РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2013 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Андриановой С.Н. с участием прокурора Ивановой О.Л. и третьего лица Ионкова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска к Администрации Петрозаводского городского округа о сносе строения,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Российской Федерации (РФ) обратился в суд с требованиями об обязании Администрации Петрозаводского городского округа о сносе сарая, расположенного на придомовой территории <адрес>. В последующем заявленные требования изменены – испрашивается судебное решение об обязании ответчика выполнить работы по ликвидации части указанного дровяного сарая, утратившей свои потребительские свойства. Иск мотивирован выявленным в ходе прокурорской проверки фактом нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В судебном заседании прокурор и третье лицо Ионков В.А. заявленные требования поддержали. Остальные участвующие в деле лица своих представителей в суд не направили.
Заслушав пояснения прокурора и третьего лица, исследовав письменные материалы, суд считает, что исковые требования, являясь обоснованными, подлежат удовлетворению.
Из представленных по делу документов следует, что на территории, прилегающей в многоквартирным домам <данные изъяты> и <данные изъяты> по <адрес> и <данные изъяты> и <данные изъяты> по <адрес>, расположен дровяной сарай, строительные конструкции которого значительно повреждены после пожара ДД.ММ.ГГГГ и в связи с этим утратили свои потребительские свойства. Земельный участок, на котором расположен сарай, в состав земельных участков указанных домов не входит, сам сарай в числе общего имущества этих домов управляющим ими организациям не передавался, как следствие, бремя его содержания в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ и Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 лежит на Администрации Петрозаводского городского округа.
В соответствии со со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. А согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен также ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В силу ст. 4 этого закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. При этом закон запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов (ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), устанавливая, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ (ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). К их же компетенции относится благоустройство территории поселения.
Согласно Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петросовета от ДД.ММ.ГГГГ №, организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. Организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным этими Правилами. Не допускается несанкционированный сброс и складирование бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега, изделий, устройств, конструкций, приборов, потерявших потребительские качества. Организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий.
Однако земельный участок, на котором находится обозначенный прокурором сарай, как указано, в собственность или иное пользование каким-либо юридическим или физическим лицам не предоставлен. Само же по себе нахождение этого строения в состоянии, не пригодном для эксплуатации по назначению, противореча вышеприведенным законоположениям, объективно влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения тяжких последствий, то есть нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации части дровяного сарая, утратившей потребительские свойства Администрацией Петрозаводского городского округа заключен (№ от ДД.ММ.ГГГГ), однако и по истечению срока выполнения этих работ последние не осуществлены, что свидетельствует об обоснованном истребований прокурором судебной защиты.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 и 206 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора г.Петрозаводска к Администрации Петрозаводского городского округа о сносе строения удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по ликвидации части дровяного сарая, утратившей потребительские свойства, расположенного на территории, прилегающей в многоквартирным домам <данные изъяты> и <данные изъяты> по <адрес> и <данные изъяты> и <данные изъяты> по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов