Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кошкинский районный суд в составе:
Судьи Ельчанинова А.С.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Орловка муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Орловка, возложении обязанности обратиться с заявлением по принятию на учет как бесхозного недвижимого имущества гидротехнических сооружений пруда на овраге Студеный Ключ,
У С Т А Н О В И Л :
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Орловка муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Орловка, возложении обязанности обратиться с заявлением по принятию на учет как бесхозного недвижимого имущества гидротехнических сооружений пруда на овраге Студеный Ключ, указывая, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории сельского поселения Орловка муниципального района <адрес>. Установлено, что на территории указанного сельского поселения находится пруд Студеный Ключ, гидроузел расположен в 1,5 км юго-западнее <адрес> (полный объём водохранилища - 1,23 млн.м3), в составе которого имеются гидротехнические сооружения: плотина, паводковый водосброс, донный водовыпуск. Данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными. Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечёт неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Меры, установленные ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. Поскольку вышеназванные гидротехнические сооружения расположены в административных границах сельского поселения <адрес>, факт необращения администрации сельского поселения Кошки в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Указанным бездействием нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, а также права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В данной связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечёт неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Орловка по постановке на учёт бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса, донного водовыпуска пруда Студеный Ключ, находящихся на территории этого муниципального образования; возложить на администрацию сельского поселения Алексеевка обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса, донного водовыпуска пруда Студеный Ключ.
В судебном заседании старший помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 иск поддержал аналогичными доводами, просил удовлетворить.
Администрация сельского поселения Орловка муниципального района <адрес> в лице главы ФИО3 в судебном заседании иск признала в полном объеме.
Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес>, привлеченное в качестве третьего лица, обратилось в суд с отзывом на исковое заявление, в котором указало, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание представителей с/п Орловка м.<адрес>, где принято решение об отсутствии необходимости использования водного объекта ГТС пруда на овраге Студеный Ключ для нужд сельскохозяйственной деятельности. Ходатайствовало о рассмотрении дела без участия Управления.
Средне-Поволжским Управлением Федеральной службы по экологическому и атомному надзору по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание №-П(2), одним и пунктов которого является обязанность зарегистрировать ГТС пруда Студеный Ключ в органах государственной регистрации права на недвижимое имущество, как бесхозяйственное, с последующим оформлением в муниципальную собственность.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пункту 24 статьи 7 Устава сельского поселения Орловка муниципального района <адрес> к ведению администрации поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
· обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
· обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояние гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
· обеспечивать разработку и своевременное уточнение критерием безопасности гидротехнического сооружения;
· развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
· систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
· обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
· создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
· организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
· поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
· осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
· содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
· совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
· финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
· заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно акту № проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ на территории сельского поселения Орловка муниципального района <адрес> расположено гидротехническое сооружение пруда Студеный Ключ, полный объём 1,23 млн. куб. м, в составе которого имеются плотина, паводковый водосброс.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, установлено что на территории сельского поселения Орловка находится бесхозяйное гидротехническое сооружение.
В настоящее время работа по принятию в собственность указанного объекта недвижимости Администрацией сельского поселения не ведется.
Непринятие органом местного самоуправления мер в области законодательства о безопасности гидротехнических сооружений снижает гарантии уровня безопасности жизни и здоровья граждан, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исходя из приведенного выше, следует признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Орловка в части непринятия мер по постановке на учёт бесхозяйного имущества гидротехнических сооружения плотины, паводкового водосброса, водохранилища на пруду Студеный Ключ, находящихся на территории данного муниципального образования, и возложить на них обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением принятии на учёт бесхозяйного недвижимого имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Орловка по постановке на учёт бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса, донного водовыпуска пруда Студеный Ключ, находящихся на территории этого муниципального образования.
Возложить на администрацию сельского поселения Алексеевка обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса, донного водовыпуска пруда Студеный Ключ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Ельчанинов