РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» ноября 2016 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Фаттаховой Т.В.,
при секретаре Покшивановой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2435/2016 по исковому заявлению прокурора Красноярского района в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд Самарской области в интересах ФИО1 в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям на том основании, что ФИО1 включен в список очередности на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фонда ФИО1 не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Самарской области ФИО3 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО4, ФИО5 в судебном заседании пояснили, что не отрицают право ФИО1на предоставление жилья. Он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется из средств областного бюджета, однако выделяемых денежных средств не достаточно для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, жилые помещения приобретаются и предоставляются в порядке очередности.
Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, согласно письменному отзыву на иск просили в заявленных исковых требованиях отказать, поскольку обеспечение ФИО1 жилым помещением вне очереди на основании решения суда влечет к нецелевому расходованию бюджетных средств и нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца. Не возражали против удовлетворения исковых требований с учетом их уточнения и обязании предоставить жилое помещение в порядке очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Красноярского района Самарской области, ФИО1, его представителя,представителей Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, изучив представленные отзывы на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Прокуратурой Красноярского района проведена проверка по обращению ФИО1.В своем обращении заявитель просит принять меры прокурорского реагирования по защите его жилищных прав, а также обязать администрацию муниципального района Красноярский предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом установлено, чтоФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения распоряжением главы администрации муниципального района Красноярский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ включен в список очередности на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (далее - Закон № 135-ГД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка оставшегося без попечения родителей.
Законом № 135-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 135-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона № 135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно Уставу муниципального района Красноярский Самарской области, принятого Собранием представителей Красноярского района Самарской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, в структуру органов местного самоуправления муниципального района входят:
1) Собрание представителей муниципального района - представительный орган муниципального района;
2) Председатель Собрания представителей муниципального района - высшее выборное должностное лицо муниципального района (глава муниципального района), избираемое Собранием представителей муниципального района из своего состава, исполняющее полномочия председателя Собрания представителей муниципального района;
3) Администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального района, возглавляемый Главой администрации муниципального района.
В соответствии с Уставом муниципального района Красноярский администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяемым Уставом муниципального района Красноярский полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Самарской области.
В свою очередь, в силу ст. 86 Устава Самарской области, принятого Самарской Губернской Думой 05.12.2006 г., Правительство Самарской области обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Самарской области для представления их Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью.
В соответствии с п.п. 10 п. 2.1 положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 (далее - Положение), на Министерство возложено обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями и других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п. 11 приложения к Постановлению Самарской области от 07.05.2015 года № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», ответственным исполнителем назначено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Согласно ст.ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Закона Самарской области от областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Также, положениями ст. 3 Закона № 135-ГД установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта, а именно Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, выступает в качестве органа, передающего финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органом, контролирующим их целевое использование.
Из письма Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерством управления финансами Самарской области рассмотрено письмо министерства о выделении дополнительного финансирования в 2016 году в объеме 340,3 млн. рублей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с ограниченными возможностями областного бюджета выделение дополнительных средств не представляется возможным. О невозможности выделения дополнительных средств также сообщалось в письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отзыву Администрации м.р. Красноярский Самарской области следует, что на 2016 год выделенные денежные средства из федерального бюджета и бюджета Самарской области направлены на выполнение ранее принятых решений суда, все денежные средства в настоящее время освоены.
На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что ФИО1 включен в список с ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фондаФИО1 не предоставлено.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданина РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноярского района в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательном варианте изготовлено ДД.ММ.ГГГГ к 16-00 час.
Судья: Т.В. Фаттахова