<номер>
25RS0<номер>-55
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<дата> 2022 года <адрес> края
Артемовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кургак О.В.,
при помощнике судьи ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 о признании права собственности на земельный участок,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, урочище «<адрес>1», участок <номер>. В обоснование заявленного требования ФИО2 указала, что ее сын ФИО5 приобрел земельный участок в 2000 году у ФИО1, который передал ему лично свидетельство на право собственности на земельный участок. Однако необходимые документы для оформления в собственность земельного участка передано не было. В том же 2000 году ее сын был принят в члены с<адрес>» и ему выдана членская книжка. Тогда же в 2000 году ее сын передал спорный земельный участок в пользование ей. С указанного момента, то есть с 2000 года истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет участком, на протяжении 21 года пользуется земельным участком фактически как своим собственным, несет бремя его содержания, что подтверждается справкой от садоводческого товарищества «<адрес>». Просила суд признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу ориентира: <адрес>, урочище «<адрес>», с кадастровым номером: <номер>
В судебном заседании истец ФИО2, ее представитель ФИО6 по устному ходатайству поддержали заявленные исковые требования. Пояснили об открытом, добросовестном и непрерывном владении заявленным участком более 15 лет.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по известному месту жительства, судебные извещения возвращены в суд за истечением срока хранения и неявки адресата.
Частью 1 ст.35 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с ч.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер> «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации», статья 165.1 Гражданского кодекса РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, суд известил ответчика о времени и месте судебного заседания по имеющему в материалах дела адресу в установленном законом порядке и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица <адрес>» ФИО7 в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что истец длительное время пользуется земельным участком, обрабатывает его.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что указанный земельный участок приобрел у отчима ФИО1 в 2000 году за 15 000 руб., однако договор купли-продажи оставлен не был. В этом же году предал земельный участок в пользование матери, которая на протяжении длительного времени использует его, обрабатывает, занимается посадками.
Выслушав истца, ее представителя, представителя <адрес> свидетеля ФИО5, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 48-П для приобретательной давности правообразующее значение имеет, прежде всего, не отдельное событие, состоявшееся однажды (как завладение вещью), а добросовестное длительное открытое владение, когда владелец вещи ведет себя как собственник.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
При этом право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <номер> и Пленума Высшего Арбитражного Суда <номер> от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу части 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение может иметь место только при совокупности следующих обстоятельств: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункту 19 указанного Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Согласно части 3 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 Гражданского кодекса РФ, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя (ч.4 ст.234 ГК РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 1 статьи 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации <адрес>ёма от <дата> <номер> «Об отводе земельных участков под коллективные сады, огороды, крестьянские хозяйства и другие цели» за работниками производственного объединения «<адрес>» <адрес> закреплен в коллективно-долевую собственность земельный участок площадью 75,0 га в районе урочища «<адрес> выделенный ранее для организации садоводческого товарищества «<адрес>
<дата> ФИО1 выдано свидетельство на право собственности на землю, на земельный участок по адресу <адрес>, урочище «<адрес> участок <номер>, площадью 1000 кв. м. для ведения садово-огородного хозяйства.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата> в отношении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, урочище «<адрес> участок <номер>, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, <дата> ему присвоен кадастровый <номер>.
Сведения о правах на указанный объект недвижимости отсутствует.
Как следует из иска, в 2000 году сын ФИО2 – ФИО5 приобрел указанный земельный участок по адресу <адрес>, урочище «<адрес>», участок <номер>, площадью 1000 кв. м. у ФИО1 однако необходимые документы для оформления права собственности не переданы. Претензий к покупателю не имеется. Свидетельство на право собственности на землю передано лично ФИО5.
Впоследствии в этом же году сын истца передал указанный земельный участок в пользование ФИО2, которая с 2000 года до настоящего времени пользуется указанным земельный участком, использует его по назначению, однако государственная регистрация прав на земельный участок не производилась.
Согласно представленным спискам, ФИО2 является членом <адрес>
Из представленной справки от <дата> председателя правления <адрес> 2010 года ФИО2 является владельцем участка <номер>, использует земельный участок, оплачивает членские взносы и иные взносы, задолженности не имеет.
Как пояснила истец ФИО2 в справке <адрес> указано, что истец владеет земельным участком с 2010 года, поскольку, ранее выданная членская книжка была полностью заполнена, в связи с чем в 2010 году был выдан «<адрес>», указанные обстоятельства не оспаривались и председателем <адрес>» в судебном заседании.
Таким образом, ФИО2 использует земельный участок на протяжении более 15 лет, владение земельным участком осуществляется ею открыто, как своим собственным. В течение всего периода владения какое-либо лицо не предъявляло своих прав в отношении заявленного земельного участка.
Статьей 2 Закона РФ от <дата> <номер> «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» действовавшего на дату передачи истцу спорного участка, установлено, что продажа земельного участка для целей, указанных в статье 1 названного Закона, производится его собственником самостоятельно путем договора с покупателем либо с помощью районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству путем проведения в установленном порядке конкурса или аукциона.
Договор купли-продажи земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков», устанавливалось, что сделка по купле-продаже участка совершается собственником, выступающим в роли продавца, и покупателем или уполномоченными ими лицами с оформлением договора купли-продажи (купчей) (п.2). Право собственности на земельный участок переходит от продавца к покупателю с момента регистрации районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству нотариально удостоверенной купчей. Право собственности покупателя на землю регистрируется местной администрацией, при этом документ, удостоверяющий право собственности продавца на участок, утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения, а покупателю участка выдается документ, удостоверяющий право собственности на купленный участок (п.7).
Таким образом, материалами рассматриваемого дела не подтверждается факт перехода права собственности на земельный участок по договору купли-продажи между истцом и ответчиком.
Вместе с тем, из представленных по делу письменных доказательств, объяснения истца, представителя третьего лица СНТ «<адрес> свидетеля ФИО5, следует, что истец с 2000 года, то есть более 15 лет, владеет спорным земельным участком на условиях добросовестности, открытости и непрерывности, как и правоустанавливающими документами на него, несет расходы по содержанию земельного участка, иные лица о правах на данный земельный участок в течение всего времени владения им истцом не заявляли
Рассматривая вопрос о добросовестности владения, суд также принимает во внимание то, что о применении положений статьи 234 Гражданского кодекса РФ можно говорить, в частности, когда собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом установлена совокупность условий признания права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности, в том числе, указывающих на отказ титульного собственника от своих прав, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО2 обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к ФИО1 о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, урочище «<адрес>», участок <номер> площадью 1 000 кв.м. с кадастровым номером: <номер>, в силу приобретательной давности.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья О.В. Кургак