Мировой судья Федоров Е.С. Дело № 12-54/2021(12-661/2020)
Номер дела в первой инстанции (5-1088/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2021 года г. Ижевск УР
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Стех Н.Э.,
рассмотрев жалобу Генерального директора акционерного общества «Ижевский опытно-механический завод» Кузнецова А.Ю. на постановление № 5-1088/2020 мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 26.11.2020, о привлечении к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ:
Кузнецова А.Ю.,
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Ранее в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 26.11.2020 Кузнецов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, за непредставление 03 марта 2020 года по месту нахождения акционерного общества «Ижевский опытно-механический завод», <адрес>, в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее Управление) сведений за 2019 год, предусмотренных п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.33.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб.
Кузнецовым А.Ю. подана жалоба, в которой он просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить. Основанием для отмены постановления указывает, что генеральный директор предприятия не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку согласно приложению №1 к приказу АО «ИОМЗ» <данные изъяты> начальник отдела кадров осуществляет контроль предоставления и правильности отражения статистической информации от имени юридического лица, а именно отчетов об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М). Ответственность за вмененное Генеральному директору общества правонарушение должна быть возложена на начальника отдела кадров. Мировой судья необоснованно не применил в отношении заявителя ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Кузнецова А.Ю. Бузанова Т.А. доводы жалобы поддержала.
Кузнецов А.Ю., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в отсутствие Кузнецова А.Ю. в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, не будучи связанной с доводами жалобы, прихожу к следую щему.
Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции до Федерального закона от 01.074.2020 № 90-ФЗ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Основанием для привлечения Кузнецова А.Ю. по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что названным лицом (ссылка взята с сохранением оригинального текста) 03 марта 2020 года (02.03.2020 – последний день срока для предоставления формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год) генеральный директор АО «ИОМЗ» Кузнецов А.Ю. по месту своего нахождения юридического лица, расположенному по адресу: 426033, Удмуртская Республика, Ижевск г., 30 лет Победы ул., 12 непредставление в установленные сроки сведений за 2019 год, предусмотренных п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в результате чего были нарушены положения абз. 6 ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ, за неисполнение которого предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ - непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
При этом из содержания протокола по делу об административном правонарушении усматривается, что уже 28.08.2020 (то есть до истечения срока для представления соответствующих сведений – 02.03.2020) Управление 28.02.2020 страхователю АО «ИОМЗ» направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Данные ошибки и несоответствие АО «ИОМЗ» в полном объеме в установленные сроки не устранены. Таким образом, страхователем АО «ИОМЗ» не исполнена установленная законом обязанность по предоставлению уточненных индивидуальных сведений в срок, установленный частью 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Видно, что протокол об административном правонарушении содержит противоречивые сведения. С одной стороны, делается вывод о непредставлении АО «ИОМЗ» в установленный срок соответствующей отчетности, далее следует, что данная отчетность в установленный законом срок представлена, но сведения представлены в искаженном виде.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного Кузнецову А.Ю. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано. Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо также отметить, что исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления по делу.
Мировой судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении пришел к выводу о том, что Кузнецову А.Ю. вменено непредставление 03 марта 2020 года в Управление сведений за 2019 год, предусмотренных п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В оспариваемом постановлении мирового судьи также описывается, что административным органом установлено представление сведений АО «ИОМЗ» в искаженном виде, однако руководитель АО «ИОМЗ» привлечен к административной ответственности за непредставление данных сведений.
В доказательство совершенного Кузнецовым А.Ю. правонарушения мировой судья указывает протокол об административном правонарушении и акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Вместе с тем актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования несвоевременное представление сведений не выявлено. Напротив, в акте указано, что проверкой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно имеются расхождения между представленными сведениями по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 23 застрахованных лиц. По состоянию на 17.03.2020 расхождения в отношении 22 застрахованных лиц не устранены. Таким образом, страхователем АО «ИОМЗ» не исполнена установленная законом обязанность по представлению уточненных индивидуальных сведений в срок. установленный ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, а также представлены не полные и (или) недостоверные сведения, предусмотренные пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
В материалах дела имеется решение Арбитражного Суда удмуртской Республики от <данные изъяты> по заявлению АО «ИОМЗ» о признании незаконным решения Управления от 19.05.2020 № 019S19200003944 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в сумме 17500 руб. В решении указано: «Как следует из представленных доказательств, Управлением в отношении должника проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В ходе проверки установлено, что должником сведения по форме СЗВ-М за январь-декабрь 2019 года и форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены в законодательно установленные сроки. По итогам сверки сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2019 год выявлены расхождения в отношении 23 застрахованных лиц».
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в действии либо бездействии, связанном с непредставлением в установленный срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно статье 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были нарушены мировым судьей при вынесении постановления, законность и обоснованность составленного должностным лицом административного протокола мировым судьей надлежащим образом не проверена.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Кузнецов А.Ю. привлечен к административной ответственности за бездействие – не представление отчетности в установленный законом срок. Вместе с тем из материалов дела следует, что Кузнецов А.Ю. совершил иное правонарушение в форме действия – представил сведения в искаженном виде. При этом изначально протокол по делу об административном правонарушении содержал противоречивые сведения и выводы, в протоколе одновременно утверждалось и о непредставлении АО «ИОМЗ» сведений и о представлении АО «ИОМЗ» искаженных сведений. Указанные противоречия при рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении не устранены, что повлекло за собой незаконное привлечение Кузнецова А.Ю. к административной ответственности за бездействие, совершение которого материалами дела об административном правонарушении не подтверждено.
Требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем и полном рассмотрении дела и разрешении его в соответствии с законом мировым судьей в полном объеме не выполнены, материалы дела об административных правонарушениях надлежащей правовой оценки в ходе рассмотрения дела не получили. Мировым судьей не приведены мотивы принятого им постановления, не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела. В нарушение пункта 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае фактически отсутствует мотивированное постановление по делу.
При таких обстоятельствах мировым судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого мировым судьей постановления, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с п. 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Ижевска от 26.11.2020, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - руководителя акционерного общества «Ижевский опытно-механический завод» Кузнецова А.Ю., подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Октябрьском районном суде настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление № 5-1088/2020 мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 26.11.2020 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ Генерального директора акционерного общества «Ижевский опытно-механический завод» Кузнецова А.Ю. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за истечением срока привлечения к административной ответственности.
Жалобу Кузнецова Антона Юрьевича удовлетворить.
Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Стех Н.Э.