Дело № 2 А- 596/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 г. г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мишеневой М.А., при секретаре Карнишевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Доброхотовой Л. В. к Администрации Кондопожского муниципального района о признании незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления и его отмене,
установил:
Административный истец обратилась в суд с административным иском о признании незаконным ненормативного акта администрации Кондопожского муниципального района и его отмене. В обоснование требований указала на то, что она является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ......... На основании протокола № ... от ХХ.ХХ.ХХ собственников помещений в многоквартирном доме Доброхотова Л.В. была наделена полномочиями на проведение кадастровых работ для формирования земельного участка под многоквартирным домом. На основании ее заявления от ХХ.ХХ.ХХ администрация Кондопожского муниципального района приняла постановление от 20.01.2017 № 32 «О подготовке документации по планировке территории под многоквартирным домом по адресу: ........». Данный жилой дом стоит на кадастровом учете. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Истцом были проведены кадастровые работы по формированию земельного участка и подготовлена документация по планировке территории под многоквартирным домом. Администрацией Кондопожского муниципального района было вынесено Постановление от 15.03.2017 № 148 «Об отмене постановления от 20.01.2017 № 32». Основанием для отмены постановления от 20.01.2017 № 32 послужило заключение юридического отдела администрации Кондопожского муниципального района, акт обследования технического стояния здания жилого дома, который был уничтожен пожаром. В связи с отменой постановления от 20.01.2017 № 32 истец, выполнившая работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом, лишена оснований для утверждения документации по планировке территории под многоквартирным домом. Истцу, как долевому собственнику общего имущества в многоквартирном доме, принадлежит доля в праве общей долевой собственности на земельный участок и на объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома. Истец просит признать незаконным и отменить Постановление Администрации Кондопожского муниципального района от 15 марта 2017 года № 148 «Об отмене постановления Администрации Кондопожского муниципального района от 20 января 2017 года № 32».
При подготовке дела к слушанию судом в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Гирвасского сельского поселения.
В судебном заседании административный истец Доброхотова Л.В. и ее представитель Николаев Ю.И., действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении административного иска, поддержав доводы, изложенные в административном иске. Пояснили, что истец и администрация Гирвасского сельского поселения являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном доме. Истцом подготовлена проектная документация по планировке территории в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Представитель администрации Кондопожского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поскольку ........ в ........ РК уничтожен пожаром, что подтверждено актом обследования технического состояния здания жилого дома. На земельном участке находятся только хозяйственные постройки и скважина. Поскольку объект недвижимости на земельном участке отсутствует, подготовка проекта планировки территории под домом с проектом межевания для размещения невозможна. Восстановление многоквартирного дома на земельном участке после пожара является нецелесообразным.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), в пункте 2.1 постановления № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ФЗ № 189-ФЗ) по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Из частей 2 - 5 статьи 16 ФЗ № 189-ФЗ с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ № 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса.
Частью 4 статьи 16 ФЗ № 189-ФЗ предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В судебном заседании установлено, что истец Доброхотова Л.В является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ......... Собственниками квартир № ... и № ... является администрация Гирвасского сельского поселения. Данный жилой дом стоит на кадастровом учете. На основании протокола № ... от ХХ.ХХ.ХХ собственников помещений в многоквартирном доме Доброхотова Л.В. была наделена полномочиями на проведение кадастровых работ для формирования земельного участка под многоквартирным домом. На основании ее заявления от ХХ.ХХ.ХХ администрация Кондопожского муниципального района приняла постановление от 20.01.2017 № 32 «О подготовке документации по планировке территории под многоквартирным домом по адресу: ........». Истцом были проведены кадастровые работы по формированию земельного участка и подготовлена документация по планировке территории под многоквартирным домом. Администрацией Кондопожского муниципального района было вынесено Постановление от 15.03.2017 № 148 «Об отмене постановления от 20.01.2017 № 32». Основанием для отмены постановления от 20.01.2017 № 32 послужило заключение юридического отдела администрации Кондопожского муниципального района, акт обследования технического состояния здания жилого дома, который был уничтожен в результате пожара, произошедшего ХХ.ХХ.ХХ. Из акта обследования технического стояния здания жилого дома от ХХ.ХХ.ХХ следует, что здание жилого дома уничтожено огнем, на земельном участке находятся хозяйственные постройки: баня, сарай, беседка и скважина.
Согласно п.4 ч.2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно Положению об администрации Кондопожского муниципального района, она осуществляет, в том числе, иные исполнительно-распорядительные полномочия, предусмотренные законодательством и Уставом.
В рамках положений п. 16 ч. 1 ст. 5 Устава Кондопожского муниципального района, принятого Решением Совета Кондопожского муниципального района 26 созыва от 20.02.2013 № 1, соответствующими полномочиями наделена администрация Кондопожского муниципального района.
В силу ч. ч.1, 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объекта капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории.
Градостроительным кодексом РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом местного самоуправления. Согласно ч. 13 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, особенности подготовки названной документации устанавливаются ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, которая устанавливает обязательное принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории и рассмотрение проектов планировки территории и проектов межевания территории на публичных слушаниях.
Из изложенного следует, что истец вправе требовать формирования границ земельного участка участка в том числе независимо от того, что дом уничтожен пожаром.
Кроме того, многоквартирный жилой ........ в ........ не признан в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Представленный в материалы дела акт обследования технического состояния здания жилого дома от ХХ.ХХ.ХХ таковым документом не является.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, административный ответчик не вправе был отменять постановление от 20.01.2017 № 32 «О подготовке документации по планировке территории под многоквартирным домом по адресу: ........» по мотиву уничтожения многоквартирного дома в результате пожара.
На основании изложенного, суд признает незаконным и подлежащим отмене Постановление Администрации Кондопожского муниципального района от 15 марта 2017 года № 148 «Об отмене постановления Администрации Кондопожского муниципального района от 20 января 2017 года № 32».
На основании ч.1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная административным истцом при предъявлении административного иска в суд в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации Кондопожского муниципального района от 15 марта 2017 года № 148 «Об отмене постановления Администрации Кондопожского муниципального района от 20 января 2017 года № 32».
Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Доброхотовой Л. В. в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Администрации Кондопожского муниципального района расходы по госпошлине в пользу Доброхотовой Л. В. в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Мишенева
Мотивированное решение составлено 28 июля 2017 года, последний день принесения апелляционной жалобы 28 августа 2017 года.