судья Кочетыгова Ю.В. гр. дело№ 33-8582/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 марта 2015 г. г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Лукьянченко В.В., Селивёрстовой А.А.
при секретаре Сытине В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Селивёрстовой А.А. дело по апелляционной жалобе Ильменской Я.Г., Гущиной А.Г., Чугуновой Е.А. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 03 октября 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления Ильменской Я.Г., Гущиной А. Г., Чугуновой Е.А.к префектуре ВАО г. Москвы об оспаривании публичных слушаний, протокола публичных слушаний от 26 декабря 2012 г. № ***, заключения публичных слушаний, обязании провести повторные публичные слушания,
У С Т А Н О В И Л А:
заявители обратились суд с заявлением к префектуре ВАО г. Москвы об оспаривании публичных слушаний, протокола публичных слушаний от 26 декабря 2012 г. № 1, заключения публичных слушаний, обязании провести повторные публичные слушания.
В обоснование заявления указали, что префектурой ВАО г. Москвы нарушен порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту «Планировки участка линейного объекта метрополитена линии Третий пересадочный контур от станции «***» до станции «***», а именно: жители прилегающих территорий о предполагаемом строительстве и о проведении публичных слушаний не были информированы, не были ознакомлены с проектами документов, на основании которых предполагалось проведение публичных слушаний, на публичных слушаниях были представлены только схемы, проект представлен не был, протокол и заключение по результатам публичных слушаний подписаны неуполномоченными лицами, нарушена процедура опубликования результатов публичных слушаний. На основании изложенного, просили признать недействительными результаты публичных слушаний по проекту «Планировки участка линейного объекта метрополитена линии Третий пересадочный контур от станции «***» до станции «***», протокол публичных слушаний от 26 декабря 2012 г. №***, заключение по результатам публичных слушаний от 26 декабря 2012 г.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 03 октября 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе С***Е.Н. в интересах Ильменской Я.Г., Гущиной А.Г., Чугуновой Е.А. просит данное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявление удовлетворить.
Заявители в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель заявителей по доверенности С***Е.Н. в судебное заседание явились, апелляционную жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала.
Представитель заинтересованного лица префектуры ВАО г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что предусмотренных законом основания для признания оспариваемых публичных слушаний несостоявшимися не имеется.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Из постановления Правительства Москвы от 04.05.2012 года № 194-ПП «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 г.г.» следует, что к 2020 году предусматривается формирование новой линии метрополитена –«Третий пересадочный контур (ГПК)».
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 28.06.2011 года № 486-РП «О реализации первоочередных мер по развитию метрополитена и разработке проектов планировки объектов транспортной инфраструктуры» ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» по заказу Москомархитектуры выполнена работа «Проект планировки участка линейного объекта метрополитена проектируемой линии Третий пересадочный контур от проектируемой станции «***» до станции «***».
Судом установлено, что 18 декабря 2012 года в районе Сокольники Префектурой ВАО г. Москвы организованы и проведены публичные слушания по проекту «Планировки участка линейного объекта метрополитена проектируемой линии Третий пересадочный контур от проектируемой станции «***» до станции «***».
При этом оповещения о проведении экспозиции и публичных слушаний заблаговременно было в установленные законом сроки размещено в окружной газете «Будни Сокольников» *** за ноябрь 2012 г., на официальном сайте префектуры ВАО г. Москвы, управы района Сокольники, произведено расклеивание объявлений на информационных стендах района Сокольники, на досках объявлений подъездов жилых домов.
Экспозиция проводилась в период с 30 ноября 2012 г. по 10 декабря 2012 г. в здании управы района Сокольники. В период работы экспозиции по материалам проекта поступило 21 предложений и замечаний.
Собрание участников проведено 18 декабря 2012 г. в 18 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Стромынка, д.3 (в помещении театра кукол «Жар-птица», внесены 76 предложений и замечаний.
После проведения собрания участников публичных слушаний поступило 7048 предложений и замечаний.
26 декабря 2012 года был утвержден протокол №*** публичных слушаний по названному проекту, из содержания которого усматривается, что участниками публичных слушаний являлись жители, имеющие место жительство или место работы на территории района, правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на рассматриваемой территории, представители органов власти.
В дело представлены документы, свидетельствующие о том, что в период проведения публичных слушаний все его участники имели возможность представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту, как в письменной, так и в устной форме, в установленном порядке осуществлялась регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, вёлся учёт посетителей, жителей указанного района, составлен протокол публичных слушаний.
Более того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителей С***Е.Н. пояснила, что соответствующих замечаний по проекту публичных слушаний не подавали.
Заключением от 08 марта 2013 г. о результатах публичных слушаний по проекту «Планировки участка линейного объекта метрополитена проектируемой линии Третий пересадочный контур от проектируемой станции «***» до станции «***» приняты выводы и рекомендации Комиссии: считать публичные слушания по проекту «Планировки участка линейного объекта метрополитена проектируемой линии Третий пересадочный контур от проектируемой станции «Нижняя Масловка» до станции «Авиамоторная» состоявшимися и проведенными в соответствии с действующим градостроительным законодательством; рассмотреть возможность строительства закрытым способом; сократить количество выходов; сохранить сквер перед зданием «***» по адресу: ул. ***.
Из копий протокола и заключение по результатам публичных слушаний следует, что они содержащие подписи членов окружной комиссии, утвержденные и подписанные председателем комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ВАО г. Москвы.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что предусмотренных законом основания для признания оспариваемых публичных слушаний несостоявшимися не имеется, публичные слушания проведены в соответствии с со ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы, постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1258-ПП «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве», публичными слушаниями права и свободы заявителей не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы по вопросу утверждении проекта планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве; должны быть проведены публичные слушания.
Указанной нормой определены вопросы, по которым законом предусмотрено проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке (ч. 3 ст. 68).
Публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний (ч.4 ст. 68).
Публичные слушания проводятся в следующей последовательности: 1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний; 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний; 4) оформление протокола публичных слушаний; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (ч. 5 ст. 68).
Частью 6 ст. 68 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что в оповещении о проведении публичных слушаний указываются: 1) проект, представляемый на публичные слушания; 2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции; 3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний; 4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту; 5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту; 6) электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещён обсуждаемый проект.
Оповещение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции: 1) подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа города Москвы, района города Москвы, на территории которого проводятся публичные слушания; 2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания; 3) направляется письменно в муниципальные собрания муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; 4) распространяется в качестве официальной информации: а) через электронные средства массовой информации; б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети "Интернет"; в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов; г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации.
Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление (часть 8 ст. 68).
Части 9 и 10 этой статьи определяет порядок проведения экспозиции и предусматривают, что в период работы экспозиции должны быть организованы консультации для посетителей, распространение печатных информационных материалов о проекте. Посетители экспозиции имеют право внести свои предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции и записи предложений, замечаний.
Части 12 и 13 ст. 68 названного Кодекса предусматривают порядок регистрации участников собраний, регламент собрания участников публичных слушаний.
В соответствии с ч. 17 ст. 68 в период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;
2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; 5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
Указанные в части 17 настоящей статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (ч. 18 ст. 68).
Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны: 1) проект, представленный на публичные слушания; 2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний; 3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту (ч. 19).
На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (ч. 22).
Частью 23 ст. 68 предусмотрено, что заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны: 1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний; 2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний; 3) содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту; 4) аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в п. 3 настоящей части.
Участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В случае признания городской комиссией, Правительством Москвы результатов публичных слушаний недействительными соответствующий проект не может быть представлен в Правительство Москвы без повторного представления на публичные слушания. В случае признания решением суда результатов публичных слушаний недействительными соответствующий представленный на утверждение проект не подлежит утверждению, а утвержденный проект - применению (ч. 26 ст. 68).
Поскольку нарушений порядка проведении публичных слушаний по проекту «Планировки участка линейного объекта метрополитена линии Третий пересадочный контур от станции «***» до станции «***» не установлено, права и законные интересы заявителей действиями организаторов по подготовке и проведению публичных слушаний нарушены не были, суд первой инстанции, исходя из положений ч. 26 ст. 68, пришел к правильному выводу о том, что оснований для признании результатов указанных публичных слушаний недействительными не имеется.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе все доводы заявителей, приведенные в заявлении, дополнениях к нему и в ходе судебного разбирательства, поставлены на обсуждение и проверены судом первой инстанции в полном объеме, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 12, 55, 56, 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для несогласия с указанной оценкой суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на принятое судом решение, они были предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование истцом закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям в соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Преображенского районного суда г. Москвы от 03 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильменской Я.Г., Гущиной А.Г., Чугуновой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи