Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2810/2020 ~ М-2560/2020 от 15.06.2020

Дело № 66RS0003-01-2020-002557-92

Производство № 2-2810/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 19.08.2020)

12 августа 2020 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю.В., при помощнике судьи Седовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – Учреждение) обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что Качканарским городским судом Свердловской области 23.09.2019 выдан исполнительный лист ФС № *** об обязании должника – ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Качканару для подписания Рагозиной А.А. На основании данного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаевым Е.П. возбуждено исполнительное производство № *** от 13.01.2020 и Учреждению установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда. В связи с тем, что исполнительный документ Учреждением в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 21.05.2020 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Соглаевым Е.П. вынесено постановление о взыскании с Учреждения исполнительского сбора в размере 50000 рублей. ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» имеет возможность исполнить решение суда только после распределения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилого помещения Рагозиной А.А.

На основании изложенного, просит суд освободить Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаева Е.П. от 21.05.2020, вынесенного в рамках исполнительного производства от 13.01.2020 № ***

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

В исковом заявлении истец просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Учитывая изложенное, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом определено рассматривать дело при данной явке – в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, каждое доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно материалам дела, Качканарским городским судом Свердловской области 23.09.2019 выдан исполнительный лист ФС № *** об обязании должника – ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти – Управление социальной политики Министерства социальной политики свердловской области по г.Качканару для подписания Рагозиной А.А.

На основании данного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаевым Е.П. 13.01.2020 года возбуждено исполнительное производство № ***, Фонду установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.

В связи с тем, что исполнительный документ Учреждением в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 21.05.2020 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Соглаевым Е.П. вынесено постановление о взыскании с Фонда исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из приведенных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Из искового заявления и приложенных к нему документов следует, что ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» имеет возможность исполнить решение суда только после распределения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилого помещения Рагозиной А.А.

Оценивая доводы искового заявления об освобождении истца от взыскания исполнительского сбора, суд принимает во внимание следующее.

Пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Учреждение в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.

В соответствии с требованиями ст. 21 Закона план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, исполнение Учреждением требований исполнительного документа по подготовке договора найма специализированного жилого помещения с Рагозиной А.А. требует значительно больших временных затрат, чем 5 рабочих дней, предоставленных Учреждению судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения решения суда.

Порядок предоставления жилья указанной категории лиц определен нормативными актами. Следовательно, Учреждением, действовавшим в рамках Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указанное решение суда не могло быть исполнено в установленный приставом в пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли должника. Учреждение не может произвольно приобрести жилое помещение по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.

В соответствии с пунктом 6 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП «Об утверждении порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот, и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам» (далее - Порядок обеспечения), Учреждение размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений, при условии финансирования из областного и федерального бюджета на указанные цели. Согласно действующему Порядку Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года № 1524-ПП, является Министерство финансов Свердловской области.

В функции Министерства финансов Свердловской области входит непосредственное составление проекта областного бюджета, организация исполнения областного бюджета, утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение их до главных распорядителей средств областного бюджета.

Соответственно, своевременное обеспечение всех детей - сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда возможно исключительно при условии выделения Министерству из бюджета денежных средств в размере достаточном для заключения государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Во исполнение решения суда Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области совместно с государственным казенным учреждением Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обращались с просьбами по увеличению финансирования на приобретение жилья для обеспечения детей-сирот в Министерство финансов Свердловской области (письмо от 10.11.2014 исх. № Ф/04-5000, письмо от 23.04.2015 исх. № 16/01/80/2222; письмо от 09.02.2017 исх. № Ф/04-650; от 28.05.2019 № 16-01-80/5063), в Правительство Свердловской области (письмо от 23.04.2015 исх. № 16/01/80/2223; от 27.02.2018 № 16-01-80/1861, от 26.09.2019 № 01-01-55/6054, от 17.02.2020 № 16-01-80/1590), в Законодательное собрание Свердловской области (письмо от 22.04.2015 исх. № 16-01-82/2171; от 20.09.2017 № Ф/04-5806; от 27.02.2018 № 16-01-82/1870; от 21.08.2018 № ф/04-4874; от 28.05.2019 N° 16-01-82/5066).

В настоящее время нераспределенные жилые помещения на территории Качканарского ГО, предназначенные для детей-сирот, отсутствуют.

Бюджетные ассигнования, выделенные в предыдущие годы, были направлены на приобретение квартир и предоставлены детям-сиротам, у которых право на предоставление жилья возникло ранее, чем у Рагозиной А.А.

Во исполнение возложенных обязанностей по обеспечению детей-сирот жильем в октябре 2016 года объявлены аукционы на территории Качканарского городского округа, по результатам которых заключены государственные контракты с ООО «ЦетрИнвестСтрой» на строительство 30 жилых помещений, со сроком ввода в эксплуатацию 30.12.2017.

Приказами Министерства от 01.03.2018 № 118 - П и от 05.02.2018 № 62 - П указанные жилые помещения распределены и предоставлены детям-сиротам, у которых право на предоставление жилья возникло ранее, чем у А.А. Рагозиной.

Объявленные Учреждением в июле 2019 года аукционы на приобретение 3 квартир на территории Качканарского городского округа не состоялись по причине отсутствия заявок на участие от продавцов.

Из изложенного следует, что исполнение решения суда о заключении договора найма специализированного жилого помещения с Рагозиной А.А. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка и такое решение Учреждение не имело возможности исполнить в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника. Фонд не является распорядителем бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей – сирот. При наличии соответствующих бюджетных средств в силу федерального законодательства для исполнения судебного решения о приобретении жилого помещения Рагозиной А.А. нормативно-правовыми актами не предусмотрено иного способа приобретения жилого помещения, кроме осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и заключения государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В свою очередь при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, Министерство не могло осуществить приобретение жилого помещения взыскателю.

Таким образом, действия Фонда не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя и Фонда, кроме того, у должника имеется задолженность перед иными взыскателями. Также в действиях Фонда не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательств по погашению задолженности, на сокрытие имущества, на препятствование действиям судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, в данном случае отсутствуют основания возложения ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Соглаева Е.П. от 21.05.2020 по исполнительному производству № *** от 13.01.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю. В. Глушкова

2-2810/2020 ~ М-2560/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства"
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области
Другие
Рагозина Александра Александровна
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Глушкова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2020Передача материалов судье
18.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2022Дело оформлено
03.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее