Дело № 2-203/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мельник Л.А.,
при секретаре Карповой М.М.,
с участием прокурора Кокаревой О.Е.,
главы администрации СП «Нёбдино» Савина В.В.,
26 апреля 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос гражданское дело по заявлению
прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования сельского поселения «Нёбдино» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Корткеросского района в заявлении указал, что на территории населенного пункта д. Аникеевка, входящего в состав муниципального образования сельского поселения «Нёбдино», в ходе проверки готовности к пожароопасному периоду выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество жителей населенного пункта. Прокурор просит обязать администрацию МО сельского поселения «Нёбдино» на территории д. Аникеевка в срок до 01.06.2012: обеспечить функционирование звуковой системы оповещения на случай пожара; определить достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения и установить их; обеспечить д. Аникеевка переносной пожарной мотопомпой; организовать минерализованную полосу в д. Аниккевка; оснастить территорию общего пользования д. Аникеевка первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в план, схему или программу развития территории поселений.
Прокурор Кокарева О.Е. в судебном заседании требования уточнила в части установления сроков исполнения по требованию об организации минерализованной полосы в д. Аникеевка – в срок до 01.10.2012, по определению достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения и их установке – до 01.07.2012.
Глава сельского поселения «Нёбдино» Савин В.В. с иском согласился частично. Пояснил, что по ряду мероприятий установленный срок – до 01.06.2012 недостаточен, поскольку отсутствует финансирование, в частности – на обустройство пожарных водоёмов. По обеспечению д. Аникеевка пожарной мотопомпой сделана заявка на её приобретение, и в части оснащения первичными мерами пожаротушения и противопожарным инвентарем – задача выполнима. План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности составлен, осталось согласовать его с ОГПН Корткеросского района. С требованием об организации минерализованной полосы в д. Аникеевка в срок до 01.06.2012 глава не согласен, пояснил, что данные мероприятия являются затратными, денежных средств на это нет. Данная территория относится к лесам федерального значения и на основании договора аренды там ведется вырубка леса индивидуальным предпринимателем, срок договора установлен до 08.08.2012. Срок до 01.06.2012 - нереальный, поскольку это болотистое место, там ещё лежит снег, а мероприятия по минерализации предполагают уборку мусора, распашку территории.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон о пожарной безопасности) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.Из смысла ст. 20 Закона о пожарной безопасности следует, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст. 34 указанного закона граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Кроме того, ст. 38 Закона о пожарной безопасности установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе руководители органов местного самоуправления. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности руководители органов местного самоуправления могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Судом установлено и не оспаривается представителем ответчика Савиным В.В., что на территории сельского поселения «Нёбдино», в состав которого входит д. Аникеевка, имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно территория поселка не обеспечена минерализованными полосами, не обеспечена звуковой системой оповещения на случай пожара, не определено достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения, территория общего пользования не оснащена первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; не включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории поселений; не обеспечен населенный пункт переносной пожарной мотопомпой. По п.112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). При этом по решению суда АСП «Нёбдино» во исполнение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности обязано обеспечить на территории муниципального образования наличие противопожарного расстояния не менее 15 метров от границ застройки сельского поселения до лесных массивов в срок до 01.10.2012. Однако минерализованная полоса - это полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы. Наличие минерализованной полосы должно быть обеспечено в рамках требований п.112 ППБ 01-03.Рассматривая вопрос об установлении сроков исполнения заявленных прокурором требований суд принимает во внимание наступление летнего пожароопасного периода, учитывая, что несоблюдение установленных требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество жителей населенных пунктов. С учетом норм законодательства Российской Федерации (пп.9. п.1 ст.14 З Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") о возложении обязанности по вопросам местного значения в границах населенных пунктов поселений на администрацию, как на исполнительный орган, суд считает требования прокуратуры об обязании АСП «Нёбдино» привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности территорию населенного пункта д. Аникеевка подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление удовлетворить.Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Нёбдино» на территории д. Аникеевка в срок до 01.06.2012: - обеспечить функционирование звуковой системы оповещения населения в населенном пункте на случай пожара; - обеспечить д. Аникеевка переносной пожарной мотопомпой; - оснастить территорию общего пользования с. Нившера первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; - включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в план, схему или программу развития территории поселений.- в срок до 01.07.2012 определить в д. Аникеевка достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения и установить их; - в срок до 01.10.2012 организовать минерализованную полосу в д. Аникеевка.Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Корткеросский районный суд.
Судья Л.А. Меьник