Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5415/2021 от 14.09.2021

Дело № 2 – 5415/25 – 2021 г.

46RS0030-01-2020-010196-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2021 г.                                г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Болдаревой К.А., с участием:

истца – Дегтяревой Е.Ю.;

представителя истца – Лятифова Р.З.;

представителей ответчика – Ивахненко И.И., Ховалкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску Дегтяревой Елены Юрьевны к Курской таможне о признании отказа в приеме на службу незаконным, принятии на службу и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Дегтярева Е.Ю. обратилась в суд с иском к Курской таможне о признании отказа в приеме на службу незаконным, принятии на службу в таможенные органы и взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. 00 коп.

Свои требования Дегтярева Е.Ю. мотивировала тем, что она проходила государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> с 17.03.2010 года. В связи с проводимыми в Курской таможне оргштатными мероприятиями, 20.07.2020 года она была предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата с 01.10.2020 года. Приказами Курской таможни от 10.09.2020 года к и от 30.09.2020 года к она была уволена 01.10.2020 года с государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В целях перевода ее на таможенную службу 06.04.2020 года ею были поданы документы для приема на службу в таможенных органах, заявление о согласии на проведение специальной проверки, прохождение военноврачебной комиссии (ВВК) и полиграфа. Ее проинформировали о том, что о дате прохождения полиграфа ее уведомят дополнительно. Однако по состоянию на 01.10.2020 года ей в устной форме было отказано в направлении на ВВК и полиграф по тем основаниям, что она не прошла спецпроверку. Ее заявление руководителю Курской таможни от 15.08.2020 года о выдаче заключения о результатах спецпроверки, направления на ВВК, полиграф, было проигнорировано ответчиком. Считает действия ответчика по отношению к ней дискриминационными, немотивированными, нарушающими ст. 64 ТК РФ, а следовательно, незаконными. Установленные ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» ограничения (препятствия) для принятия на службу в таможенные органы у нее отсутствуют. Незаконным отказом в принятии на службу ей причинены нравственные страдания.

В судебном заседании Дегтярева Е.Ю. и ее представитель поддержали исковые требования. Просили признать отказа в приеме Дегтяревой Е.Ю. на службу в таможенные органы Курской области незаконным, обязать ответчика принять Дегтяреву Е.Ю. на службу в таможенные органы и заключить с ней контракт о службе в таможенных органах, а также взыскать с ответчика в пользу Дегтяревой Е.Ю. компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. 00 коп.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, считая их не обоснованными, просили в их удовлетворении отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов, устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.05.2003 года № 58-ФЗ в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

В настоящее время, в таможенных органах РФ учреждено два вида государственной службы: граждане РФ в таможенных органах РФ проходят федеральную государственную гражданскую службу на основании Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также службу в таможенных органах РФ на основании Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», относящуюся к иным видам государственной службы.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является, особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1).

Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (ст. 2).

Дегтярева Е.Ю с 17.03.2010 года проходила государственную гражданскую службу, в том числе, на должностях <данные изъяты>.

В соответствии с приказами Центрального таможенного управления от 18.06.2020 года «Об организационно-штатных мероприятиях» от 17.07.2020 года «О внесении изменений в приказ Управления от 18.06.2020 года » и приказами Курской таможни от 16.09.2020 года «О внесении изменений в штатное расписание», от 21.07.2020 года «О внесении изменений в приказ Курской таможни от 19.06.2020 года », замещаемая Дегтяревой Е.Ю. должность главного государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транзитом таможенного поста МАПП Крупец с 01.10.2020 года подлежала сокращению, а истец Дегтярева Е.Ю. - увольнению.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ Дегтярева Е.Ю. 20.07.2020 года была письменно уведомлена о предстоящих организационно-штатных мероприятиях и о сокращении замещаемой ею должности.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ уполномоченными должностными лицами таможни 06.08.2020 года с Дегтяревой Е.Ю. была проведена беседа, в ходе которой она была ознакомлена с имеющимися вакансиями в Курской таможне (вакансии государственной гражданской службы и работников бюджетной сферы). До Дегтяревой Е.Ю. была доведена информация об имеющихся вакансиях государственной гражданской службы в Центральной электронной таможне и в Управлении Федеральной налоговой службы по Курской области. Однако своего согласия занять одну из предложенных вакантных должностей Дегтярева Е.Ю. не выразила.

Приказом руководителя Курской таможни от 01.10.2020 года Дегтярева Е.Ю. была освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ.

В своих доводах Дегтярева Е.Ю. указывает на то, что ответчик незаконно отказал ей в приеме на службу в таможенных органах, нарушив требования Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ и ст. 64 ТК РФ.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 27.07.2004 года № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

По смыслу указанных правовых норм, трудовое законодательство применяется к правоотношениям, возникшим при прохождении службы лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативно-правовыми актами. Трудовой кодекс Российской Федерации в данном случае подлежит применению в части, не урегулированной специальным законодательством.

В данном случае порядок и основания поступления на службу, прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ, гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет: 1) личное заявление; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке; 4) документы об образовании и о квалификации; 5) медицинское заключение о состоянии здоровья; 6) автобиографию; 7) данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ, при поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в п. 3 ст. 6 Закона № 114-ФЗ подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом. При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствовавшего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

То есть законодателем установлен четкий порядок проведения проверки сведений и документов, указанных в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ - проверка проводится только после подачи всех документов, перечисленных в п. 3 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ.

Из объяснений Дегтяревой Е.Ю. и материалов дела следует, что 16.09.2020 года в Курскую таможню поступило ее заявление от 15.08.2020 года по вопросу ознакомления ее с материалами спецпроверки, в случае неподтверждения факта непрохождения ею спецпроверки просила выдать направление на полиграф.

Письмом от 09.10.2020 года (исх. /Д-35) начальник Курской таможни сообщил Дегтяревой Е.Ю. об отсутствии целесообразности рассмотрения ее кандидатуры для приема на службу в таможенные органы Российской Федерации. Также ей были разъяснены условия поступления на службу в таможенные органы, урегулированные главой II (ст. 6 - 11) Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ, а также то, что законодательно установленный порядок поступления на службу в таможенные органы предполагает добровольное волеизъявление обеих сторон контракта о службе в таможенных органах, то есть начальника таможенного органа и гражданина.

В то же время, судом установлено и подтверждено материалами дела, что Дегтярева Е.Ю. документы и сведения о себе, перечисленные в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ в Курскую таможню не представляла, заявление о приеме на службу не подавала.

Согласно служебной записке отдела государственной службы и кадров таможни от 26.11.2020 года в отдел государственной службы и кадров документы для оформления на службу в таможенные органы, указанные в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ, от Дегтяревой Е.Ю. не поступали. В отношении Дегтяревой Е.Ю. процедура оформления на службу в таможенные органы Российской Федерации по срочному контракту в качестве должностного лица категории «сотрудники» в 2020 году не проводилась.

В своих объяснениях в судебном заседании сама Дегтярева Е.Ю. пояснила, что 06.04.2020 года на имя начальника Курской таможни ею было подано согласие на проведение спецпроверки, заявления о приеме на службу она не подавала.

Однако, согласие на проведение спецпроверки, не является заявлением о приеме на службу и при этом не требуется при подаче документов, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ, в связи с чем правового значения для разрешения возникшего спора не имеет.

Доводы Дегтяревой Е.Ю. и ее представителя о том, что у ответчика в кадровом подразделении имелись все документы, необходимые для принятия истца на службу в таможенные органы, не, свидетельствует о незаконности действий ответчика, поскольку это не освобождало Дегтяреву Е.Ю. от обязанности по представлению заявления и пакета документов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 114-ФЗ.

Учитывая, что начальником таможни, в виду отсутствия заявления Дегтяревой Е.Ю. о приеме на службу в таможенные органы, решение о ее приеме на службу или отказе в приеме на службу не принималось, у Курской таможни отсутствовала обязанность информировать Дегтяреву Е.Ю. в порядке п. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.07,1997 года № 114-ФЗ (об отказе в приеме на службу в таможенные органы при установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы).

Отсутствие указания в письме руководителя Курской таможни от 09.10.2020 года мотивов, по которым руководитель таможенного органа счел нецелесообразным рассмотрение кандидатуры Дегтяревой Е.Ю. для принятия ее на таможенную службу, не свидетельствует о незаконности действий ответчика, не предложившего ей заключить контракт о службе в таможенных органах, так как при отсутствии заявления Дегтяревой Е.Ю. о приеме на службу в таможенных органах такой обязанности у руководителя Курской таможни не было.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

То обстоятельство, что Дегтярева Е.Ю. ранее занимала в Курской таможне должность федеральной государственной гражданской службы, не возлагает на руководителя таможенного органа обязанность по обязательному приему Дегтяревой Е.Ю. на службу в таможенные органы. Для заключения контракта о службе в таможенных органах помимо волеизъявления гражданина, требуется согласие начальника соответствующего таможенного органа.

Как усматривается из материалов дела, волеизъявления обеих сторон на заключение контракта о службе в таможенных органах достигнуто не было.

Законодательно установленный порядок поступления на службу в таможенные органы предполагает наличие добровольного волеизъявления обеих сторон контракта о службе в таможенных органах, то есть начальника таможенного органа и гражданина. Заключение контракта о службе в таможенных органах с сотрудником является правом руководителя таможенного органа, а не его обязанностью. Работодатель вправе самостоятельно под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения и заключать контракт с конкретным лицом.

Конституция Российской Федерации признает право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37, часть 1), что не означает, однако, обязанности кого бы то ни было предоставить гражданину определенную должность или конкретную работу. Свобода труда проявляется, прежде всего, в его договорном характере, и вопрос о работе лица по определенной профессии, специальности, квалификации или должности решается именно в рамках трудового договора. Эта свобода, вместе с тем, предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими лицами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения (Постановления Конституционного Суда российской Федерации от 27.12.1999 года № 19-П, 15.03.2005 года № 3-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 года № 263-0).

Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, а именно то, что Дегтярева Е.Ю. в установленном порядке не подавала заявление о приеме на службу, суд приходит к выводу, что исковые требования Дегтяревой Е.Ю. являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении требований Дегтяревой Елены Юрьевны к Курской таможне о признании отказа в приеме на службу незаконным, принятии на службу и взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    А.А. Гармашов

2-5415/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дегтярева Елена Юрьевна
Ответчики
Курская таможня
Другие
Лятифов Р.З.
Суд
Ленинский районный суд г. Курска
Судья
Гармашов Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
lensud--krs.sudrf.ru
14.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2022Дело оформлено
15.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее