Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-110/2014 ~ М-40/2014 от 20.01.2014

        Дело № 2-110/14

        РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        г. Калач                                                                                                                              29 января 2014 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Романова М.А.,

при секретаре Колтуновой Е.С.,

с участием прокурора Незнамовой Е.В.,

представителя ответчика МКОУ «Поселковая СОШ» Кузнецовой Г.И.,

представителя ответчика отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области Чумаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачеевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Поселковая СОШ» и отделу по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности,

        УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калачеевского района Воронежской области обратился в суд с иском, в котором просит обязать МКОУ «Поселковая СОШ», расположенное по адресу <адрес>, обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.09.2014 г. В случае отсутствия денежных средств субсидиарную ответственность возложить на учредителя МКОУ «Поселковая СОШ» - отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области.

В судебном заседании помощник прокурора Незнамова Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями района требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в части регулирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой выявлены нарушения, которые требуют устранения. В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни. Пунктом 1 ч. 5 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности. В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст.9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В соответствии с п. 3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В силу ч.1 ст.15 Закона Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Частью 2 ст.2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 г. № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Статьей 5 Закона установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены в том числе объекты образования. Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 г. № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 г. № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 г. (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п.3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие. Вместе с тем проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Поселковая СОШ» не оборудован средствами и    приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, что подтверждается актом проверки. Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» на территории Калачеевского муниципального района проживает 4917 инвалидов, из них - 106 детей-инвалидов. Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Поселковая СОШ». В соответствии с ч.2 ст.120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно Уставу МКОУ «Поселковая СОШ» учредителем образовательного учреждения является отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области.

Представители ответчиков Кузнецова Г.И. и Чумакова Н.В. исковые требования признали в полном объеме, последствия признания иска им судом разъяснены.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

В силу п.7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Кроме того, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст.9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ч.1 ст.15 Закона Правительство РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 г. № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статьей 5 Закона № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены в том числе объекты образования.

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 г. № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 г. № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 г. (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п.3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.

Проведенной проверкой прокуратуры установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Поселковая СОШ» не оборудован    средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, что подтверждается актом проверки.

Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» на территории Калачеевского муниципального района проживает 4917 инвалидов, из них - 106 детей-инвалидов. Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Поселковая СОШ».

Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно Уставу МКОУ «Поселковая СОШ» учредителем образовательного учреждения является отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать МКОУ «Поселковая СОШ» обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.09.2014 года.

При недостаточности у МКОУ «Поселковая СОШ» денежных средств, для устранения имеющихся нарушений законодательства, обязанность устранить данные нарушения возложить на отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья                                                  М.А.Романов

        Дело № 2-110/14

        РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        г. Калач                                                                                                                              29 января 2014 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Романова М.А.,

при секретаре Колтуновой Е.С.,

с участием прокурора Незнамовой Е.В.,

представителя ответчика МКОУ «Поселковая СОШ» Кузнецовой Г.И.,

представителя ответчика отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области Чумаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачеевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Поселковая СОШ» и отделу по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности,

        УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калачеевского района Воронежской области обратился в суд с иском, в котором просит обязать МКОУ «Поселковая СОШ», расположенное по адресу <адрес>, обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.09.2014 г. В случае отсутствия денежных средств субсидиарную ответственность возложить на учредителя МКОУ «Поселковая СОШ» - отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области.

В судебном заседании помощник прокурора Незнамова Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями района требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в части регулирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой выявлены нарушения, которые требуют устранения. В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни. Пунктом 1 ч. 5 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности. В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст.9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В соответствии с п. 3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В силу ч.1 ст.15 Закона Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Частью 2 ст.2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 г. № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Статьей 5 Закона установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены в том числе объекты образования. Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 г. № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 г. № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 г. (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п.3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие. Вместе с тем проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Поселковая СОШ» не оборудован средствами и    приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, что подтверждается актом проверки. Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» на территории Калачеевского муниципального района проживает 4917 инвалидов, из них - 106 детей-инвалидов. Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Поселковая СОШ». В соответствии с ч.2 ст.120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно Уставу МКОУ «Поселковая СОШ» учредителем образовательного учреждения является отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области.

Представители ответчиков Кузнецова Г.И. и Чумакова Н.В. исковые требования признали в полном объеме, последствия признания иска им судом разъяснены.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

В силу п.7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Кроме того, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст.9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ч.1 ст.15 Закона Правительство РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 г. № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статьей 5 Закона № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены в том числе объекты образования.

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 г. № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 г. № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 г. (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п.3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.

Проведенной проверкой прокуратуры установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Поселковая СОШ» не оборудован    средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, что подтверждается актом проверки.

Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» на территории Калачеевского муниципального района проживает 4917 инвалидов, из них - 106 детей-инвалидов. Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Поселковая СОШ».

Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно Уставу МКОУ «Поселковая СОШ» учредителем образовательного учреждения является отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать МКОУ «Поселковая СОШ» обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.09.2014 года.

При недостаточности у МКОУ «Поселковая СОШ» денежных средств, для устранения имеющихся нарушений законодательства, обязанность устранить данные нарушения возложить на отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья                                                  М.А.Романов

1версия для печати

2-110/2014 ~ М-40/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Калачеевского района Воронежской области
Ответчики
МКОУ "Поселковая СОШ"
отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области
Суд
Калачеевский районный суд Воронежской области
Судья
Романов Михаил Александрович
Дело на странице суда
kalacheevsky--vrn.sudrf.ru
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2014Передача материалов судье
20.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2014Судебное заседание
29.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2014Дело оформлено
23.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее