Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1093/2017 ~ М-705/2017 от 30.03.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2017 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Волковской М.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления, и предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, в котором просит:

признать незаконным отказ администрации <адрес> в лице комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и обязать администрацию <адрес> предоставить земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 448 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: в районе жилого <адрес> <адрес>, собственность ФИО1 за плату без проведения торгов.

В обоснование заявленных исковых требований истцом указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ФИО1 был заключен Договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> для целей, не связанных со строительством.

На основании указанного договора аренды ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 448 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: в районе жилого <адрес> по переулку Интернациональному, в квартале 18. с целевым назначением земельного участка - под огород без права капитального строительства.

Указано, что данный земельный участок находится частично в оползневой зоне, примыкает к земельному участку с кадастровым номером из земель населенных пунктов под ИЖС, расположенному по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящемуся в собственности ФИО1 Оползневая зона не укрепляется, постоянно увеличивается и без принятия соответствующих мер, она может затронуть в дальнейшем и земельный участок, на котором расположен жилой дом административного истца.

09.02.2017г. ФИО1 обратилась с заявлением в Администрацию <адрес> о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

В ответ на данное заявление Администрация <адрес> в лице комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ. сообщила об отказе в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов в связи с отсутствием соответствующей нормы действующего законодательства.

С указанным решением ФИО1 не согласна по следующим основаниям.

Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи продажи земельных: участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

Так, в соответствие с п.п. 10 п. 2 указанной статьи без проведения торгов осуществляется продажа гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства.

Огородничество и садоводство являются близкими по сути понятиями, практически одинаковыми по содержанию, что также подтверждается Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540.

Согласно установленной классификации видов разрешенного использования (коды 13.1, 13.2) и описания данных видов (в редакции с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ):

Ведение огородничества - Осуществление деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля: размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции;

Ведение садоводства - Осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений.

Считает, что ссылка Администрации <адрес> на отсутствие нормы действующего законодательства предусматривающей предоставление земельного участка в собственность граждан без проведения торгов с видом разрешенного использования под огород является надуманной, отказ в предоставлении земельного участка ФИО1 произведен по формальным основаниям.

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что документами, подтверждающими право заявителя на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов и прилагаемыми к заявлению гражданина о приобретении прав на земельный участок в соответствие с п.п. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, являются - Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке и Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.

Вышеуказанные документы были приложены к заявлению ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка за плату.

Таким образом, полагает, что отказ в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка, находящегося в аренде, не обоснован, не соответствует действующему законодательству.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суду подведомственны исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату в порядке ч. 2 ст. 224 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> (далее также – КУМИ <адрес>). Данное определение суда занесено в протокол судебного заседания (л.д. 20-23).

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные ею исковые требования и настаивала на их удовлетворении. Ссылалась на то, что земля на спорном участке «сползает», из-за чего она посадила растительность, корни которой держат землю.

Представитель истца в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные требования истца ФИО1, просила их удовлетворить. Полагала, что отказ носит формальный характер. Полагала, что садоводничество и огородничество предполагает ведение личного подсобного хозяйства. Ссылалась на то, что для того, чтобы участок не разрушился из-за оползневых процессов, его нужно укреплять, им нужно заниматься. Полагала, что право аренды не позволяет осуществлять деятельность по сохранению участка.

Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая основании оспариваемого отказа законными и обоснованными. Ссылалась на положения п.п. 3, 10 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Ссылалась на то, что огородничество и садоводство – это разные понятия.

Представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании просила вынести решение в рамках действующего законодательства.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.

Истцом фактически заявлен спор о праве на покупку земельного участка в собственность без проведения торгов.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Судом установлено, истец ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверен ФИО7 нотариусом первой <адрес> госконторой <адрес>, № в реестре , является собственником земельного участка, площадью 400 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО1 и КУМИ <адрес> заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> для целей, не связанных со строительством (л.д. 9).

Согласно указанному договору ФИО1 в аренду без права капитального строительства предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 448 кв.м., расположенный по адресу: в районе жилого <адрес> <адрес>. Целевое назначение: под огород без права капитального строительства. Срок аренды установлен на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о продаже ей без проведения торгов в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером .

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ , за подписью первого заместителя руководителя КУМИ <адрес> ФИО8 ФИО1 отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов указанного земельного участка с кадастровым номером

Оспариваемый отказ мотивирован тем, что п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ не предусмотрено предоставление в собственность граждан без проведения торгов земельных участков под огород.

Давая оценку законности и обоснованности оспариваемого решения органа местного самоуправления, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 1.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом <адрес>, утвержденным решением <адрес> городской Думы от 25.02.2015г. , комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> (далее также – КУМИ <адрес>) является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования <адрес> края, наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом в пределах своей компетенции, находящимся в муниципальной собственности <адрес>, а также объектами земельных отношений, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования <адрес> края.

Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов установлены ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа:

1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;

1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;

3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;

4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;

5) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;

6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;

8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, действительно, п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, в том числе и его п.п. 10 не предполагает возможность продажи гражданам без проведения торгов земельных участков под огород.

При этом по смыслу п.п. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ ведение садоводства является самостоятельным основанием предоставления земельного участка гражданам. Как и другим самостоятельным основанием является ведение личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Понятия: «ведение садоводства» и «ведение личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта», не являются тождественными.

Закон не содержит указаний на то, что ведение личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта или ведение садоводства предполагают использование земельного участка под огород.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014г. N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (в редакции от 30.09.2015г.) садоводство и огородничество являются разными видами разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, являются необоснованными и подлежат отклонению доводы иска о том, что садоводство и огородничество являются одинаковыми понятиями.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела и приведенных норм земельного законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом решение органа местного самоуправления принято уполномоченным на то органом в пределах своей компетенции, обосновано и основано на законе.

Оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО1 о признании незаконным отказа администрации <адрес> в лице комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и обязании администрации <адрес> предоставить земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 448 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: в районе жилого <адрес> <адрес>, в собственность ФИО1 за плату без проведения торгов – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Волковская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1093/2017 ~ М-705/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кувалдина Татьяна Владимировна
Ответчики
Администрация г. Ставрополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Волковская Марина Викторовна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--stv.sudrf.ru
30.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2017Передача материалов судье
04.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2017Предварительное судебное заседание
24.04.2017Судебное заседание
04.05.2017Судебное заседание
22.05.2017Судебное заседание
24.05.2017Судебное заседание
29.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2018Дело оформлено
21.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее