Дело № 2-335/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 апреля 2018 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Гулиной И.В.,
с участием представителя заявителя помощника прокурора Нытвенского района Трушкова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации о способах уклонения от налоговых выплат запрещенной к распространению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, пропагандирующей такие противоправные деяния, как дача и получение взятки, содержащейся в сети Интернет на сайтах: https://konvikkissell.livejournal.com/10383.html, https://dark-time.com/threads/22876/, https://blackbiz.in/threads/kak-pravilno-davat-zjatku.49855/, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Нытвенского района Пермского края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлены факты размещения в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В сети «Интернет» по электронным адресам: https://konvikkissell.livejournal.com/10383.html, https://dark-time.com/threads/22876/, https://blackbiz.in/threads/kak-pravilno-davat-zjatku.49855/, размещена информация, пропагандирующая такие противоправные деяния, как дача и получение взятки, являющиеся элементами коррупционного поведения. Предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм действий по даче либо получению взятки, побуждающей общество давать и получать взятки, и предлагающей способы избежать наказания за преступления, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе, право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Таким образом, свободный доступ к сайтам, на которых осуществляется деятельность, пропагандирующая коррупционное поведение, фактически способствует совершению правонарушений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. Признание судом сведений о способах дачи и получения взятки, содержащихся в вышеуказанных Интернет сайтах в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, будет являться основанием для включения доменных имен вышеуказанных сайтов в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник прокурора Нытвенского района Трушков П.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора поддерживает.
Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 2 ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О противодействии коррупции" дается понятие коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
К основным принципам противодействия коррупции относится: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст.3 ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Согласно ст. 290, 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за получение взятки и дачу взятки.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона №149 - ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона №149 - ФЗ в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско - правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии её передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В силу ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно п. 3 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
В обоснование требований прокурором представлены документы:
- акт исследования предметов и документов (л.д. 8-11);
- скриншоты страниц вышеуказанных сайтов (л.д. 12-16).
Таким образом, судом установлено, что прокуратурой Нытвенского района в ходе мониторинга сети Интернет выявлены интернет- сайты, на страницах которых размещена информация, пропагандирующая противоправные деяния, как дача и получение взятки, являющиеся элементами коррупционного поведения. Свободный доступ к сайтам, на которых осуществляется деятельность, пропагандирующая коррупционное поведение, фактически способствует совершению правонарушений, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлен факт распространения в сети Интернет запрещенной информации. Предоставление доступа к информации с использованием информационно- телекоммуникационных услуг сетей, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронным адресам https://konvikkissell.livejournal.com/10383.html, https://dark-time.com/threads/22876/, https://blackbiz.in/threads/kak-pravilno-davat-zjatku.49855/ указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования прокурора в полном объеме с распространением на всех операторов связи обязанности по ограничению доступа к запрещенной информации.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать информацию, пропагандирующую противоправные деяния, как дача и получение взятки, содержащуюся в сети Интернет на сайтах: https://konvikkissell.livejournal.com/10383.html, https://dark-time.com/threads/22876/, https://blackbiz.in/threads/kak-pravilno-davat-zjatku.49855/, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова