№ 4А-82/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень 04 марта 2016 года
Заместитель председателя Тюменского областного суда Антипин А.Г., рассмотрев жалобу начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С., на решение судьи Тюменского областного суда от 23 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО <.......> от 07.07.2015 года, Администрация Сладковского муниципального района Тюменской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Сладковского районного суда Тюменской области от 21 августа 2015 года вынесенное в отношении Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Администрации - без удовлетворения.
Решением судьи Тюменского областного суда от 23 сентября 2015 года, указанное выше постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях указанного лица состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи Тюменского областного суда, С. подал жалобу, в которой просит об его отмене. В жалобе указывает на то, что суд не всесторонне исследовал и оценил доказательства по делу, а также неверно применил нормы материального права. Плановая проверка Администрации Сладковского муниципального района в 2015 года проведена на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации. В связи с тем, что предыдущая плановая проверка проводилась в 2012 года, периодичность проведения проверки не нарушена. В постановлении Управления указано, что администрацией не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв, а именно не проведены мероприятия по защите земель от зарастания сорной растительностью. Вместе с тем, выбор способов, посредством которых возможно предотвращать зарастание почв сорной растительностью, должно осуществляться собственников земельного участка самостоятельно, в зависимости от его финансовых, технических и иных возможностей. Однако само по себе отсутствие у него таких возможностей не может служить основанием для освобождения от административной ответственности. Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих Администрации Сладковского муниципального района соблюсти правила и нормы, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не установлено.
В возражения на жалобу начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С. Администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, в лице главы района И., просит решение Тюменского областного суда от 23 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу заявителя оставить без удовлетворения.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для удовлетворения данной жалобы по следующим основаниям.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1959 г.) следует, что произвольное изменение правового режима лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление невозможно, как невозможен поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 3 Постановления от 17.07.2002 года N 13-П (подтвержденной в Постановлении от 11.05.2005 года 5-П, исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предыдущем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Данные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Как видно из жалобы, ссылок на существенные нарушения судьей Тюменского областного суда процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, жалоба не содержат. Напротив, заявитель выразил свое несогласие с обжалуемым решением по фактическим обстоятельствам дела.
По смыслу закона вступившее в законную силу решение суда о прекращении административного производства не может быть пересмотрено в порядке надзора по ухудшающим основаниям при отсутствии существенных нарушений закона, повлиявших на исход дела.
Отмена вынесенных судебных актов с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, повлекут неправомерное ухудшение положения лица, освобожденного от административной ответственности, и существенное нарушение его прав.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С. и отмены или изменения решения судьи Тюменского областного суда от 23 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Решение судьи Тюменского областного суда от 23 сентября 2015 года вынесенное в отношении Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С. – без удовлетворения.
Заместитель председателя суда (подпись) А.Г. Антипин
Копия верна:
Заместитель председателя суда А.Г. Антипин