Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1579/2020 ~ М-1684/2020 от 25.06.2020

Дело № 2-1579/2020

УИД 23RS0058-01-2020-002813-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года                                                                                 г. Сочи

         Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ткаченко С.С.,

с участием прокурора Федосенко Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Кирюшкиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к Потаповой Н.Ю., Потапову Е.А. об изъятии жилого помещения, прекращении и признании права, выселении,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Сочи обратилась в Хостинский районный суд г. Сочи с иском об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа принадлежащего Потаповой Н.Ю. и Потапову Потапову Е.А. на праве общей долевой собственности жилое помещение - квартиру общей площадью 14,5 кв.м, находящейся по адресу<адрес>, посредством перечисления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей каждому, прекращении права общей долевой собственности Потаповой Н.Ю. и Потапову Е.А. на квартиру, признании права муниципальной собственности на квартиру, выселении Потаповой Н.Ю. и Потапову Е.А. и снятии с регистрационного учета.

В обоснование исковых требований указано, что Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 23 ноября 2015 г. № 439-р многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Хостинского районного суда города Сочи от 01 августа 2017 г. по делу                 №2а-1389/2017 удовлетворен иск прокуратуры Хостинского внутригородского района города Сочи и на администрацию города Сочи возложена обязанность незамедлительно расселить жителей многоквартирного дома по <адрес>. Указанный многоквартирный дом включен в Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 18 июля 2018 г. № 1100 в рамках подпрограммы «Обеспечение жилищных прав собственников или нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи» муниципальной программы города Сочи «Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденной постановлением администрации города Сочи от                                       25 декабря 2015 г. № 3659. В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации после соблюдения установленной предварительной процедуры (требование о сносе), изъят для муниципальных нужд на основании постановления администрации города Сочи от                                  25 декабря 2018 г. № 2118 «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома по <адрес>» земельный участок с кадастровым номером , находящийся под многоквартирным домом по <адрес>. Факт принадлежности ответчикам квартиры общей площадью 14,5 кв.м, находящейся по <адрес>, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В соответствии с частью 7                                           статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по заказу администрации города Сочи оценщиком ИП «ФИО15» определен размер возмещения за подлежащее изъятию спорное жилое помещение и размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение - спорную квартиру, составляет <данные изъяты> рублей каждому. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлены правообладателям заказным письмом с уведомлением по адресу изымаемого жилого помещения, являющемуся одновременно адресом регистрации правообладателей по месту жительства, что подтверждается сопроводительными документами о направлении проекта соглашения, квитанциями ФГУП «<данные изъяты>», а также отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами. До настоящего времени соглашение стороной ответчика не подписано. В силу части 9 статьи                           32 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в подпункте «д» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкуп жилого помещения может быть осуществлен только на основании вступившего в законную силу решения суда (при отсутствии согласия собственника с решением об изъятии жилого помещения либо соглашения о выкупной цене) по иску органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения. В связи с тем, что правообладателями до настоящего времени не подписано соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и поскольку по причине аварийного состояния дома существует постоянная угроза его обрушения и причинения вреда жизни и здоровью граждан, администрация города Сочи обращается в суд с иском об изъятии жилого помещения, а также с факультативным требованием о выселении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ответчики Потапова Н.Ю. и Потапов Е.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от указанных лиц не поступило.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, отдел по вопросам миграции ОП (Хостинский район) УВД по г. Сочи, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не заявили об уважительности причин своей неявки и на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск незаконным и необоснованным, приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 23 ноября 2015 г. № 439-р многоквартирный дом по <адрес> Сочи, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Сочи от 25 декабря 2018 г. № 2118 изъят для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, земельный участок с кадастровым номером , площадью 6811 кв.м, находящийся по адресу<адрес> и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

В приложении к указанному постановлению указано жилое помещение – квартира, изымаемая для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда в названном многоквартирном доме, в том числе квартира

Спорное жилое помещение - квартира, общей площадью 14,5 кв.м, находящееся по адресу<адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Потаповой Н.Ю. и Потапову Е.А.

Судом установлено, что многоквартирный дом по <адрес> включен в Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу, утвержденный Постановлением администрации города Сочи от 18 июля 2018 г. № 1100 в рамках подпрограммы «Обеспечение жилищных прав собственников или нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи» муниципальной программы города Сочи «Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденной постановлением администрации города Сочи от                                        25 декабря 2015 г. № 3659.

Также указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 (в ред. от 20 ноября 2020 г. №750).

Согласно Адресной программе Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (ч.6) за счет бюджетных средств реализуются способы переселения, заключающиеся в предоставлении другого жилого помещения, выкупе жилого помещения.

Из разъяснений правоприменительной устойчивой судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от                      29 апреля 2014 г. «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Соответственно, согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

При указанных обстоятельствах и совокупности применимых норм права включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из представленных в дело доказательств суд установил, и представителем администрации данный факт признается, что администрация г. Сочи направила ответчикам письмо и проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с предложением выкупа жилого помещения по определенной рыночной стоимости и установленного размера убытков, в совокупности по 623 000 рублей каждому.

Указанный проект соглашения ответчиками не подписан.

В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены жилищным законодательством.

Суд учитывает, что ответчиками проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с предложением выкупа жилого помещения по определенной рыночной стоимости не подписан.

При этом судом установлено, что администрация г. Сочи не предлагала ответчикам право выбора, то есть в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемое жилое помещение или по соглашению с собственником право на предоставление другого жилого помещения, тем самым нарушила положения федерального законодательства.

Доказательств обратного администрацией суду не представлено.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что права ответчиков осуществить самим выбор любого из названных способов обеспечения жилищных прав, нарушены администрацией г. Сочи, а, соответственно, оснований для удовлетворения заявленного иска об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа принадлежащего Потаповой Н.Ю. и Потапову Е.А. на праве общей долевой собственности жилое помещение - квартиру общей площадью 14,5 кв.м, находящейся по <адрес>, посредством перечисления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей каждому, прекращении права общей долевой собственности Потаповой Н.Ю. и Потапова Е.А. на квартиру, признании права муниципальной собственности на квартиру, выселении Потаповой Н.Ю. и Потапова Е.А. и снятии с регистрационного учета не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                      РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 14,5 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                         ░.░. ░░░░░░░░

░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░                                                                                       ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-1579/2020 ~ М-1684/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Хостинского района г. Сочи
Администрация г. Сочи
Ответчики
Потапова Наталья Юрьевна
Потапов Егор Александрович
Другие
Отдел по вопросам миграции ОП (Центральный район) УВД по г. Сочи ГУ МВД России по КК
Управление Росреестра по КК
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Ткаченко С.С.
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky--krd.sudrf.ru
25.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2020Передача материалов судье
29.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2020Подготовка дела (собеседование)
21.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2020Судебное заседание
24.12.2020Производство по делу возобновлено
29.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее