Дело № 2-4451/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ21 августа 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафроновой Т. А. к Терентьеву А. Е. о признании завещания недействительным,
установил:
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что Сафронова Т. А., и ответчик по делу - Терентьев А. Е. являются родственниками - ответчик является ее племянником - сыном сестры Терентьевой О. АнатО.. В период с «01»января 2011года по «31» декабря 2011 года их родственник Кудреватых Л. Б. составила завещание, которым завещала ответчику по делу свое имущество (в частности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>). Одновременно этим завещанием она лишила Сафронову Т. А., наследства. Брат истицы, сын Кудреватых Л. Б., Кудреватых А. А., умер ранее, в 2009 году, наследников он не имел. В настоящее время нотариусом Орловой А. В. ведется наследственное дело в связи с открытием наследства после смерти Кудреватых Л. Б.. С 1999 года Кудреватых Л. Б. страдала рядом заболеваний, в том числе переломом шейки бедра, в 2000 году ей сделана операция в БСМП в связи с указанным переломом. Также Кудреватых Л. Б. была инвалидом <данные изъяты>, В 2006 году (дата указана ориентировочно) у нее сломался металлический штифт, который был установлен в результате операции в 2000 году. Была проведена повторная операция, заживление кости происходила для нее долго и мучительно, перенесенная боль, которая уже не проходила до момента смерти повлияла на ее психическое состояние. В 2009 году после смерти сына, Кудреватых А. А. психическое состояние матери еще больше усугубилось. Еще до смерти сына в 2009 году она неоднократно терялась, не могла запомнить свое место жительства, неоднократно заявляла, что она живет не по адресу, по которому она проживала фактически, а в доме, в котором она проживала ранее (который к этому моменту был снесен более 30 лет назад). Она часто не узнавала своего сына и его сожительницу. Её действия давали основания полагать, что она не понимает их значения и не может ими руководить. В связи с указанным истица считала, что в момент совершения завещания Кудреватых Л. Б. не была полностью дееспособной или, если и была дееспособной, находилась в момент его совершения в таком состоянии, когда она не была способна понимать значения своих действий или руководить ими. Считает, что совершенное Кудреватых Л. Б. завещание не соответствует требованиям ст.ст. 21, 168, 1118 ГК РФ или ст. 177 ГК РФ. На основании изложенного истица просила признать недействительным завещание, составленное Кудреватых Л. Б..
Определением судьи от 11.08.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена нотариус нотариального округа города Петрозаводска Шубина Наталья Николаевна.
В судебное заседание истица не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях настаивала на заявленных требованиях.
Представитель истицы – Абрамова Ю.Л., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Представитель ответчика – адвокат Вечерская С.Н., действующая на основании ордера, возражала против удовлетворения требований.
Остальные лица в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения представителя истицы и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. В завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
В соответствии со ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 ГК РФ. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149). Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.
Согласно ст. 1120 ГК РФ завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем. Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний.
В соответствии со ст. 1123 ГК РФ нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку данных единой информационной системы нотариата, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.
При этом завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Несоблюдение установленных ГК РФ правил о письменной форме завещания и его удостоверении влечет за собой недействительность завещания (ст. 1124 ГК РФ).
Нотариально удостоверенное завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом. При написании или записи завещания могут быть использованы технические средства (электронно-вычислительная машина, пишущая машинка и другие). Завещание, записанное нотариусом со слов завещателя, до его подписания должно быть полностью прочитано завещателем в присутствии нотариуса. Если завещатель не в состоянии лично прочитать завещание, его текст оглашается для него нотариусом, о чем на завещании делается соответствующая надпись с указанием причин, по которым завещатель не смог лично прочитать завещание. Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем. При составлении и нотариальном удостоверении завещания по желанию завещателя может присутствовать свидетель. При удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю содержание статьи 1149 ГК РФ и сделать об этом на завещании соответствующую надпись (ст.1125 ГК РФ).
При нарушении положений ГК РФ, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается ( ст. 1131).
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ). Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК).
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Как установлено судом Кудреватых Л. Б. (мать истицы и бабушка ответчика) умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ года.
После смерти Кудреватых Л.Б. открылось наследство, за принятием которого обратились истец и ответчик. При этом как следует из материалов наследственного дела № ДД.ММ.ГГГГ Кудреватых Л.Б. составила завещание, удостоверенное нотариусом Шубиной Н.Н.
Согласно указанному завещанию Кудреватых Л.Б. завещала принадлежащую ей квартиру по адресу: <адрес> Терентьеву А. Е..
Истица, считая, что совершенное Кудреватых Л. Б. завещание не соответствует требованиям ст.ст. 21, 168, 1118 ГК РФ или ст. 177 ГК РФ, просила признать его недействительным.
Однако, как пояснила ранее в судебном заседании нотариус Шубина Н.Н. при удостоверении завещания ею были разъяснены Кудреватых Л.Б. положения ст. 1149 ГК РФ, разъяснено, что при удостоверении нового завещания отменяется ранее сделанное, завещание было прочитано и подписано собственноручно Кудреватых Л.Б. При этом нотариус удостоверилась в том, что Кудреватых Л.Б. понимает суть сделанных ею распоряжений. Оснований не доверять указанным пояснениям нотариуса у суда не имеется, нарушения порядка удостоверения завещания судом не установлено.
На основании определения суда от 03.06.2014 года по делу была назначена судебно-психиатрическая экспертиза с целью установления состоянии наследодателя на момент составления завещания. Согласно выводам экспертов ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» Кудреватых Л.Б. на момент оформления ею завещания от 16.05.2011 года обнаруживала сосудистое заболевание головного мозга с интеллектуально-мнистическим снижением, степень выраженности которого установить не представляется возможным, в связи с чем ответить на вопрос о способности Кудреватых Л.Б. на момент подписания завещания понимать значение своих действий и руководить ими, также не представляется возможным.
Судом в рамках рассмотрения настоящего дела были запрошены из медицинских учреждений Республики Карелия медицинские карты и эпикризы в отношении Кудреватых Л.Б., однако представленные медицинские документы также не содержат указания на какое-либо имеющееся у нее психическое заболевание в юридически значимый период времени.
При рассмотрении дела судом по ходатайству сторон с целью установления психического состояния Кудреватых Л.Б. были допрошены свидетели Пересыпкин С.А., Сафронов Р.С., Лобков С.А., Андреева О.Ю., Ленорд Е.В., Кобрин В.М., Одарич М.Н., Трофимова О.И., Барышева Н.Н., Терентьев Е.В., Горбачев М.В., Горбачева Г.Н., Терентьева В.В.. Однако, как отмечено в том числе экспертами ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер», при проведении экспертизы показания всех свидетелей носили противоречивый характер и не свидетельствовали о наличии у Кудреватых Л.В. в момент удостоверения завещания такого состояния, в котором она не могла бы понимать значение своих действий и руководить ими, в связи с чем суд оценивает указанные показания критически.
Показания свидетелей сами по себе не могут являться бесспорным доказательством, подтверждающим факт того, что Кудреватых Л.Б. на момент составления завещания не была способна понимать значение своих действий или руководить ими, поскольку указанные доказательства носят субъективный характер и могут быть учтены судом наряду с доказательствами, достоверно и бесспорно подтверждающими данный факт, как то заключение посмертной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
При этом анализ показаний допрошенных судом свидетелей, непосредственно контактировавших с завещателем, не дает оснований для вывода о таких изменениях его психического состояния, которые бы исключали возможность осознания им своих действий при составлении завещания.
При таких обстоятельствах доказательств недееспособности или ограниченной дееспособности Кудреватых Л.Б. на момент удостоверения завещания от 16.05.2011 года суду не представлено.
При оспаривании завещания по основанию неспособности наследодателя на момент его совершения понимать значение своих действий или руководить ими, суд принимает во внимание только бесспорные доказательства, с достоверностью подтверждающие факт неспособности наследодателя на момент составления завещания отдавать отчет своим действиям.
С учетом изложенного и установленного при рассмотрении настоящего дела оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б. Малова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 августа 2014 года.