Дело № 5-153/ 15
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 июня 2015 год город Ухта Республика Коми
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Курлапова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
юридического лица Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», находящегося по адресу : Республика Коми, г. Ухта,
установил:
В отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее по тексту Учреждение) <...> г. Ухтинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ. Из постановления о возбуждении дела следует, что в нарушение требований ст.ст. 10,20 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 644, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1148, в Учреждении отсутствуют заключение органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на предмет соответствия объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны; заключение органа наркоконтроля о допуске лиц к работе, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; в период с <...> г. по <...> г. Учреждением не представлены отчеты о деятельности учреждения по обороту наркотических средств и психотропных веществ; в Учреждении отсутствует соответствующая лицензия на право работы (перевозка, хранение, использование) с наркотическими средствами.
В судебном заседании помощник Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самченко С.В.полагал. что в действиях Учреждения имеется событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ.
Представитель Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Филиппова Г.Г., действующая по доверенности, просила производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно ч.3 ст. 10 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, при наличии, в том числе заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны; заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 20 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, обязаны представлять в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, отчет о деятельности за истекший календарный год с указанием количества каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного либо использованного наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Список I, Таблицу I и Таблицу II Списка IV, количества каждого произведенного прекурсора, внесенного в Таблицу III Списка IV, а также количества запасов наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 644 утверждены правила представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пунктом 2 которых установлено, что юридические лица - владельцы лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны отчитываться о количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), отпущенного и реализованного наркотического средства и психотропного вещества, а также об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Согласно п.9 Правил юридические лица, осуществляющие в установленном порядке использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в соответствующие территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по форме согласно приложению N 7: годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ; сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что при проведении плановой проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ за период с <...> г. по <...> г. проводимой Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с Ухтинским МРО УФСКН России по Республике Коми, установлено, что Учреждение не имеет заключение органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на предмет соответствия объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны; заключение органа наркоконтроля о допуске лиц к работе, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; в период с <...> г. по <...> г. Учреждением не представлены отчеты о деятельности учреждения по обороту наркотических средств и психотропных веществ; в Учреждении отсутствует соответствующая лицензия на право работы (перевозка, хранение, использование) с наркотическими средствами.
Наличие указанных нарушений исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ представителем Учреждения не оспаривалось.
Указанное бездействие Учреждения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы представителя Учреждения об истечении сроков привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ, суд считает несостоятельными.
В соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, давность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. На момент рассмотрения дела указанный срок не истек.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела Учреждение не осуществляет медицинскую деятельность, в том числе деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, назначение административного наказания в виде приостановления данной деятельности, как того требует представитель Учреждения, является не целесообразным, поскольку не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В связи с чем Учреждение подлежит привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
При определении размера административного штрафа суд учитывает следующее.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 дата N 4-П, снижение размера штрафа ниже низшего предела возможно в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения. Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», реализовано вышеуказанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, учитывая материальное положение Учреждения, суд считает, что наложение административного штрафа в установленных санкцией ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение имущественных прав и интересов учреждения, являющегося федеральным казенным учреждением.
На основании изложенного, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, полагаю возможным назначить административное наказание ниже низшего предела, установленного в санкции ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 КоАП, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Частью 3 статьи 3.7 КоАП предусмотрено, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения изъятых из оборота и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
С учетом изложенного, наркотические средства и психотропные вещества, изъятые по акту от <...> г., подлежат уничтожению.
Руководствуясь ст. ст.29.7, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», находящееся по адресу : Республика Коми, г. Ухта, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере (...) рублей.
Наркотические средства и психотропные вещества, изъятые по акту от <...> г., уничтожить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Курлапова