Дело №2-148/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 01 октября 2020 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,
при секретаре Недбайловой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мусаев С.М. олгы Мусса оглы к администрации <адрес>, и.о. руководителя МКУ «Управзем» Саакян А.Ю., Куделькин В.Ю., Кашигина Е.В., Шорохова Ю.В., ПАО «МРСК Сибири», Исрафилов Р.И., Петрухина С.Ю., администрации Элитовского сельсовета <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности образовать земельный участок, признании права собственности, сносе самовольного ограждения,
УСТАНОВИЛ:
Мусаев С.М. олгы оглы обратился в суд с иском к администрации <адрес>, и.о. руководителя МКУ «Управзем» Саакян А.Ю., Куделькин В.Ю., Кашигина Е.В., Шорохова Ю.В., ПАО «МРСК Сибири», Исрафилов Р.И., Петрухина С.Ю., администрации Элитовского сельсовета <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности образовать земельный участок, признании права собственности, сносе самовольного строения.
Требования мотивирует тем, что решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> в порядке ст. 39.15 ЗК РФ возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мусаев С.М. олгы от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Решением МКУ «Управзем» № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в утверждении схемы расположения земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с указанием правообладателя данного земельного участка с лице Исрафилов Р.И. Считает указанное решение незаконным, поскольку ответчиком в лице администрации <адрес> не представлено доказательств о возможно образовать самостоятельный земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. из земельного участка с кадастровым номером №. Просит, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным решение и.о. руководителя МКУ «Управзем» № от ДД.ММ.ГГГГ; образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером № в каталоге координат, определенной схемой расположения земельного участка, признать за Мусаев С.М. олгы оглы право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м.; обязать Куделькин В.Ю., Шорохова Ю.В. снести ограждения в виде забора в части пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером №.
В судебное заседание Мусаев С.М. олгы оглы не явился, был извещен надлежащим образом. Его представитель ФИО13 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному. Дополнительно суду пояснила, что просит образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером № земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. в том каталоге координат, который установит администрация <адрес>.
В судебное заседание и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» Саакян А.Ю. не явился, был извещен.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации <адрес>, третьего лица МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО10 (действующая по доверенностям) пояснила, что действительно путем раздела земельного участка с кадастровым номером № возможно образовать земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. При этом возражала против требований истца в части признания права собственности на земельный участок, поскольку соответствующий порядок предоставления многодетному гражданину земельного участка определен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в <адрес>". Так в случае удовлетворения судом требований истца о признании права собственности на земельный участок будут нарушены права других многодетных граждан.
В судебном заседании ответчики Куделькин В.Ю., Шорохова Ю.В. возражали против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснили, что действительно возведенные ими строения в виде забора, которые пересекают земельный участок с кадастровым номером № возведены в границах принадлежащих им земельных участков не по сведением ГКН. Однако в настоящее время в администрации <адрес> рассматривается заявление ФИО11 о перераспределении принадлежащего ему земельного участка, с целью увеличения его площади. Ответ до настоящего времени не получен.
В судебное заседание не явились ответчики Кашигина Е.В., ПАО «МРСК Сибири», Исрафилов Р.И. Р.И., Петрухина С.Ю., представитель администрации Элитовского сельсовета <адрес>, представители ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, были извещены. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно, статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирована нормой, содержащимися в статье 39.15 ЗК РФ, а именно п. 17 которым решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно, п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> в порядке ст. 39.15 ЗК РФ возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мусаев С.М. олгы от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решением МКУ «Управзем» № от ДД.ММ.ГГГГ Мусаев С.М. олгы отказано в утверждении схемы расположения земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с указанием правообладателя данного земельного участка в лице Исрафилов Р.И.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывал на то, что вышеуказанное решение является незаконным, поскольку ответчиком в лице администрации <адрес> не представлено доказательств того, что невозможно образовать самостоятельный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. из земельного участка с кадастровым номером №.
Определением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначено проведение комплексной землеустроительной экспертизы.
Согласно заключению ООО «Кадастровый центр «Альтернатива», земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. относится к категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Площадь испрашиваемого истцом к образованию земельного участка соответствует требованиям к минимальным и максимальным размерам земельных участков установленных законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Установлена возможность проведения кадастровых работ по образованию земельного участка Мусаев С.М. олгы оглы с условным номером № путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером № с учетом решения Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (образование земельного участка Исрафилов Р.И.о. (л.д. 60-68). В том числе образование испрашиваемого земельного участка возможно с учетом фактического местоположения деревянной опоры ЛЭП и выделения ее в самостоятельный земельный участок с видом разрешенного использования «предоставление коммунальных услуг, код -3.1.1».
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из заключения эксперта, на испрашиваемом истцом земельном участке располагается деревянная опора ЛЭП, а также ограждения в виде забора в части пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером №.
Положения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 160 (далее - Правила), не устанавливают безусловный запрет на строительство в охранной зоне. Согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений запрещаются только без письменного решения сетевых организаций о согласовании.
Таким образом, нахождение на испрашиваемом истцом земельном участке линии электропередач не исключает возможность образования истцу земельного участка.
Не является препятствием для предварительного согласования предоставления земельного участка и нахождение на земельном участке самовольно возведенного строения, металлического ограждения.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 55.32 ГрК РФ).
При указанных обстоятельствах, у администрации <адрес> отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в формировании спорного земельного участка.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что решение и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» Саакян А.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. В качестве восстановительной меры, суд считает возможным возложить на администрацию <адрес> обязанность образовать Мусаев С.М. олгы оглы земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. При этом суд учитывает позицию представителя истца, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность образовать земельный участок в том каталоге координат, который последний посчитает приемлемым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 указанного Кодекса граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Соответствующий порядок предоставления многодетному гражданину земельного участка определен Законом Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
В силу п.1 ст. 29.1 Закона Красноярского края Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, информация о котором размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в статье 29.7 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 45 дней принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю в случае, если в течение 30 дней со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении этого земельного участка от многодетных граждан не поступили (ст. 29.1 ЗКК от 04.12.2008 г. N 7-2542).
В случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, информация о котором размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в статье 29.7 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 45 дней принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю в случае, если в течение 30 дней со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении этого земельного участка от многодетных граждан не поступили (п.1 ст. 29.3).
Согласно ч.1 ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу п.4 ст. 29.4 Закона Красноярского края Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости на испрашиваемый земельный участок принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
В соответствии с п.5 ст. 29.4 Закона Красноярского края Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", в случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет, предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 настоящего Закона.
Статьей 29.5 Закона Красноярского края о земельных отношениях определено, что при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 Закона Красноярского края о земельных отношениях, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Формирование земельных участков в целях последующего предоставления в собственность бесплатно многодетным гражданам, осуществляется уполномоченным органом за счет средств соответствующего бюджета. При этом, земельные участки, сформированные в целях последующего предоставления в собственность бесплатно гражданам включаются в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно. Перечень земельных участков формируется уполномоченным органом, в который включаются все свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства. В перечне земельных участков содержатся сведения о земельных участках, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, включая местоположение (адрес), кадастровый номер, площадь и вид разрешенного использования земельного участка. При этом, согласно Закону Красноярского края о земельных отношениях, перечень земельных участков подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте уполномоченного органа. Указанная информация подлежит обновлению по мере включения в перечень новых земельных участков.
Таким образом, орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 Закона Красноярского края о земельных отношениях, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части признания за Мусаев С.М. олгы оглы право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №, поскольку испрашиваемый участок не поставлен на кадастровый учет, органом местного самоуправления не исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории <адрес>.
Поскольку истец Мусаев С.М. олгы не является собственником либо законным владельцем земельного участка, на котором возведено самовольное строение, его распорядителем является администрация <адрес>, которая требований о сносе самовольных построек не заявляла, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на Куделькин В.Ю. и Шорохова Ю.В. обязанности снести ограждения в виде забора в части пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером №
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мусаева Мусаев С.М. олгы удовлетворить частично.
Признать незаконным решение и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» Саакян А.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность образовать ФИО17 земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
В удовлетворении требований Мусаев С.М. олгы о признании права собственности, сносе самовольного ограждения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева