Судья Кальная Е.Г. Дело № 33а-3202/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 декабря 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сабаевой И.Н., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Трухановой А.И.,
с участием прокурора Амелиной Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело № по административному исковому заявлению П.В.Н., Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Заводского района г.Орла, Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконными и отмене решений,
по апелляционной жалобе представителя административных истцов П.В.Н., Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области – З.О.А. на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 октября 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., выслушав объяснения председателя участковой избирательной комиссии №79 ФИО7, представителей: Избирательной комиссии Орловской области ФИО8, ФИО10; территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла ФИО11, заключение прокурора ФИО6, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18.06.2021 №61/1695-ОС «О назначении выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов на 19.09.2021.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 21.09.2021 № 159/1058-6 «О результатах выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов по областному избирательному округу» выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов по областному избирательному округу признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными.
Согласно постановлению Избирательной комиссии Орловской области №160/1059-6 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 года» от 23.09.2021, в Орловский областной Совет народных депутатов созыва 2021-2026 годов избрано 50 депутатов: 25 – по областному избирательному округу и 25 – по одномандатным избирательным округам.
Административные истцы - П.В.Н., являвшийся кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу № 7, Региональное отделение Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области обратились в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Заводского района г.Орла, территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконными и отмене решений.
В обоснование заявленных требований указывалось на то, что в ходе голосования и подсчета голосов на избирательном участке №79 имели место существенные нарушения законодательства, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Так, из протоколов №1 и №2 об итогах голосования на избирательном участке по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, подписанных 20.09.2021, усматривается, что избирательная комиссия не учла и утратила избирательные бюллетени, при этом было не учтено и утрачено по 5 бюллетеней по выборам депутатов по областному округу и по 8 бюллетеней по выборам депутатов по одномандатному избирательному округу №7.
Ссылались на то, что по областному округу было признано недействительными 157 бюллетеней, по одномандатному избирательному округу – 142 бюллетеня.
По мнению административных истцов, указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном вскрытии сейф-пакетов в ночь с 17 на 18 сентября 2021 года, и с 18 на 19 сентября 2021 года.
Административные истцы также ссылались на то, что активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в границах избирательного округа, под адресом места жительства понимается адрес, по которому гражданин зарегистрирован. Однако члены участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 не проверяли адреса регистрации граждан, указанный в паспортах.
По изложенным основаниям, административные истцы просили суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 об итогах голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу №7, оформленное протоколом №1; отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 об итогах голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по областному избирательному округу, оформленное протоколом №2.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов П.В.Н., Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области – З.О.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Приводит довод о том, что из содержания оспариваемых протоколов об итогах голосования на избирательном участке по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов следует, что избирательная комиссия не учла и утратила избирательные бюллетени, а именно участковая избирательная комиссия по областному избирательному округу выдано избирателям на пять бюллетеней больше, чем было получено ею в территориальная избирательная комиссия по Заводскому району г. Орла, а по одномандатному избирательному округу утрачено до выдачи избирателям восемь бюллетеней, что подтверждается также свидетельскими показаниями ФИО9, выполненными последним видеозаписями, актом избирательной комиссии избирательного участка №79.
Считает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства административных истцов об истребовании списков избирателей и погашенных избирательных бюллетеней, по собственной инициативе судом данные документы также не истребованы.
Указывает на то, что не основан на материалах дела вывод суда первой инстанции о том, что сведения в протоколах об итогах голосования об утраченных и неучтенных бюллетенях внесены ошибочно.
Обращает внимание на то, что судом первой инстанции искажены показания ФИО9 о том, что при первоначальном подсчете была обнаружена утрата семи бюллетеней для голосования по одномандатному округу, а в действительности была выявлена утрата восьми бюллетеней.
Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что не выявлены нарушения, не позволяющие установить действительную волю избирателей противоречит положениям статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ, согласно которой основанием для отмены итогов голосования является, в частности нарушение порядка голосования и установления итогов голосования, если указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица –Избирательной комиссии Орловской области ФИО10, председатель территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла ФИО11, председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 ФИО7, заместитель прокурора Заводского района г. Орла ФИО12 полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Административные истцы –П.В.Н., Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области, заинтересованные лица - ФИО14, ФИО15, ФИО16, Орловское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Орловское региональное отделение Всероссийской политической партии ЕДИНАЯ РОССИЯ», Орловское региональное отделение Политической партии ЛДПР, Региональное отделение в Орловской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА», Региональное отделение в Орловской области политической партии «Новые люди», Региональное отделение в Орловской области политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Орловской области, Региональное отделение в Орловской области политической партии «Российская Экологическая партия «Зеленые», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно частям 1, 2 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15 статьи 239 КАС РФ).
В силу частей 2, 3 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
После опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года.
В силу статьи 63.1, пункта 16 статьи 65 Федерального закона №67-ФЗ, в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования, то есть проводится досрочное голосование.
Согласно статье 65 Федерального закона №67-ФЗ помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона №67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. Протокол об итогах голосования должен содержать: номер экземпляра; название выборов, референдума, дату голосования; слово «Протокол»; адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии); строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
Согласно пункту 9 статьи 63.1 Федерального закона №67-ФЗ особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее ЦИК России).
Постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8 утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд ( далее- Положение).
Проведение голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года и установление итогов голосования осуществляются с соблюдением требований законодательства о выборах и референдумах (статьи 63.1, 64, 66, 68 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 80.1, 81, 83, 85 Федерального закона № 20-ФЗ) с особенностями, установленными Положением (пункт 1.2).
17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком (пункт 3.3 Положения).
В соответствии с пунктом 4.2. Положения, при осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей в первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования и помещенных в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 3.3 Положения. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка: для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших на дому, - согласно письменным заявлениям о голосовании на дому; для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования, - по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования.
С этой целью список избирателей на время проверки извлекается из места хранения, а по ее окончании убирается обратно в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. При этом не допускается хранение списка избирателей в сейфе, предназначенном для хранения сейф-пакетов. Сохранность списка избирателей обеспечивается в соответствии с разделом 5 Положения (пункт 4.5 Положения).
Пунктом 4.6 Положения установлено, что если после проведенной проверки подтвердится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день голосования, все избирательные бюллетени по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу), находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. По данному факту составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении № 4), который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными в случае, указанном в пункте 4.6 Положения, оглашается и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке избирательных бюллетеней (пункт 4.7 Положения).
Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией закреплен в статье 68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», а также в статье 97 Закона Орловской области от 13.10.2006 № 621-ОЗ (ред. от 07.06.2021) «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов».
Исходя из нормативно- правового регулирования указанного выше, как правило, соотношение строка 2 (число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией) = строка 3 (число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования) + строка 4 (число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования) + строка 5 (число погашенных бюллетеней) + строка 9а (число утраченных бюллетеней) - строка 9б (число бюллетеней, не учтенных при получении). Если контрольные соотношения выполняются, в строках 9а и 9б протокола проставляется цифра «0». Если контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.
В соответствии с пунктом 3.6 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов с использованием Государственной автоматизированной системы Российской «Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 17.08.2021. № 151/1012-6, если в результате дополнительного подсчета по строкам 2,3,4 и 5 протокола контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола: в строку 9а (число утраченных бюллетеней) и строку 9б (число бюллетеней, не учтенных при получении).
В частности, если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, вносится в строку 9а, при этом в строке 9б проставляется цифра «0».
Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 9б, при этом в строке 9а проставляется цифра «0».
В силу пункта 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Согласно пункту 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Подпункт «е» п. 2 данной статьи Закона позволяет суду отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла «О формировании Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 79» № 32/122 от 05.06.2018 была сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 79 со сроком полномочий пять лет в количестве 12 членов с правом решающего голоса.
Решениями Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла от 16.08.2019, 22.08.2019, 21.03.2020, 28.08.2020, 21.05.2021, 26.08.2021 были внесены изменения в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка №79.
Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 назначена ФИО7
Итоги голосования по избирательному участку №79 были отражены в протоколах участковой избирательной комиссии № 1 и №2.
Как следует из протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №7, избирательный участок №79 число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1399 (строка 1); число бюллетеней, полученных участковой комиссией -910 (строка 2); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 315; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 436 (строка 3); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 34 (строка 4); число погашенных бюллетеней – 440 (строка 5); число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 34 (строка 6); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 436 (строка 7); число недействительных бюллетеней – 142 (строка 8); число действительных бюллетеней – 328 (строка 9); число утраченных бюллетеней – 8 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 8 (строка 9б). Согласно указанного протокола за кандидата ФИО14 проголосовало 103 избирателя; за кандидата ФИО15 проголосовало 46 избирателей; за кандидата ФИО16 проголосовало 123 избирателя; за кандидата П.В.Н. проголосовало 56 избирателей.
Число утраченных бюллетеней – 8 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 8 (строка 9б) (т.1 л.д.108).
Из протокола № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу избирательного участка №79 следует, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1399 (строка 1); число бюллетеней, полученных участковой комиссией – 910 (строка 2); число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 692 (строка 3); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 34 (строка 4); число погашенных бюллетеней– 184 (строка 5); число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 34 (строка 6); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 692 (строка 7); число недействительных бюллетеней – 157 (строка 8); число действительных бюллетеней – 569 (строка 9); число утраченных бюллетеней – 5 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 5 (строка 9б).
За избирательное объединение Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проголосовало 171 избирателей; за избирательное объединение Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России проголосовало 70 избирателей; за избирательное объединение Всероссийская политическая партия «Партия РОСТА»- 8 избирателей; за политическую партию «Новые люди» - 54 избирателя; за политическую партию «Российская экологическая партия «ЗЕЛЕНЫЕ»- 16 избирателей; за Социалистическую политическую партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ- 66 избирателей; за политическую партию «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»- 31 избиратель; за Политическую партию «Коммунистическая партия Российской Федерации» проголосовало 153 избирателя.
Число утраченных бюллетеней – 5 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 5 (строка 9б) (т.1 л.д.109).
Проверяя доводы административных истцов, ссылавшихся на существенные нарушения, имевшие место в ходе голосования и подсчета голосов на избирательном участке №79, не позволившие с достоверностью определить действительную волю избирателей, судом установлено следующее.
20.09.2021 в 03 часа 00 минут участковой избирательной комиссией №79 был составлен акт, согласно которому на основании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 все избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета созыва 2021-2026 годов в количестве 31 штук, находившиеся в сейф-пакете №79879823 признаны недействительными в соответствии с пунктом 4.6 Положения об особенностях голосования, утвержденного постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8, в связи с тем, что при подсчете избирательных бюллетеней извлеченных из сейф-пакета обнаружено на один больше, чем число бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика для голосования и сейф-пакета от 18.09.2021 (т. л.д.222).
20.09.2021 в 04 часа 10 минут составлен акт, согласно которому на основании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 все избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета созыва 2021-2026 годов в количестве 211 штук, находившиеся в сейф-пакете №80103976 признаны недействительными в соответствии с пунктом 4.6 Положения об особенностях голосования, утвержденного постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8, в связи с тем, что при подсчете избирательных бюллетеней извлеченных из сейф-пакета, обнаружено на два больше, чем число бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика для голосования и сейф-пакета от 18.09.2021 (т.1 л.д.225).
Все избирательные бюллетени из вышеуказанных сейф-пакетов были признаны недействительными, данные занесены в итоговый протокол №1 и №2 участковой избирательной комиссии, что подтвердила в суде первой инстанции председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 ФИО7
Согласно акту участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 от 19.09.2021 в 21 час 53 минуты, при подсчете числа избирательных бюллетеней сумма бюллетеней для голосования по областному избирательному округу, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, а также количество погашенных бюллетеней составило 915 штук, что не соответствует числу избирательных бюллетеней, выданных по акту от 14.09.2021 передачи избирательных бюллетеней для голосования 910 бюллетеней; по одномандатному избирательному округу число избирательных бюллетеней сумма бюллетеней для голосования по областному избирательному округу, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, а также количество погашенных бюллетеней составило 903 штуки, что не соответствует числу избирательных бюллетеней, выданных по акту от 14.09.2021 передачи избирательных бюллетеней для голосования 910 бюллетеней (т.2 л.д.25).
Допрошенная судом первой инстанции председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 ФИО7 пояснила, что после первого подсчета по спискам действительно получались такие цифры, в связи с чем, по требованию членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата и от политической партии «Справедливая Россия-Патриоты-За правду» был составлен акт. Однако, при дальнейшем подсчете и пересчете, указанные цифры не подтвердились, все контрольные соотношения сходились, количество бюллетеней, выданных избирателям и количество бюллетеней, переданных в избирательную комиссию, составляло 910, не было ни утраченных, ни не учтенных бюллетеней. Отображение в протоколе №1 в строках 9а и 9б по 8 бюллетеней и в протоколе №2 в строке 9а и 9б по 5 бюллетеней, является технической (механической) ошибкой (т.1 л.д.119об.-122).
Из видеозаписи, представленной представителями административных истцов, которая была исследована судом первой инстанции, следует, что у присутствовавших при подсчете голосов членов комиссии имелась возможность для наблюдения за работой участковой избирательной комиссии, подсчетом голосов (т.2 л.д.2).
Вместе с тем, судом также установлено, что в помещении избирательного участка №79 в соответствии с постановлением ЦИК России от 14.07.2021 №20/169-8 применялись средства видеонаблюдения, в зоне видимости которых находились, в том числе места, где осуществлялась работа со списками избирателей, места выдачи избирателям избирательных бюллетеней, стационарные и переносные ящики для голосования, места перемещения бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты, сейф, где хранились сейф-пакеты с бюллетенями проголосовавших избирателей, место подсчета голосов избирателей по бюллетеням, извлеченным из сейф-пакетов.
При этом, фактов нарушения избирательного законодательства, выразившихся в незаконном проникновении в помещение, в котором хранились избирательные бюллетени, незаконного вскрытия сейфов с избирательными бюллетенями и сейф-пакетами, равно как и фактов выдачи избирательных бюллетеней без предъявления избирателем паспорта гражданина или документа, его заменяющего, не выявлено.
Не представлено административными истцами и доказательств того, что итоги голосования, озвученные при подсчете голосов, отличаются от итогов, отраженных в протоколах участковой избирательной комиссии.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что данные, внесенные в протокол № 1 и протокол № 2, получены по итогам подсчета голосов избирателей, проведенного членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 79 с правом решающего голоса в соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд, утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01.07.2021 № 13/103-8, действия участковой избирательной комиссии соответствуют приведенным положениям закона, каких-либо доказательств нарушения порядка голосования и установления итогов голосования на избирательном участке №79, которые бы не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, материалы дела не содержат, в связи с чем обжалуемыми решениями права и законные интересы административных истцов не нарушены.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15.01.2002 №1-П и от 11.06.2002 № 10-П, отмена итогов голосования, результатов выборов должна быть связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые, тем самым, привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.
Следовательно, нарушение отдельных избирательных процедур само по себе не может повлечь отмену решения избирательной комиссии, если оно не повлекло серьезных неустранимых последствий. Суд должен установить не только сам факт нарушения избирательного законодательства в ходе избирательной кампании, но и то, что выявленное нарушение не позволяет с достоверностью определить действительную волю избирателей.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение правильность обжалуемого решения суда, поскольку каких-либо нарушений избирательного процесса, которые не позволили с достоверностью определить действительную волю избирателей, при рассмотрении дела не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были неправильно изложены показания свидетеля ФИО9, необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании списков избирателей и погашенных избирательных бюллетеней, по сути, направлены на переоценку доказательств по делу, произведенной судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 29 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов П.В.Н., Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области – З.О.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Кальная Е.Г. Дело № 33а-3202/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 декабря 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сабаевой И.Н., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Трухановой А.И.,
с участием прокурора Амелиной Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело № по административному исковому заявлению П.В.Н., Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Заводского района г.Орла, Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконными и отмене решений,
по апелляционной жалобе представителя административных истцов П.В.Н., Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области – З.О.А. на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 октября 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., выслушав объяснения председателя участковой избирательной комиссии №79 ФИО7, представителей: Избирательной комиссии Орловской области ФИО8, ФИО10; территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла ФИО11, заключение прокурора ФИО6, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18.06.2021 №61/1695-ОС «О назначении выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов на 19.09.2021.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 21.09.2021 № 159/1058-6 «О результатах выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов по областному избирательному округу» выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов по областному избирательному округу признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными.
Согласно постановлению Избирательной комиссии Орловской области №160/1059-6 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 года» от 23.09.2021, в Орловский областной Совет народных депутатов созыва 2021-2026 годов избрано 50 депутатов: 25 – по областному избирательному округу и 25 – по одномандатным избирательным округам.
Административные истцы - П.В.Н., являвшийся кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу № 7, Региональное отделение Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области обратились в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Заводского района г.Орла, территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконными и отмене решений.
В обоснование заявленных требований указывалось на то, что в ходе голосования и подсчета голосов на избирательном участке №79 имели место существенные нарушения законодательства, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Так, из протоколов №1 и №2 об итогах голосования на избирательном участке по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, подписанных 20.09.2021, усматривается, что избирательная комиссия не учла и утратила избирательные бюллетени, при этом было не учтено и утрачено по 5 бюллетеней по выборам депутатов по областному округу и по 8 бюллетеней по выборам депутатов по одномандатному избирательному округу №7.
Ссылались на то, что по областному округу было признано недействительными 157 бюллетеней, по одномандатному избирательному округу – 142 бюллетеня.
По мнению административных истцов, указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном вскрытии сейф-пакетов в ночь с 17 на 18 сентября 2021 года, и с 18 на 19 сентября 2021 года.
Административные истцы также ссылались на то, что активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в границах избирательного округа, под адресом места жительства понимается адрес, по которому гражданин зарегистрирован. Однако члены участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 не проверяли адреса регистрации граждан, указанный в паспортах.
По изложенным основаниям, административные истцы просили суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 об итогах голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу №7, оформленное протоколом №1; отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 об итогах голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по областному избирательному округу, оформленное протоколом №2.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов П.В.Н., Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области – З.О.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Приводит довод о том, что из содержания оспариваемых протоколов об итогах голосования на избирательном участке по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов следует, что избирательная комиссия не учла и утратила избирательные бюллетени, а именно участковая избирательная комиссия по областному избирательному округу выдано избирателям на пять бюллетеней больше, чем было получено ею в территориальная избирательная комиссия по Заводскому району г. Орла, а по одномандатному избирательному округу утрачено до выдачи избирателям восемь бюллетеней, что подтверждается также свидетельскими показаниями ФИО9, выполненными последним видеозаписями, актом избирательной комиссии избирательного участка №79.
Считает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства административных истцов об истребовании списков избирателей и погашенных избирательных бюллетеней, по собственной инициативе судом данные документы также не истребованы.
Указывает на то, что не основан на материалах дела вывод суда первой инстанции о том, что сведения в протоколах об итогах голосования об утраченных и неучтенных бюллетенях внесены ошибочно.
Обращает внимание на то, что судом первой инстанции искажены показания ФИО9 о том, что при первоначальном подсчете была обнаружена утрата семи бюллетеней для голосования по одномандатному округу, а в действительности была выявлена утрата восьми бюллетеней.
Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что не выявлены нарушения, не позволяющие установить действительную волю избирателей противоречит положениям статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ, согласно которой основанием для отмены итогов голосования является, в частности нарушение порядка голосования и установления итогов голосования, если указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица –Избирательной комиссии Орловской области ФИО10, председатель территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла ФИО11, председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 ФИО7, заместитель прокурора Заводского района г. Орла ФИО12 полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Административные истцы –П.В.Н., Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области, заинтересованные лица - ФИО14, ФИО15, ФИО16, Орловское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Орловское региональное отделение Всероссийской политической партии ЕДИНАЯ РОССИЯ», Орловское региональное отделение Политической партии ЛДПР, Региональное отделение в Орловской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА», Региональное отделение в Орловской области политической партии «Новые люди», Региональное отделение в Орловской области политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Орловской области, Региональное отделение в Орловской области политической партии «Российская Экологическая партия «Зеленые», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно частям 1, 2 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15 статьи 239 КАС РФ).
В силу частей 2, 3 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
После опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года.
В силу статьи 63.1, пункта 16 статьи 65 Федерального закона №67-ФЗ, в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования, то есть проводится досрочное голосование.
Согласно статье 65 Федерального закона №67-ФЗ помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона №67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. Протокол об итогах голосования должен содержать: номер экземпляра; название выборов, референдума, дату голосования; слово «Протокол»; адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии); строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
Согласно пункту 9 статьи 63.1 Федерального закона №67-ФЗ особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее ЦИК России).
Постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8 утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд ( далее- Положение).
Проведение голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года и установление итогов голосования осуществляются с соблюдением требований законодательства о выборах и референдумах (статьи 63.1, 64, 66, 68 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 80.1, 81, 83, 85 Федерального закона № 20-ФЗ) с особенностями, установленными Положением (пункт 1.2).
17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком (пункт 3.3 Положения).
В соответствии с пунктом 4.2. Положения, при осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей в первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования и помещенных в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 3.3 Положения. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка: для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших на дому, - согласно письменным заявлениям о голосовании на дому; для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования, - по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования.
С этой целью список избирателей на время проверки извлекается из места хранения, а по ее окончании убирается обратно в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. При этом не допускается хранение списка избирателей в сейфе, предназначенном для хранения сейф-пакетов. Сохранность списка избирателей обеспечивается в соответствии с разделом 5 Положения (пункт 4.5 Положения).
Пунктом 4.6 Положения установлено, что если после проведенной проверки подтвердится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день голосования, все избирательные бюллетени по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу), находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. По данному факту составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении № 4), который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными в случае, указанном в пункте 4.6 Положения, оглашается и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке избирательных бюллетеней (пункт 4.7 Положения).
Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией закреплен в статье 68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», а также в статье 97 Закона Орловской области от 13.10.2006 № 621-ОЗ (ред. от 07.06.2021) «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов».
Исходя из нормативно- правового регулирования указанного выше, как правило, соотношение строка 2 (число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией) = строка 3 (число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования) + строка 4 (число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования) + строка 5 (число погашенных бюллетеней) + строка 9а (число утраченных бюллетеней) - строка 9б (число бюллетеней, не учтенных при получении). Если контрольные соотношения выполняются, в строках 9а и 9б протокола проставляется цифра «0». Если контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.
В соответствии с пунктом 3.6 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов с использованием Государственной автоматизированной системы Российской «Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 17.08.2021. № 151/1012-6, если в результате дополнительного подсчета по строкам 2,3,4 и 5 протокола контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола: в строку 9а (число утраченных бюллетеней) и строку 9б (число бюллетеней, не учтенных при получении).
В частности, если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, вносится в строку 9а, при этом в строке 9б проставляется цифра «0».
Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 9б, при этом в строке 9а проставляется цифра «0».
В силу пункта 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Согласно пункту 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Подпункт «е» п. 2 данной статьи Закона позволяет суду отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла «О формировании Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 79» № 32/122 от 05.06.2018 была сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 79 со сроком полномочий пять лет в количестве 12 членов с правом решающего голоса.
Решениями Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла от 16.08.2019, 22.08.2019, 21.03.2020, 28.08.2020, 21.05.2021, 26.08.2021 были внесены изменения в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка №79.
Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 назначена ФИО7
Итоги голосования по избирательному участку №79 были отражены в протоколах участковой избирательной комиссии № 1 и №2.
Как следует из протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №7, избирательный участок №79 число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1399 (строка 1); число бюллетеней, полученных участковой комиссией -910 (строка 2); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 315; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 436 (строка 3); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 34 (строка 4); число погашенных бюллетеней – 440 (строка 5); число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 34 (строка 6); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 436 (строка 7); число недействительных бюллетеней – 142 (строка 8); число действительных бюллетеней – 328 (строка 9); число утраченных бюллетеней – 8 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 8 (строка 9б). Согласно указанного протокола за кандидата ФИО14 проголосовало 103 избирателя; за кандидата ФИО15 проголосовало 46 избирателей; за кандидата ФИО16 проголосовало 123 избирателя; за кандидата П.В.Н. проголосовало 56 избирателей.
Число утраченных бюллетеней – 8 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 8 (строка 9б) (т.1 л.д.108).
Из протокола № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу избирательного участка №79 следует, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1399 (строка 1); число бюллетеней, полученных участковой комиссией – 910 (строка 2); число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 692 (строка 3); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 34 (строка 4); число погашенных бюллетеней– 184 (строка 5); число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 34 (строка 6); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 692 (строка 7); число недействительных бюллетеней – 157 (строка 8); число действительных бюллетеней – 569 (строка 9); число утраченных бюллетеней – 5 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 5 (строка 9б).
За избирательное объединение Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проголосовало 171 избирателей; за избирательное объединение Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России проголосовало 70 избирателей; за избирательное объединение Всероссийская политическая партия «Партия РОСТА»- 8 избирателей; за политическую партию «Новые люди» - 54 избирателя; за политическую партию «Российская экологическая партия «ЗЕЛЕНЫЕ»- 16 избирателей; за Социалистическую политическую партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ- 66 избирателей; за политическую партию «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»- 31 избиратель; за Политическую партию «Коммунистическая партия Российской Федерации» проголосовало 153 избирателя.
Число утраченных бюллетеней – 5 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 5 (строка 9б) (т.1 л.д.109).
Проверяя доводы административных истцов, ссылавшихся на существенные нарушения, имевшие место в ходе голосования и подсчета голосов на избирательном участке №79, не позволившие с достоверностью определить действительную волю избирателей, судом установлено следующее.
20.09.2021 в 03 часа 00 минут участковой избирательной комиссией №79 был составлен акт, согласно которому на основании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 все избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета созыва 2021-2026 годов в количестве 31 штук, находившиеся в сейф-пакете №79879823 признаны недействительными в соответствии с пунктом 4.6 Положения об особенностях голосования, утвержденного постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8, в связи с тем, что при подсчете избирательных бюллетеней извлеченных из сейф-пакета обнаружено на один больше, чем число бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика для голосования и сейф-пакета от 18.09.2021 (т. л.д.222).
20.09.2021 в 04 часа 10 минут составлен акт, согласно которому на основании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 все избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета созыва 2021-2026 годов в количестве 211 штук, находившиеся в сейф-пакете №80103976 признаны недействительными в соответствии с пунктом 4.6 Положения об особенностях голосования, утвержденного постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8, в связи с тем, что при подсчете избирательных бюллетеней извлеченных из сейф-пакета, обнаружено на два больше, чем число бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика для голосования и сейф-пакета от 18.09.2021 (т.1 л.д.225).
Все избирательные бюллетени из вышеуказанных сейф-пакетов были признаны недействительными, данные занесены в итоговый протокол №1 и №2 участковой избирательной комиссии, что подтвердила в суде первой инстанции председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 ФИО7
Согласно акту участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 от 19.09.2021 в 21 час 53 минуты, при подсчете числа избирательных бюллетеней сумма бюллетеней для голосования по областному избирательному округу, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, а также количество погашенных бюллетеней составило 915 штук, что не соответствует числу избирательных бюллетеней, выданных по акту от 14.09.2021 передачи избирательных бюллетеней для голосования 910 бюллетеней; по одномандатному избирательному округу число избирательных бюллетеней сумма бюллетеней для голосования по областному избирательному округу, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, а также количество погашенных бюллетеней составило 903 штуки, что не соответствует числу избирательных бюллетеней, выданных по акту от 14.09.2021 передачи избирательных бюллетеней для голосования 910 бюллетеней (т.2 л.д.25).
Допрошенная судом первой инстанции председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 ФИО7 пояснила, что после первого подсчета по спискам действительно получались такие цифры, в связи с чем, по требованию членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата и от политической партии «Справедливая Россия-Патриоты-За правду» был составлен акт. Однако, при дальнейшем подсчете и пересчете, указанные цифры не подтвердились, все контрольные соотношения сходились, количество бюллетеней, выданных избирателям и количество бюллетеней, переданных в избирательную комиссию, составляло 910, не было ни утраченных, ни не учтенных бюллетеней. Отображение в протоколе №1 в строках 9а и 9б по 8 бюллетеней и в протоколе №2 в строке 9а и 9б по 5 бюллетеней, является технической (механической) ошибкой (т.1 л.д.119об.-122).
Из видеозаписи, представленной представителями административных истцов, которая была исследована судом первой инстанции, следует, что у присутствовавших при подсчете голосов членов комиссии имелась возможность для наблюдения за работой участковой избирательной комиссии, подсчетом голосов (т.2 л.д.2).
Вместе с тем, судом также установлено, что в помещении избирательного участка №79 в соответствии с постановлением ЦИК России от 14.07.2021 №20/169-8 применялись средства видеонаблюдения, в зоне видимости которых находились, в том числе места, где осуществлялась работа со списками избирателей, места выдачи избирателям избирательных бюллетеней, стационарные и переносные ящики для голосования, места перемещения бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты, сейф, где хранились сейф-пакеты с бюллетенями проголосовавших избирателей, место подсчета голосов избирателей по бюллетеням, извлеченным из сейф-пакетов.
При этом, фактов нарушения избирательного законодательства, выразившихся в незаконном проникновении в помещение, в котором хранились избирательные бюллетени, незаконного вскрытия сейфов с избирательными бюллетенями и сейф-пакетами, равно как и фактов выдачи избирательных бюллетеней без предъявления избирателем паспорта гражданина или документа, его заменяющего, не выявлено.
Не представлено административными истцами и доказательств того, что итоги голосования, озвученные при подсчете голосов, отличаются от итогов, отраженных в протоколах участковой избирательной комиссии.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что данные, внесенные в протокол № 1 и протокол № 2, получены по итогам подсчета голосов избирателей, проведенного членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 79 с правом решающего голоса в соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд, утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01.07.2021 № 13/103-8, действия участковой избирательной комиссии соответствуют приведенным положениям закона, каких-либо доказательств нарушения порядка голосования и установления итогов голосования на избирательном участке №79, которые бы не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, материалы дела не содержат, в связи с чем обжалуемыми решениями права и законные интересы административных истцов не нарушены.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15.01.2002 №1-П и от 11.06.2002 № 10-П, отмена итогов голосования, результатов выборов должна быть связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые, тем самым, привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.
Следовательно, нарушение отдельных избирательных процедур само по себе не может повлечь отмену решения избирательной комиссии, если оно не повлекло серьезных неустранимых последствий. Суд должен установить не только сам факт нарушения избирательного законодательства в ходе избирательной кампании, но и то, что выявленное нарушение не позволяет с достоверностью определить действительную волю избирателей.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение правильность обжалуемого решения суда, поскольку каких-либо нарушений избирательного процесса, которые не позволили с достоверностью определить действительную волю избирателей, при рассмотрении дела не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были неправильно изложены показания свидетеля ФИО9, необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании списков избирателей и погашенных избирательных бюллетеней, по сути, направлены на переоценку доказательств по делу, произведенной судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 29 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов П.В.Н., Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области – З.О.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи