Судья Качур С.В. Дело № 33а –40899/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 декабря 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Суслова К.К., Сидорова В.В.
по докладу судьи Суслова К.К.,
при ведении протокола
помощником судьи Горб Е.В.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Центрального районного суда г. Сочи от 31.07.2019г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура г. Сочи в защиту прав и законных интересов малолетних Русских С.М., Русских К.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи. Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации г. Сочи, выразившееся в необеспечении Русских Каролины Михайловны, <Дата> года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Сочи, выразившееся в необеспечении Русских Снежаны Михайловны, <Дата> года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, обязать администрацию г.Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >1, <Дата> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Русских Снежане Михайловне, <Дата> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г.Сочи.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 31.07.2019г. постановлено признать незаконным бездействие администрации г. Сочи, выразившееся в необеспечении Русских Каролины Михайловны, <Дата> года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования. Признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в необеспечении < Ф.И.О. >2, <Дата> года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования. Обязать администрацию г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >1, <Дата> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г.Сочи. Обязать администрацию г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >2, <Дата> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района города Сочи.
Не согласившись с решением суда от 31.07.2019г., представитель административного ответчика по доверенности Язвенко М.В. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить обжалуемое решение суда, вынести новое решение по делу, которым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме. Указывает на нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Судом не выяснены все значимые обстоятельства по делу. В своей жалобе административный ответчик указал обстоятельства дела, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Сочи по доверенности Плотников Д.И. поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить, прокурор Руденко М.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав мнение участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Сочи проведена проверка по обращению Русских О.В. по вопросу соблюдения прав её малолетних дочерей Русских С.М., <Дата> года рождения, и Русских К.М., <Дата> года рождения, на доступное дошкольное образование.
Установлено, что Русских С.М. и Русских К.М. состоят на учете для получения мест в муниципальной дошкольной образовательной организации с 27.02.2019. До настоящего времени их право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению Русских С.М. и Русских К.М. в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Сочи.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" целями государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
На основании п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
В силу п.13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городских округов.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий но финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п.3).
Согласно Общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки РФ от 31.07.2014 № 08-1002, с 01.01.2014 вступивший в силу п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, закрепил новое распределение полномочий органов государственной власть субъектов РФ и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.
Аналогичная позиция закреплена и в п.13 ст.8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч.1 и ч.2 ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В силу п.6 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования" образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Следовательно, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г.Сочи относится к компетенции администрации муниципального образования г.Сочи, которая является исполнительно распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса РФ).
Заявление о предоставлении мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем Русских К.М. и Русских С.М. - Русских О.В. подано в установленном законом порядке 14.03.2019 при подаче заявления о предоставлении мест Русских К.М. и Русских С.М. в детском саду на полный день были соблюдены необходимые условия для получения таких мест (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей), вместе с тем, до настоящего времени малолетние Русских К.М. и Русских С.М. местами на полный день не обеспечены. Управлением по образованию и науке администрации г.Сочи 20.03.2019 отказано в предоставлении муниципальной услуги ввиду отсутствия свободных мест, возможных к предоставлении дочерям заявительницы.
Аналогичная позиция изложена в ответе управления по образованию и науке администрации г.Сочи от 07.06.2019 в адрес заместителя прокурора города.
Кроме того, семья Русских О.В. является многодетной, в ней воспитывается трое несовершеннолетних детей: Русских К.М, Русских С.М. и Незнаев II.В., 2006 года рождения, что подтверждается справкой <№..> серии <№..>, выданной ГКУ АО - управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району от 18.01.2019.
Законный представитель Русских К.М. и Русских С.М. - Русских О.В. настаивала на предоставлении её дочерям мест на полный день поясняя, что ввиду тяжелого материального положения многодетной семьи ей необходимо выйти из отпуска по уходу за ребенком и осуществлять трудовую деятельность, однако она такой возможности лишена в связи с тем, что дети не посещают дошкольную образовательную организацию. Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи ей предложено предоставление её детям места в группе кратковременного пребывания с режимом работа до 13 часов, однако это не позволит ей выйти на работу и обеспечивать свою многодетную семью.
Не предоставление детям такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.
Кроме того, как уже было сказано выше, не предоставление малолетним Русских К.М. и Русских С.М. места в детском саду на полный день лишает её мать права на труд, что существенно ухудшает уровень жизни многодетной семьи.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципального образования. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанные ограничения не распространяются на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
Нормы материального права применены правильно.
Судебная коллегия полагает, что материалами дела подтверждено, что у малолетних Русских К.М. и Русских С.М. имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
В связи с этим, у администрации г. Сочи возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
Однако мер к устройству детей в другом дошкольном образовательном учреждении администрацией г. Сочи предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не рассматривалось, чем существенно были нарушены права указанных детей на бесплатное дошкольное образование.
Согласно п.2 ст. 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены.
При этом, судебная коллегия считает необходимым изменить обжалованное решение суда от 31.07.2019г. в части обязания администрации г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >1, <Дата> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, а также обязания администрации г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >2, <Дата> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района города Сочи.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи оставить без удовлетворения.
Изменить решение Центрального районного суда г. Сочи от 31.07.2019г.
Требования административного истца в части обязания администрации г.Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >1, <Дата> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района г.Сочи, а также обязания администрации г. Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >2, <Дата> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Центрального района города Сочи- оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Сочи от 31.07.2019г оставить без изменения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи