Дело № 2-467/2013 |
Мотивированное решение составлено <дата> |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> город Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Марущака С.А.,
при секретаре Розовой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в интересах Ивановой Т.В. к "У" о взыскании недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах Ивановой Т.В. к "У" о взыскании недополученной заработной платы и денежной компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что Иванова Т.В. с <дата> состоит с "У" в трудовых отношениях. По результатам проведённой прокуратурой проверки установлено, что заработная плата в <дата> и <дата> истице выплачивалась с нарушением действующего законодательства. Должностной оклад истицы в указанные месяцы составлял <данные изъяты>, трудовым договором от <дата> ей установлены процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80%, районный коэффициент 50%. Также истице производится доплата до минимального размера заработной платы, установленного в Мурманской области в сумме <данные изъяты>. Вместе с тем заработная плата в субъекте РФ не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, при этом оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок. С <дата> минимальный размер оплаты труда составлял <данные изъяты>, с <дата> составляет <данные изъяты>, в связи с чем, ежемесячная заработная плата истицы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки должна была составлять в <дата> не менее <данные изъяты>, в <дата> не менее <данные изъяты>. Таким образом, Ивановой Т.В. за <дата> и <дата> недоначислена заработная плата на общую сумму <данные изъяты>. Просит суд взыскать с ответчика в пользу Ивановой Т.В. заработную плату за указанный период (с удержанием НДФЛ) в сумме <данные изъяты> и денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник прокурора Кольского района Тила А.А. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, при этом размер компенсации морального вреда оставил на усмотрение суда.
Истец Иванова Т.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора.
Представитель ответчика "У" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве возражал относительно заявленных требований, в иске просил отказать. Указал, что заработная плата в спорный период выплачивалась Ивановой Т.В. в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Мурманской области на <дата> в размере <данные изъяты>, куда входили районный коэффициент и процентная надбавка. Установленный Соглашением минимальный размер заработной платы в Мурманской области является увеличенным по сравнению с минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законом, в связи с чем, доводы истца в исковом заявлении считает не соответствующими трудовому законодательству. Требование о взыскании денежной компенсации морального вреда также полагал не подлежащими удовлетворению, поскольку вины ответчика в причинении истице морального вреда не имеется.
Представитель третьего лица – "Ц" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.
Суд, заслушав помощника прокурора Кольского района Тила А.А., исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст.ст.315-317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
В судебном заседании установлено, что истица Иванова Т.В. состоит в трудовых отношениях с "У" с <дата>, в настоящее время в должности уборщицы. Трудовым договором от <дата> ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>. "У" расположено в Кольском районе Мурманской области, отнесённом к районам Крайнего Севера, где установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 50 процентов. Также истице выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80 процентов.
Как следует из представленных документов, заработная плата истице в спорный период устанавливалась и выплачивалась, исходя из должностного оклада <данные изъяты>, с применением районного коэффициента 50 процентов и надбавки за стаж работы в РКС - 80 процентов. Также истице производилась доплата до минимальной заработной платы в Мурманской области, определённой Соглашением от 29.11.2010, заключённым между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области. В соответствии с данным Соглашением минимальная заработная плата в Мурманской области с 01.01.2012 составляет <данные изъяты>.
Оценивая представленные доказательства, суд находит обоснованными доводы истца о том, что размер выплачивавшейся Ивановой Т.В. в спорный период заработной платы не соответствовал нормам Трудового кодекса РФ.
Федеральным законом от 01.06.2011 № 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.06.2011 установлен в сумме <данные изъяты> в месяц. Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2013 установлен в сумме <данные изъяты> в месяц.
В соответствии с ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ (в ред. от 30.06.2006, от 20.04.2007) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1. Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, в силу главы 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст.130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.1 и ч.2 ст.135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст.148, 315-317 ТК РФ).
Из указанного следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Как следует из материалов дела, размер выплачивавшейся истице в спорный период заработной платы составлял менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, с учетом начисления на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера. Данные действия работодателя не могут быть признаны правомерными. Ссылки ответчика на то, что заработная плата выплачивалась истице в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Мурманской области, суд находит подлежащими отклонению, поскольку они противоречат приведённым выше нормам федерального законодательства и основаны на их ошибочном толковании.
При определении размера задолженности суд исходит из того, что при начислении районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера на установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, заработная плата истицы в <дата> должна была составлять не менее <данные изъяты>, в <дата> – не менее <данные изъяты>
Суд соглашается с расчетом, представленным представителем истца, согласно которому истице недоначислено: за <дата> – <данные изъяты>, за <дата> – <данные изъяты>, всего <данные изъяты>, а за вычетом НДФЛ – <данные изъяты>. Данный расчет произведен бухгалтерией работодателя и лицами, участвующими в деле, не оспаривается. При таких обстоятельствах указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.
Поскольку в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истицы на получение заработной платы в полном объеме, то на основании ст.237 ТК РФ с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда. При определении размера компенсации суд, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, исходит из конкретных обстоятельств дела, учитывает объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, и полагает возможным взыскать компенсацию в сумме <данные изъяты>
В соответствии с ч.1 ст.98 и ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере, установленном подпунктами 1 и 3 п.1 ст.333.19 НК РФ. Вместе с тем, принимая во внимание имущественное положение ответчика, являющегося бюджетным учреждением, суд считает возможным в силу п.2 ст.333.20 НК РФ уменьшить размер государственной пошлины до <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с "У" в пользу Ивановой Т.В. недополученную заработную плату в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>
Взыскать с "У" государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Кольский район в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
Председательствующий – подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>