было исполнено.
Указанием Банка России № 4263-У на кредитные потребительские кооперативы возложена обязанность ежемесячно составлять и представлять в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами по форме ОКУД 0420001.
В нарушение указанных требований КПК «Сберегательный союз» не представил в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами за февраль 2019 года.
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России в отношении кредитных кооперативов вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной Федеральным законом № 190-ФЗ; в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России; г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Судом первой инстанции правильно установлено, что КПК «Сберегательный союз» не исполнена обязанность по вступлению в СРО в установленный срок, а также предписания Банка России и указаний Банка России № 4083-У и № 4263-У.
В соответствии с п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
Судом первой инстанции обоснованно указано, что прохождение процедуры ликвидации возможно путем возложения обязанности осуществления процедуры ликвидации на учредителей и участников КПК «Сберегательный союз».
В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением..
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно к выводу об удовлетворении административного искового заявления Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом вышестоящей инстанции.
Ссылка в жалобе представителя КПК «Сберегательный Союз» по доверенности Федорова С.Н. о том, что председатель правления КПК «Сберегательный союз» 26.02.2019г. был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, не может служить основанием к отмене решения суда и отказу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 21 Федерального закона РФ от 18.07.2009г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» правление кредитного кооператива возглавляет председатель кредитного кооператива (председатель правления кредитного кооператива), избираемый общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) из числа членов кредитного кооператива (пайщиков) на срок не более чем на пять лет. Лица, избранные в состав правления кредитного кооператива, председатель кредитного кооператива (председатель правления кредитного кооператива) могут переизбираться неограниченное число раз. По решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) полномочия члена правления кредитного кооператива и председателя кредитного кооператива (председателя правления кредитного кооператива) могут быть прекращены досрочно.
Однако, судом апелляционной инстанции усматривается, что члены общего собрания КПК «Сберегательный Союз» не воспользовались законным правом о досрочном прекращении полном председателя (задержанного и обвиняемого по уголовному делу) и избрании иного лица председателем КПК «СБЕРЕ Сберегательный Союз» для надлежащего обеспечения выполнения решений общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) и правления кредитного кооператива, осуществления руководства текущей деятельностью кредитного кооператива.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя КПК «Сберегательный Союз» по доверенности Федорова С.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи