РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Сафоновой Н.А.,
при секретаре Гасановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-968/2020 по иску ФГБУ НП «Самарская Лука» к администрации г.о. Жигулевск, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области о возложении обязанности ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» обратилось в суд с указанным выше иском, в котором, с учетом изменения предмета иска, просит обязать администрацию г.о. Жигулевск, ТУ Росимущества в Самарской области ликвидировать несанкционированные свалки ТКО, расположенные по адресным ориентирам:
-на <адрес>, с координатами характерных точек границ, установленных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО ГеоМир;
-на грунтовой дороге от <адрес> до <адрес>, с координатами характерных точек границ, установленных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО ГеоМир.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ инспекторским составом ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» в ходе патрулирования территории национального парка «Самарская Лука» в границах в границах Александровского участкового лесничества, побережье <адрес> установлено: в <адрес> обнаружено складирование твердых бытовых отходов (ТБО). Координаты местонахождения свалки определены по одной точке №.
ДД.ММ.ГГГГ инспекторским составом ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» в ходе патрулирования территории национального парка «Самарская Лука» в границах в границах Александровского участкового лесничества, <адрес> установлено: на грунтовой дороге по направлению от <адрес> до <адрес> обнаружено складирование твердых бытовых отходов (ТБО). Координаты местонахождения свалки определены по одной точке №.
Факт размещения свалок установлен Актами № б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе административного расследования, возбужденного на основании ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ (определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ № и №) лиц, допустивших складирование ТБО установлено не было, в связи с чем на основании постановлений от ДД.ММ.ГГГГ производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.39 КоАП РФ было прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5, ст. 28.9 КоАП РФ, в связи с отсутствием составов административных правонарушений.
Из ответа, данного административным ответчиком исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в силу п. 2 ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки в границах национального парка находятся в федеральной собственности, что исключает для него возможность участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных ему в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») и решать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за счет доходов местного бюджета.
Кроме того, административный ответчик ссылается на ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений относится принятие мер по предотвращению вредного воздействия только на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.
Из чего административный ответчик делает вывод, что органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета.
По мнению административного ответчика, меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти.
Представитель истца в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал полностью.
Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, в письменном отзыве исковые требования не признал, указав, что согласно ответу отдела градостроительства и архитектуры администрации городского округа Жигулевск координаты № (географические координаты) согласно сведениям яндекс-карты ориентировочно относятся к территории городского округа Жигулевск. Координаты № (географические координаты) согласно сведениям яндекс-карты, ориентировочно относятся к территории <адрес> «Большой чувашский лес», данная территория не относится к городскому округу Жигулевск.
Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» на базе Жигулевского и Рождественского лесхозов Министерства лесного хозяйства Р. и предоставлении ему 69 тыс. га земель государственного лесного фонда в границах указанных лесхозов, а также 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № определено включить в состав государственного природного национального парка «Самарская Лука» территорию в границах Самарской Луки с описанием согласно приложению №.
Границы национального парка в приложении № описаны следующим образом: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг.
В соответствии с п.3 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара.
Таким образом, Положением о национальном парке «Самарская Лука» определены внешние границы национального парка, из территории которого исключены только <адрес> и <адрес>, а населенные пункты городского округа Жигулевск - с. Зольное, с. Бахилова Поляна, с. Солнечная Поляна, с. Богатырь, с. Ширяево входят в границы национального парка «Самарская Лука».
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, размещенными на публичной кадастровой карте, а также самим административным истцом.
Согласно доводам административного иска данные земли имеют правовой статус особо охраняемой природной территории федерального значения, в соответствии с территориальным зонированием национального парка входят в зону хозяйственного назначения.
Административный истец указал, что ликвидация места несанкционированного размещения ТКО является обязанностью собственника земельного участка, однако он необоснованно полагает, что данные действия относятся к полномочиям органа местного самоуправления.
Как правильно указал административный истец, согласно п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (далее - Правила).
В соответствии с п.7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственник отходов - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к указанному пункту, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
На основании п.1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п.1 раздела I Приложения № 1 к названному Постановлению ВС РФ к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, относятся охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
В силу ч.б ст.95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности (п.2 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Таким образом, с момента установления границ особо охраняемой природной территории - национального парка «Самарская Лука», все земли и земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона являются собственностью Российской Федерации, что соответствует положениям п.2 ст.214 ГК РФ.
Учитывая изложенное, поскольку земли, на которых расположены указанные в административном исковом заявлении несанкционированные свалки, являются федеральной собственностью, то есть имеют собственника, возложение обязанности на орган местного самоуправления обязанности по их ликвидации является неправомерным.
На основании п.24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в этой сфере определены, их задача состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.02.2018 № 559-0 высказал следующую правовую позицию относительно спорного вопроса, со ссылкой на свою ранее изложенную позицию:
«Конституционный Суд Российской Федерации ранее обращался к вопросам определения характера и объема полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в сфере обращения с отходами применительно к оценке возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, использование в правоприменительной практике положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве нормативного основания для возложения на городские округа (муниципальные районы) безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, таким образом, нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации. При этом действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями (постановления от 13 октября 2015 года № 26-П и от 26 апреля 2016 года № 13-П).
В Определении от 28 марта 2017 года № 720-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, учитывая существование различных форм возможного негативного воздействия на окружающую среду, а также принимая во внимание, что содержание рассматриваемой компетенции муниципальных образований не может автоматически трактоваться как возлагающее на них всю полноту ответственности, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлениях от 13 октября 2015 года № 26-П и от 26 апреля 2016 года № 13-П и сохраняющие свою силу, не могут быть расценены как ограниченные только вопросами несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, - в силу своего универсального характера они имеют безусловное юридическое значение в отношении иных случаев неправомерного размещения отходов неустановленными лицами на объектах, расположенных на территории муниципального образования».
Представитель ответчика – ТУ Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Главой 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).
В ходе рассмотрения дела, из представленных документов судом установлено следующее.
Решением исполкома Куйбышевского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № «О создании ГПНП «Самарская Лука» (приложение 2) в состав НП «Самарская Лука» среди прочих вошла территория Жигулевского мехлесхоза. Приложением 1 к указанному Решению установлено, что границы ГПНП «Самарская Лука» соответствуют естественным: от <адрес> с исключением территории собственно <адрес> и <адрес> Овраг.
Это означает, что земли, входящие в городской округ Жигулевск, в частности, земли, на которых располагаются сёла побережья <адрес>, включены в состав НП «Самарская Лука» без изъятия из хозяйственной деятельности.
Данные земли имеют категорию земель населенных пунктов и имеют правовой статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения. Согласно территориального зонирования Национального парка, земли сёл побережья: Зольное. Солнечная Поляна, Ширяево, входят в зону хозяйственного назначения.
В силу п. 2 ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка
Часть 3 п. 10 подп. 22 Положения о НП «Самарская Лука» прямо запрещает создание на территории парка объектов размещения отходов производства и потребления. Исключения из данного правила приводятся в п. 11.4 абз.13 Положения, согласно которому в зоне хозяйственного назначения допускается временное складирование бытовых отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраняя окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования.
ДД.ММ.ГГГГ инспекторским составом ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» в ходе патрулирования территории национального парка «Самарская Лука» в границах в границах Александровского участкового лесничества, побережье <адрес> установлено: в районе оврага <адрес> обнаружено складирование твердых бытовых отходов (ТБО). Координаты местонахождения свалки определены по одной точке N53,44,733E049,83.294.
ДД.ММ.ГГГГ инспекторским составом ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» в ходе патрулирования территории национального парка «Самарская Лука» в границах в границах Александровского участкового лесничества, <адрес> установлено: на грунтовой дороге по направлению от <адрес> до <адрес> г.о. Жигулевск обнаружено складирование твердых бытовых отходов (ТБО). Координаты местонахождения свалки определены по одной точке №.
Факт размещения свалок установлен Актами № б/н от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе административного расследования, возбужденного на основании ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ (определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ № и №) лиц, допустивших складирование ТБО установлено не было, в связи с чем на основании постановлений от ДД.ММ.ГГГГ производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.39 КоАП РФ было прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5, ст. 28.9 КоАП РФ, в связи с отсутствием составов административных правонарушений.
Границы <адрес> поставлены на кадастровый учет, кадастровый номер, присвоенный земельному участку площадью 205 587 кв.м. - №, обе свалки расположены в границах названного земельного участка.
Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16ФЗ от 06.10.2003 № 13 1 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, органы местного самоуправления создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее — Правила).
В соответствии с п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов (ТКО), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:
-уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
-уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).
Согласно п. 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Таким образом, ликвидация места несанкционированного размещения ТКО является обязанностью собственника земельного участка.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:
-использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
-не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
02.06.2020г. административному ответчику было направлено уведомление о явке для выяснения обстоятельств дела об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ.
Из ответа, данного административным ответчиком исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в силу п. 2 ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки в границах национального парка находятся в федеральной собственности, что исключает для него возможность участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных ему в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») и решать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за счет доходов местного бюджета.
Кроме того, административный ответчик ссылается на ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений относится принятие мер по предотвращению вредного воздействия только на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.
Из чего административный ответчик делает вывод, что органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета.
По мнению административного ответчика, меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти.
Однако, позиция административного ответчика необоснованна в силу следующего.
Прежде всего, территория размещения несанкционированных свалок не относится к землям гослесфонда. Данное обстоятельство могут подтвердить сведения Лесного реестра, который ведется в соответствии с ч. 9 ст. 91 ЛК РФ и отчет по которым административный истец ежегодно направляет в Минлесхоз. Более того, в границах <адрес> вообще отсутствуют какие-либо лесные участки.
Данное обстоятельство также может подтверждаться сведениями ГКН о виде разрешенного использования земельного участка <адрес> (№), который установлен в соответствии со ст. 7 ЗК и не входит в перечень, представленный в ст. 25 ЛК РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, административный ответчик не может быть освобожден от обязанности по надлежащему содержанию территории <адрес> и ликвидации несанкционированной свалки на землях, не относящихся к лесному фонду и не являющихся лесными участками.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции РФ.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Ст. 3 названного Федерального закона предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
На основании абз. 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды,
содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 2 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных ст. 14 названного Закона.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Неисполнение административным ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Постановлением Правительства РФ «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
В соответствии с п. 19 Правил запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов
Наличие свалок в с. Зольное свидетельствует о неблагоустроенности территории, создает благоприятные условия для возникновения и распространения природных пожаров на ООПТ, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Выявленные факты несанкционированного размещения отходов является нарушением требований действующего законодательства, а также ограничивает права граждан, проживающих на территории Национального парка, на благоприятную окружающую среду. Действия (бездействие) административного ответчика являются препятствием в осуществлении административным истцом функций по обеспечению природоохранного режима на особо охраняемой природной территории федерального значения.
Причиной допущенных нарушений является ненадлежащая реализация административными ответчиками полномочий по сбору и вывозу ТКО, что создает угрозу причинения ущерба природной среде Национального парка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФГБУ НП «Самарская Лука» удовлетворить.
Обязать Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, администрацию г.о. Жигулевск ликвидировать несанкционированные свалки ТКО, расположенные по адресным ориентирам:
-на побережье <адрес>, овраг <адрес>, с координатами характерных точек границ, установленных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО ГеоМир;
-на грунтовой дороге от <адрес> до <адрес>, с координатами характерных точек границ, установленных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО ГеоМир.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда Н.А. Сафонова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2020 года.
Судья Жигулевского городского суда Н.А. Сафонова