Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-37720/2018 от 04.12.2018

Судья: Спиридонова В.В.

дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

    председательствующего судьи Немовой Т.А.,

    судей Гулиной Е. М., Колодько А.В.,

    при секретаре Кузнецовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2018 года апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> на решение Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску прокурора <данные изъяты> в интересах Хен А. А. к Министерству социального развития <данные изъяты> об обязании назначить меру социальной поддержки,

заслушав доклад судьи Гулиной Е. М.,

объяснения представителя ответчика,

помощника <данные изъяты> прокурора Ищенко Е.И.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <данные изъяты> в интересах Хен А.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития <данные изъяты> об обязании назначить меру социальной поддержки.

В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка по обращению Хен А.А. по вопросу отказа в назначении мер социальной поддержки по выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения. В ходе проверки деятельности Ивантеевского управления социальной защиты населения выявлены нарушения прав ветеранов боевых действий на получение мер социальной поддержки. В ходе проверки по обращению Хен А.А., установлено, что он является военнослужащим ВВ МВД РФ и ветераном боевых действий, фактически проживает в служебном жилом помещении по адресу: <данные изъяты>. Указанное жилое помещение предоставлено для временного проживания на основании договора найма служебного жилого помещения <данные изъяты> от <данные изъяты>. По данному адресу открыт лицевой счет и производится начисление коммунальных платежей исходя из проживающих лиц. При этом Хен А.А. зарегистрирован по месту жительства постоянно по месту прохождения воинской службы по адресу: <данные изъяты>. Письмом Ивантеевского управления социальной защиты населения от <данные изъяты> ему отказано в назначении меры социальной поддержки в виде выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения по причине отсутствия регистрации по месту жительства в <данные изъяты> МО. В связи с нарушением прав заявителя необходимо на основании действующего законодательства обязать ответчика назначить ему указанную меру социальной поддержки.

В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признала.

Решением Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 п.1 ст.3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

В силу п.1 ст.10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные ст.ст.14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>, в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки (утв. Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения (далее - компенсация).

Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>, территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития населения <данные изъяты> по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Хен А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты> по месту нахождения в/ч, где он проходит военную службу по контракту.

С 2013 года Хен А.А. является ветераном боевых действий (удостоверение серии ВВ <данные изъяты>, выдано <данные изъяты>). По сведениям органов социальной защиты <данные изъяты>, истец не получает социальных выплат в органах социальной защиты населения <данные изъяты>.

По договору найма служебного жилого помещения <данные изъяты> от <данные изъяты> Хен А.А. предоставлено для временного проживания за плату жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, в связи с прохождением службы.По указанному адресу на имя Хен А.А. открыт лицевой счет <данные изъяты> и производится начисление платы за жилье и коммунальные услуги.

Сообщением Ивантеевского УСЗН Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты> Хен А.А. отказано в назначении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения, в связи с отсутствием отметки в паспорте о регистрации по месту жительства в <данные изъяты>.

Из материалов дела усматривается, что истец относится к категории лиц, обладающих статусом ветеран боевых действий. Истец зарегистрирован по месту жительства при войсковой части 6549, в которой проходит службу, расположенной на территории <данные изъяты>.

Фактически он проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории <данные изъяты> в <данные изъяты>, в котором не имеет регистрации по месту жительства, но несет обязательства по оплате жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что компенсация расходов по оплате жилого помещения должна выплачиваться территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения <данные изъяты>, так как на территории данного субъекта истец фактически проживает и несет обязательства по оплате жилого помещения, имеющего статус служебного жилого помещения и предоставленного ему в установленном порядке.

Судом верно указано, что то обстоятельство, что Хен А.А. не имеет регистрации по месту жительства на территории <данные изъяты>, не может служить основанием для ограничения его права на получение указанной меры социальной поддержки.

В силу п.3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Регистрация истца не обеспеченного жилым помещением, при войсковой части и проживание в служебном жилом помещении полностью соответствует указанной правовой норме, из которой также следует, что предоставление служебного жилого помещения автоматически не прекращает регистрацию военнослужащего при войсковой части. Такая обязанность возникает у военнослужащего лишь после обеспечения жилым помещением по договору социального найма либо в собственность.

Вместе с тем, предоставление служебного помещения влечет для военнослужащего как нанимателя обязанность нести расходы по оплате данного жилого помещения и коммунальных услуг в силу требований ст.ст.100 и 101 Жилищного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах регистрация Хен А.А. по месту жительства в служебном жилом помещении (отсутствие таковой), при том, что данное помещение в настоящее время является для него единственным местом жительства, не может служить условием реализации права на предусмотренные законодательством меры социальной поддержки.

В соответствии с целями и задачами, поставленными государством в Федеральном законе «О ветеранах», данный закон устанавливает единую систему мер социальной поддержки ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий, которая обеспечивает гарантированное государством социальное обеспечение, закрепленное в ст.39 Конституции РФ. Как следует из преамбулы к указанному закону, он устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.19 Конституции РФ).

Устанавливая меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, государство, тем самым, признает необходимость оказания материальной поддержки лицу, исполняющему обязанности по несению военной службы и имеющему заслуги по защите Отечества. При этом, условием для оказания данного вида поддержки является несение ветераном реальных затрат по оплате жилого помещения. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право ветерана на возмещение указанных затрат, при том что данное место жительства является единственным.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению и на Министерство социального развития <данные изъяты> в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения должна быть возложена обязанность назначить Хен А.А. меру социальной поддержки по выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения с момента его обращения в июле 2018 года.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-37720/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Хен А.А.
Прокурор г.Ивантеевки МО
Ответчики
Министерство социального развития
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
10.12.2018[Гр.] Судебное заседание
19.12.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее