дело № 2-526/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2015 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Моор Ю.Э.
при секретаре Кривошееве В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Мотыгинского района Тварадзе Л.А. в защиту интересов Шафиева З.А-О. к Муниципальному бюджетному учреждению «Мотыгинский драматический театр» о взыскании недоначисленной заработной платы за апрель, май 2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Мотыгинского района обратилась в суд в интересах Шафиева З.А-О. к ответчику о взыскании недополученной заработной платы за апрель, май 2015 года.
В обоснование исковых требований указала, что Шафиев З. А-О. работает в качестве сторожа в МБУ «Мотыгинский районный драматический театр» его заработная плата составляет менее № рублей в месяц за апрель, май 2015 года с учетом НДФЛ, т.е. начислена ниже минимального размера оплаты труда, недоначисленная заработная плата составляет за испрашиваемый период 2015 года в размере № рублей № копеек.
Просит взыскать с МБУ «Мотыгинский районный драматический театр» в пользу Шафиева З.А-О. недоначисленную заработную плату за апрель, май 2015 года в сумме № рублей № копеек.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Ахтамьянова Г.Р. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании истец Шафиев З.А-О. на удовлетворении заявленных требований настаивал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика директор МБУ «Мотыгинский районный драматический театр» Зайцева Е.В. в зал суда не явилась, просила рассмотреть дело без их участия, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц Муниципального учреждения «Управление культуры администрации Мотыгинского района», Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали.
Суд, считает возможным рассмотреть дело без явки указанных лиц, исследовав материалы дела, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Как следует из материалов дела Шафиев З.А-О. работает в должности сторожа в МБУ «Мотыгинский районный драматический театр» с 13.08.2014 года по настоящее время (л.д.11-14).
Согласно расчетных листков о заработной плате истца и расчета недоначисленной заработной платы, его размер заработной платы по основной должности без учета районного коэффициента и северной надбавки составлял менее минимального размера оплаты труда (л.д. 7,8).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2015 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 965 рублей в месяц.
Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истицы не может быть менее № рублей № копеек (№ руб. x 1,8 = № руб. № коп.) в 2015 году.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, общее начисление ежемесячной заработной платы истца за апрель, май 2015 составляет менее минимального размера оплаты труда за апрель 2015 года – № рублей № копеек, за май 2015 года - № рублей № копеек (л.д.15).
С учетом изложенного, бесспорному взысканию с ответчика МБУ «Мотыгинский районный драматический театр» подлежит взысканию в пользу истца недоначисленная заработная плата за апрель 2015 года – № рублей № копеек, за май 2015 года – № рублей № копеек, а всего в размере № рублей № копеек.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ и п.п.1 и 3 п.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика МБУ «Мотыгинский районный драматический театр» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Мотыгинского района в интересах Шафиева З.А-О. – удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Мотыгинский районный драматический театр» в пользу Шафиева З.А-О. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за апрель 2015 года - № рублей № копеек, за май 2015 года - № рублей № копеек, а всего в размере № (<данные изъяты>) рублей № копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Мотыгинский районный драматический театр» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Э. Моор