Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-407/2021 (2-2221/2020;) ~ М-1956/2020 от 15.12.2020

УИД

З А О Ч Н О Е

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2021 года г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Князева А.А.

при секретаре Покатовой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-407/2021 по иску Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Дятлову В.Н. о возмещении вреда, причиненного водному объекту,

У С Т А Н О В И Л:

Енисейское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратился с иском в интересах Российской Федерации и просит взыскать с ответчика Дятлова В.Н. в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту, 74 304 руб. 76 коп. Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенного истцом обследования установлено, что загрязнение акватории реки Енисей, ее водоохранной зоны между г. Лесосибирск и с. Абалаково в районе Бурмакинской горы. Причиной загрязнения явилось затопление автомобиля марки ЗИЛ 131 регистрационный знак Н972КВ124 в реке Енисей, из которого в реку попало дизельное топливо. По результатам лабораторных исследований установлено превышение нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 13.12.2016 №552, по содержанию нефтепродуктов в 1,3 раза. Постановлением от 30.12.2019 Дятлов В.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь его загрязнение. Согласно пояснениям ответчика установлен объем нефтепродуктов, попавших в акваторию водного объекта р. Енисей. Обстоятельств для освобождения от ответственности в силу части 1 статьи 1079 ГК РФ не установлено. Таким образом, обязанность по возмещению вреда, причиненного водному объекту вследствие затопления транспортного средства, владельцем которого является ответчик, возлагается на него как на владельца источника повышенной опасности. Вред, причиненный окружающей среде (водному объекту), определен согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом МПР России от 13.04.2009 № 87 (в ред. Приказа Минприроды России от 26.08.2015 N 365) и и составил 74304,76 руб. Требованием от 15.01.2020 ответчику было предложено добровольно возместить ущерб в течение 30 дней со дня его получения. В добровольном порядке вред ответчиком не возмещен. В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 1 статьи 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Согласно пункту 1 статьи 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В судебное заседание стороны не явились, судом надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения иска.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В силу ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон) установлена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Исходя из п. 1 ст. 78 Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3 статьи 78 Федерального закона установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, отнесено ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В ст. 1 вышеназванного Закона определены основные понятия: окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды и т.д.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются, в том числе компоненты природной среды.

Частью 2 статьи 36 Водного кодекса РФ предусмотрено, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Согласно п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

В силу п. 4 Положения Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 496 утверждено Положение о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с пунктом 1 «Положения о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утвержденного приказом Федеральной службы от 27.08.2019 № 496, Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы на территории <адрес>, Республики Тыва и Республики Хакасия.

Согласно пункту 4 Положения Управление осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Из телефонограмм от ДД.ММ.ГГГГ следует, что 08 октября 2019 года в 9 часов 04 мин. в ЕДДС г. Лесосибирска поступило сообщение, что в районе Абалаковской перевалки у паромной переправы ЗАО «<данные изъяты>» на реке Енисей обнаружено пятно солярки. Следы топлива наблюдались также на реке Енисей в г. Лесосибирске.

Из акта обследования территории (акватории) от 22 октября 2019 года, составленным инспекторами РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и республики Тыва, следует, что в ходе обследования установлено, что 07 октября 2019 года около 06 часов 00 мин. Дятлов В.Н. на принадлежащем ему автомобиле марки ЗИЛ 131 регистрационный знак подъехал к реке Енисей с целью заправить дизельным топливом катер. В кузове автомобиля находились две наполненные дизельным топливом бочки объемом по 20 литров. Оставив автомобиль на берегу, Дятлов В.Н. пошел к катеру. Автомобиль стал двигаться и заехал в реку, накренившись на правую сторону. Из автомобиля вылилось дизельное топливо. Привлеченными специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону 10 октября 2019 года отобраны пробы поверхностной природной воды в четырех точках по указанным в акте координатам, а также отобраны пробы почвы. К акту прилагается фотографии места происшествия с отражением следов загрязнения воды, указанного транспортного средства, катера и документов Дятлова В.Н. Также прилагается план-схема местности.

По результатам лабораторных исследований (протокол анализа от 17.10.2019 В, заключение к нему от 17.10.2019 г) в пробе (место разлива дизельного топлива) установлено превышение нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 13.12.2016 №552, по содержанию нефтепродуктов в 1,3 раза.

Карточкой учета транспортного средства подтверждается принадлежность ответчику автомобиля ЗИЛ 131 регистрационный знак Н972КВ124.

В объяснении Дятлова В.Н. в рамках дела об административном правонарушении, последний не отрицал факт совершения правонарушения и причинения вреда при указанных обстоятельствах.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.12.2019 Дятлов В.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь его загрязнение. Постановление вступило в законную силу.

Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту в результате разлива нефтепродуктов, производится по формуле № 2 Методики исчисления размера вреда причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом МПР России от 13.04.2009 № 87 (в ред. Приказа Минприроды России от 26.08.2015 N 365), далее - Методика: n

У = Квг х Кв х Кин х Кдл х Z Hi

i=l

где:

У - размер вреда, млн.руб.;

Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года, определяется в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к Методике:

Квг октябрь = 1,15;

Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), определяется в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Методике:

Кв= 1,36 (бассейн р. Енисей);

Кин - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, определяется в соответствии с п. 11.1 Методики. Согласно данному пункту, Кин принимается на уровне накопленного к периоду исчисления размера вреда индекса-дефлятора по отношению к 2007 году, который определяется как произведение соответствующих индексов-дефляторов по годам по строке «инвестиций (капитальных вложений) за счет всех источников финансирования». Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) на основании сведений, полученных в Минэкономразвития, был произведен расчет коэффициента индексации, согласно которому значение Кин на 2019 год составляет 2,468 (письмо от 25.01.2019 № РН-03-02-31/2865).

Кдл - коэффициент, учитывающий длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации, определяется в соответствии с таблицей 4 приложения 1 к Методике. Согласно данным Дятловым В.Н. пояснениям, действия по ликвидации (сбор нефтепродуктов) он осуществлял самостоятельно, непосредственно после обнаружения пленки на поверхности, таким образом длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект составила не более 6 часов, согласно таблице 4 приложения 1 к Методике: Кдл = 1,1

Hi - такса для исчисления размера вреда при загрязнении в результате аварий водных объектов i-м вредным (загрязняющим) веществом определяется в зависимости от его массы (М) в соответствии с таблицей 8 приложения 1 к настоящей Методике, млн. руб.

При значении Мн < 0,10т величину Н; следует определять по формуле:

Нi = 3,5 (млн.руб./т) х М„

Мн - масса нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ, попавших в водный объект, за исключением их сбросов в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, согласно данным пояснениям Дятлова В.Н. от 23.12.2019 масса попавших в водный объект нефтепродуктов составила 3 литра дизельного топлива.

Нi = 3,5 (млн.руб./т) х 0,005т - 0,0175 млн.руб.

У=1,15*1,36*2,468*1,1*0,0175= 0,07430408 млн.руб. = 74304,76 руб.

Таким образом, размер вреда нанесенному водному объекту составляет 74304,076 руб.

Суд, проверив расчет истца, считает его правильным, поскольку он соответствуют фактическим обстоятельствам дела и произведен исходя из норм законодательства. При этом, ответчиком данный расчет не оспорен.

Требованием от 15.01.2020 № ВЗ-780/2 ответчику было предложено добровольно возместить сумму вреда в течение 30 дней со дня его получения. Данное требование ответчиком не исполнено.

Частями 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Поскольку река Енисей в силу статьи 8 Водного кодекса РФ находится в федеральной собственности, в соответствии с абзацем 5 пункта 22 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ сумма вреда должна быть перечислена в федеральный бюджет по нормативу 100%.

Таким образом, суд полагает правильным взыскать с ответчика в бюджет в счет возмещения причиненного вреда 74304,76 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден истец. Размер госпошлины в силу ст. 333.19 НК РФ определяется из расчета: (74304,76 руб. – 20 000 руб.) х 3% + 800 руб. = 2 429 14 коп.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Дятлову В.Н. удовлетворить.

Взыскать с Дятлова В.Н. в доход государства в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту 74 304 (семьдесят четыре тысячи триста четыре) руб. 76 коп., перечислив денежные средства по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Красноярскому краю (Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора), ИНН 2466146143, КПП 246601001, Код ОКТМО 04709000, р/счет 40101810600000010001, БИК 040407001, КБК 04811611070010000140.

Взыскать с Дятлова В.Н. в доход местного бюджета муниципального образования г. Лесосибирск государственную пошлину в размере 2 429 (две тысячи четыреста двадцать девять) руб. 14 коп.

Ответчик вправе подать в Лесосибирский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Лесосибирского городского суда А.А. Князев

Мотивированное заочное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-407/2021 (2-2221/2020;) ~ М-1956/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Енисейское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчики
Дятлов Владимир Николаевич
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Князев А.А.
Дело на странице суда
lesosib--krk.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2020Передача материалов судье
16.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
18.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
29.05.2021Дело оформлено
01.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее