Дело №2-2646/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2015 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего Романютенко Н.В.,
при секретаре Кунгуровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Осинцева Р.В., Ларионовой Г.В., Осинцева А.В. об оспаривании отказа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю осуществить кадастровый учет земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Осинцев Р.В., Осинцев А.В., Ларионова Г.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю (далее - филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю) от +++ о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка по адресу ///. Требования мотивировали тем, что на основании решения Ленинского районного суда г.Барнаула от 22 ноября 2012 года за ними признано право собственности на жилой дом по указанному адресу. Право собственности на жилой дом зарегистрировано Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии +++. +++ Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула вынес распоряжение ... о предварительном согласовании предоставления земельного участка по данному адресу, в котором указано на необходимость получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – индивидуальные жилые дома, код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка ... +++ заявителями получен межевой план участка. Невозможность осуществления постановки участка на государственный кадастровый учет Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю объясняет отсутствием в межевом плане акта органа местного самоуправления, подтверждающего вид условно разрешенного использования земельного участка. Вместе с тем, выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка препятствует отсутствие правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта на земельный участок. Отказ в осуществлении кадастрового учета нарушает права заявителей на оформление земельного участка в собственность.
В ходе судебного разбирательства одновременно с решением о приостановлении осуществления кадастрового учета, просили признать незаконным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от +++.
В судебном заседании Ларионова Г.В. требования поддержала, указав, что оспариваемые решения препятствуют оформлению прав на земельный участок.
Заявители Осинцев Р.В., Осинцев А.В. в суд не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю против требований возражал, считая, что действия учреждения осуществлены в соответствии с законом, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Ссылаясь на положения ст.1, 36, 37, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.7, ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», п.52 Требований к подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года №412, п.63, п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года №42, указывает, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента или на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. В соответствии со ст.34 Правил землепользования и застройки городского округа г.Барнаул, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года №834 если правообладателем земельного участка является орган местного самоуправления, то основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются их правообладателями по согласованию, оформляемому в виде соответствующего правового акта органа местного самоуправления. Указывает, что Учреждение не занимается распоряжением, предоставлением, регистрацией прав на недвижимое имущество, не занимается межеванием земельных участков, оформлением межевых планов, процедурой установления и утверждения видов разрешенного использования объектов недвижимости, изменения категории земель и земельных участков. Полномочия по установлению вида разрешенного использования объектам недвижимости данное учреждение не осуществляет.
В своем отзыве представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула оставляет решение на усмотрение суда, ссылаясь на наличие правовой коллизии в положениях действующего законодательства в части оформления прав на земельный участок (л.д.41-43).
Представитель Комитета по строительству, архитектуре и развитию города администрации г.Барнаула просит исключить его из числа лиц, участвующих в деле, поскольку кадастровый учет комитет не осуществляет. Обращение заявителей о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка оставлено без удовлетворения поскольку не были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Как установлено судом, следует из материалов дела, Осинцев А.В., Осинцев Р.В., Ларионова Г.В. являются собственниками жилого дома по адресу: ///, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от +++ (л.д.11-13).
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула ... от +++ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ... ориентировочной площадью <данные изъяты> по адресу ///. Предварительно согласовано предоставление данного земельного участка (цель использования – для эксплуатации жилого дома). Земельный участок расположен на землях населенных пунктов, в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (<данные изъяты>). Предоставление земельного участка возможно после проведения работ по образованию земельного участка. Ларионовой Г.В. необходимо обеспечить выполнение кадастровых работ для образования земельного участка, получение разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка – индивидуальные жилые дома. Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка <данные изъяты> (л.д.5-6).
Статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, предусматривает, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от +++ ... приостановлено осуществление кадастрового учета земельного участка по адресу /// (л.д.9). В качестве основания для приостановления явилось следующее. Согласно представленному межевому плану земельный участок, о постановке на государственный кадастровый учет которого предъявлено заявление, имеет вид разрешенного использования – «Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка ...», в то время как в Распоряжении администрации г.Барнаула ... от +++, включенного в состав приложения представленного межевого плана, отсутствует вид разрешенного использования образованного земельного участка, так как в данном Распоряжении указано, обеспечить Ларионовой Г.В. получение разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка – индивидуальные жилые дома Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка ... Обстоятельством, послужившим основанием для принятия данного решения, является отсутствие акта органа местного самоуправления, подтверждающего вид разрешенного использования земельного участка, в составе межевого плана. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета мотивировано, в том числе, ссылкой на п.52 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч.10 ст.25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года №412. Заявителю рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для внесения изменений в межевой план с учетом замечаний, а также в случае необходимости обратиться в орган местного самоуправления для получения отсутствующего акта, представить исправленный межевой план.
+++ указанным учреждением принято решение ... об отказе в осуществлении кадастрового учета (л.д.39).
В период приостановления осуществления кадастрового учета заявителями предпринимались меры для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В ответе Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Администрации г.Барнаула от +++ указано на невозможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт, земельный участок не образован, не учтен в государственном кадастре недвижимости.
В силу ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в том числе, включаются сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, о разрешенном использовании (ст.7).
Приостанавливая осуществление кадастрового учета, и в дальнейшем отказывая в его осуществлении, кадастровый инженер указал, что согласно представленному межевому плану земельный участок имеет вид разрешенного использования - Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования ... (л.д.10, 39, оборот). Вместе с тем, в качестве обстоятельства, повлекшим невозможность осуществить кадастровый учет, указано отсутствие акта органа местного самоуправления, подтверждающего вид разрешенного использования земельного участка.
На основании п.5 ч.2 ст.26 указанного выше закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
При этом решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии со ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года №412 утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков.
Согласно п.52 Требований вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите "4" раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения).
Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года №834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, которые распространяются на все расположенные на территории города Барнаула земельные участки и объекты капитального строительства, являются обязательными для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Требования установленного Правилами градостроительного регламента сохраняются при изменении формы собственности на земельный участок, объект капитального строительства, при переходе права на земельный участок, объект капитального строительства другому правообладателю. Правила применяются, в том числе, при формировании земельных участков, подготовке документов для государственной регистрации прав на земельные участки и объекты капитального строительства, подготовке сведений, подлежащих внесению в государственный кадастр объектов недвижимости.
Содержащиеся в Правилах материалы градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула включают в себя: карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (ст.7).
Статьей 61 Правил определен Градостроительный регламент территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1), с определенными основными видами разрешенного использования и условно разрешенными видами использования, в которые включен вид «индивидуальные жилые дома».
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года №42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, согласно п.70 которого в Реестре содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Также заслуживает внимание положение п.21 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому в случае, если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель. При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Указанные выше положения, позволяют сделать вывод о том, что действия по приостановлению и отказу в осуществлении кадастрового учета земельного участка, по которому принято решение о предварительном согласовании его предоставления заявителям, о котором имеются сведения о расположении его в конкретной территориальной зоне с условно разрешенным видом использования в соответствии с утвержденным градостроительным регламентом, о чем имелись указания и в представленном межевом плане, а также имелась ссылка в распоряжении органа муниципальной власти о предварительном согласовании, нельзя признать законными. Иное толкование и применение положений законодательства в части оформления государственного кадастрового учета влечет возникновение неустранимых препятствий для заявителей в ходе оформления прав на земельный участок.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст.ст.218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Осинцева Р.В., Ларионовой Г.В., Осинцева А.В. об оспаривании отказа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю осуществить кадастровый учет земельного участка удовлетворить.
Признать незаконными решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по /// от +++ ... о приостановлении осуществления кадастрового учета, от +++ ... об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка по адресу: ///.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю устранить нарушения прав и свобод и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения заявления о постановке земельного участка по адресу: /// на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В.Романютенко
Мотивированное решение составлено 26 сентября 2015 года