Дело № 2-436/2019 28 февраля 2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Волковой Т.В.,
при секретаре Власенко Н.С.,
с участием истца Карловской О.С.,
представителя истца Божич Ж.В.,
представителя ответчика Шляхтич С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 28 февраля 2019 г. гражданское дело по иску Карловской Олеси Сергеевны к мэрии г. Магадана о признании решения жилищной комиссии муниципального образования «город Магадан» и постановления мэрии г. Магадана незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Карловская О.С. обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана о признании решения жилищной комиссии муниципального образования «город Магадан» и постановления мэрии г. Магадана незаконными, возложении обязанности.
Указав в обоснование, что 22 мая 1987 г. решением исполнительного комитета Магаданского городского совета народных депутатов № 669 ее родители Елистратов С.В. (отец), Елистаратова Л.Ю. (мать) и она поставлены на учет по месту жительства (г. Магадан, <адрес>) как нуждающиеся в жилой площади. Также в указанном жилом помещении были зарегистрированы иные члены семьи нанимателя.
В 1998 г. ее мать Елистратова Л.Ю. снята с учета.
Постановлением мэрии г. Магадана от 15 мая 1998 г. очередь переоформлена на ее отца Елистратова С.В. По настоящее время она проживает в указанном жилом помещении и является членом его семьи.
24 ноября 2012 г. она вышла замуж за Карловского А.Н. и у них родилась дочь Карловская Е.А., которая зарегистрирована по месту жительства отца.
Решением жилищной комиссии муниципального образования «город Магадан» от 23 октября 2018 г. и постановлением мэрии г. Магадана от 2 ноября 2018 г. № 3290 она снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Однако она никогда не вселялась к супругу, а он не является членом семьи Елистратова С.В. Каких-либо прав на жилое помещение, принадлежащее ее супругу, она не имеет.
Просила признать решение жилищной комиссии муниципального образования «город Магадан» от 23 октября 2018 г. и постановление мэрии г. Магадана от 2 ноября 2018 г. № 3290 о снятии ее с учета, как нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, незаконными. Просила восстановить в очереди под тем же порядковым номером, который был на момент принятия решения жилищной комиссии муниципального образования «город Магадан» от 23 октября 2018 г. и постановления мэрии г. Магадана от 2 ноября 2018 г. № 3290.
Протокольным определением суда от 29 января 2019 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана на надлежащего мэрию г. Магадана.
В судебном заседании истец, представитель истца поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснили, что Карловская О.С. каких-либо прав на жилое помещение, принадлежащее ее супругу не имеет. В принадлежащем ему жилом помещении не проживает. Фактически зарегистрирована и проживает по адресу: г. Магадан, <адрес>. С супругом совместно не проживает из-за не сложившихся отношений с его родителями. Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что при проверке документов и по результатам выхода по месту жительства Карловской О.С. установлено, что она проживает в квартире, принадлежащей ее супругу. С учетом площади квартиры, принадлежащей ее супругу истец утратила право на получение жилого помещения по договору социального найма. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета народных депутатов Магаданского городского совета от 22 мая 1987 г. поставлены на учеты Елистаратова Л.Ю., семья 3 чел.: муж ДД.ММ.ГГГГ дочь – ДД.ММ.ГГГГ. Проживает <адрес>
Постановлением мэра г. Магадана от 15 мая 1998 г. № 1574 Елистаратов С.В. поставлен на учет вместо жены в связи с расторжением брака.
Из справки с места регистрации от 23 января 2019 г. усматривается, что в <адрес> в г. Магадане зарегистрированы Батишев М.Б., собственник 1/3, 1/3 доли, Елистратов С.В. собственник 1/3 доли, Карловская О.С. дочь, Елистаратова Г.П. мать.
Согласно уведомлению Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана от 8 ноября 2018 г. Карловская О.С. постановлением мэрии г. Магадана от 2 ноября 2018 г. № 3290 снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, руководствуясь частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
Согласно указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из приведенных выше положений закона, Карловская О.С., принятая на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 91.8 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования относятся постоянно проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи; при этом члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны в таком договоре.
Исходя из смысла приведенной выше нормы, права и обязанности, установленные частями 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (равные с нанимателем), приобретают только те супруг, дети и родители нанимателя, которые вселены в жилое помещение и постоянно с ним проживают.
При этом применение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Карловская О.С. состоит в зарегистрированном браке с Карловским А.Н. с 24 ноября 2012 г., что подтверждается свидетельством о заключении брака №.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 апреля 2018 г. Карловскому А.Н. принадлежит жилое помещение – квартира, расположенное по адресу: г. Магадан, <адрес>. При этом ? доли в праве собственности на указанное жилое помещение принадлежит ему на основании договора купли-продажи от 16 октября 2006 г., а ? доли на основании договора дарения в праве общей собственности от 28 ноября 2012 г.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Поскольку указанное недвижимое имущество приобретено Карловским А.Н. на основании договора купли-продажи до вступления в брак с Карловской О.С., а также получено в дар, то данная квартира не может считаться имуществом, совместно нажитым супругами в период брака.
Из справки с места регистрации от 23 января 2019 г. следует, что в <адрес> в г. Магадане зарегистрированы Карловский А.Н., Карловская Е.А. (дочь).
Из акта МБУ г. Магадана «Горжилсервис» фактического проживания в <адрес> в г. Магадане усматривается, что при выходе по месту нахождения объекта недвижимости дверь открыла Карловская О.С., которая пояснила, что в данном жилом помещении фактически не проживает. Собственником является ее муж с которым намерена расторгнуть брак. Поскольку квартира приобретена до брака, она не имеет законных оснований на право владения, пользования и распоряжения данной квартирой.
В судебном заседании каких-либо доказательств приобретения истцом права пользования или распоряжения жилым помещением, расположенным по адресу: г. Магадан, <адрес> суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 Постановления от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Факт вселения и проживания Карловской О.С. в жилом помещении, принадлежащем ее супругу, материалы дела не содержат.
Исходя из приведенных обстоятельств нельзя прийти к выводу о том, что Карловская О.С. в соответствии с законом приобрела право бессрочного пользования квартирой, принадлежащей ее супругу.
Кроме того, Карловский А.Н. не претендует на улучшение жилищных условий, и включение его в учетное дело по предоставлению квартиры по социальному найму.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что жилое помещение, находящиеся в собственности Карловского А.Н., было приобретено им до вступления в брак с истцом, а также получено им в дар, суд приходит к выводу, что изменений в жилищных условиях истца после вступления в брак, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очереди, не произошло.
Кроме того, свидетель Елистратов С.В. показал, что Карловская О.С. постоянно проживает по месту регистрации. Указанными показаниями опровергаются сведения, зафиксированные в акте фактического проживания от 22 сентября 2018 г. о том, что Карловская О.С. постоянно проживает с супругом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеназванное жилое помещение не подлежало учету при определении уровня жилищной обеспеченности истца, а учету подлежала только площадь квартиры, расположенной по адресу: г. Магадан, <адрес>, поскольку она прав в отношении помещения, расположенного по адресу: г. Магадан, <адрес> не приобрела, его наличие не влияет на ее жилищную обеспеченность.
В связи с чем, вывод жилищной комиссии муниципального образования «Город Магадан» о превышении нормы жилищной обеспеченности истца, является ошибочным.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для снятия Карловской О.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Поскольку жилищная обеспеченность Карловской О.С. определена не верно, то оспариваемые решение жилищной комиссии муниципального образования «Город Магадан» от 23 октября 2018 г. и постановление мэрии г. Магадана от ноября 2018 г. № 3290 являются незаконными.
Так как суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых решения жилищной комиссии муниципального образования «Город Магадан» от 23 октября 2018 г. и постановления мэрии г. Магадана от ноября 2018 г. № 3290, то Карловская О.С. подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно прежней очередности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карловской Олеси Сергеевны к мэрии г. Магадана о признании решения жилищной комиссии муниципального образования «город Магадан» и постановления мэрии г. Магадана незаконными, восстановлении в очереди удовлетворить.
Признать незаконными решение жилищной комиссии муниципального образования «город Магадан» от 23 октября 2018 г., постановление мэрии г. Магадана от 2 ноября 2018 г. № 3290.
Обязать мэрию г. Магадана восстановить Карловскую Олесю Сергеевну на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно прежней очередности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 5 марта 2019 г.
Судья Т.В. Волкова