Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1685/2016 от 12.05.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года Самарский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.

при секретаре Усенко А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Равиля Хасяновича к ФГКУ «Центррегионжилье» о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Соколов Р.Х. обратился в суд с иском к ответчику о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности включить в реестр военнослужащих принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование иска указал, что он являлся военнослужащим Министерства Обороны РФ, общая продолжительность военной выслуги составила более 20 лет. Он состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ он снят с учета нуждающихся в получении жилья, в связи с тем, что он как военнослужащий был обеспечен жильем по нормам его предоставления. Решение о снятии с учета было обжаловано им в Самарском гарнизонном военному суде. Судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ в жалобе было отказано. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о восстановлении его как нуждающегося в жилом помещении, потому что площадь квартиры, которая ему выдавалась, не соответствовала ранее заявленной. Своим решением от ДД.ММ.ГГГГ Самарский гарнизонный военный суд в жалобе отказал. Окружной суд оставил решение без изменения. Действительно ему на состав семьи из четырех человек Министерством Обороны РФ в 1993 году было предоставлено жилое помещение, общей площадью 50,5 кв. м., жилой 28,6 кв. м. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, был составлен новый технический паспорт Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», согласно которому жилая площадь квартиры при расчете уменьшилась и составила 27,7 кв.м., общая площадь – 48,9 кв.м. Выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ с площадью жилого помещения 48,9 кв.м. Согласно сведениям Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», перепланировок или реконструкции объекта не выявлено. Между тем, были установлены не соответствие в части ранее произведенных замеров и подсчета площадей. Поскольку было установлено, что жилая площадь на каждого члена семьи состав менее 7 кв.м. на одного человека (расчет: 27.7: 4= 6.9 кв.м.), следовательно, он является не обеспеченным жильем и сохраняет право на получение жилья. Поскольку он не был обеспечен жильем по установленным нормам, просил признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязать ответчика включить его в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.

Представитель истца Лукинов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск уточнил, просил признать право Соколова Р.Х. состоять на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением на улучшении жилищных условий с учетом ранее выданной жилой площади, а также обязать ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ восстановить его на учете в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика по доверенности Некуш К.Б. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на законность принятых решений, просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Пунктом 13 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", норма площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

На момент увольнения истца порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации регулировался Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 кв. м метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу положений ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (ч. 8 указанной статьи).

Согласно пункту 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 (далее - Правила), основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, в том числе являются: отсутствие жилой площади (а), наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (б), избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (и).

В силу пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) (а).

В пункте 26 Правил оговорено, что военнослужащий и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Судом установлено, что Соколов Р.Х. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что Соколову в 1993 году от Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 50,5 квадратных метров, жилой площадью 28,6 квадратных метров на состав семьи из четырёх человек, расположенная по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом Соколовым Р.Х. и Соколовой Р.Х. прекращён.

Жилой дом и указанная квартира распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р передана в муниципальную собственность <адрес>. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р с данной квартиры статус служебного жилого помещения снят, а нанимателю Соколову Р.Х. выдан ордер на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ . В последующем распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р изменён наниматель жилого помещения по адресу: <адрес>, и договор найма жилого помещения переоформлен с Соколова Р.Х на Соколову Р.Х, которой квартира передана в собственность ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии ордера от ДД.ММ.ГГГГ , усматривается, что Соколову Р.Х. и членам его семьи: Соколовой Р.Х. - (жена), Соколову P.P. - (сын), Соколовой Л.Р. - (дочь) предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, жилой площадью 28,6 кв. метров, расположенной по адресу: <адрес>.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что Соколов ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке выселился и снялся с регистрационного учёта по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель был зарегистрирован по адресу: <адрес>, войсковая часть 81417. ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Соколов зарегистрирован по адресу: <адрес> (общежитие).

Решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ Соколов Р.Х. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ

Как усматривается из технического паспорта жилого помещения Сызранского филиала государственного унитарного предприятия <адрес> Центра технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, общая площадь указанного жилого помещения составляет 50,5 квадратных метров, жилая площадь - 28,6 квадратных метров.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное- БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, а также копией кадастрового паспорта помещения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 48,9 квадратных метров, жилая площадь - 27,7 квадратных метров.

Как видно из справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной заместителем начальника отделения по городу Сызрани, Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» на имя Соколова Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ по заявлению была произведена инвентаризация жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, в результате которой был выдан технический паспорт на квартиру общей площадью - 48,9 квадратных метров, жилой площадью - 27,7 квадратных метров. При подаче заявления в качестве исходного документа был предоставлен технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в ходе выполнения работ были выявлены несоответствия в части произведённых замеров и подсчета площадей. Перепланировок и реконструкции объекта в ходе обследования не выявлено.

В соответствии с приказом командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ , старший прапорщик Соколов Р.Х. уволен с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), в связи с чем на основании приказа командира войсковой части 61207 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ был исключён из списков личного состава войсковой части 61207 и всех видов обеспечения.

Решением 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ Соколов Р.Ф., снят с учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ решением Самарского гарнизонного военного суда, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, заявление Соколова Р.Х. о признании незаконным решения 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ , связанного со снятием истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, оставлено без удовлетворения.

Вместе с тем, суд полагает, что истец имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с учетом ранее выданной жилой площади по следующим основаниям.

Так, судом установлено, что Соколов Р.Х. на основании поданного рапорта признан нуждающимся в улучшении жилищных условий протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 81417 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 27 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ) для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.

При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Основания для признания нуждающимся в жилых помещениях были установлены в п. 25 Приказа МО РФ N 80 (в редакции, действующей на период рассмотрения вопроса о признании нуждающимся), в соответствии с которым военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечиваются служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитиях), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным указанным Федеральным законом.

В силу пп. 3 п. 41 данного Приказа военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления

В настоящее время основания признания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающимися в жилых помещениях установлены в пункте 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054.

Согласно подпункту "б" пункта 7 указанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выявления в предоставленных гражданами документах в орган осуществляющий прием на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Аналогичное положение о снятии с учета нуждающихся содержалось в п. 31 Приказа МО РФ N 80, а также в п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054.

Поскольку на основании собранных по делу доказательств, сведений об отсутствии жилых помещений в собственности истца, установлено, что истец и члены его семьи в 1993 году были обеспечены общей площадью жилого помещения менее нормы предоставления и учетной нормы, установленной в избранном месте жительства (<адрес>) (Решением Думы городского округа Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ N 30 норма предоставления составляет 16 кв. м, учетная норма составляет не менее 12 кв. м), суд приходит к выводу о том, что на момент подачи истцом рапорта о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на момент его увольнения с военной службы истец вправе был состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилья по избранному после увольнения месту жительства.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что в ходе рассмотрения дела нашел свое достоверное подтверждение факт наличия у истца права на получение жилого помещения в избранном месте жительства – <адрес>, поскольку Соколов Р.Х. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 81417 от ДД.ММ.ГГГГ, процедура подачи соответствующего рапорта в период прохождения военной службы истцом была соблюдена, однако, в нарушение норм действующего законодательства, ответчик не включил истца в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с даты подачи такого заявления – ДД.ММ.ГГГГ

То обстоятельство, что в дальнейшем ответчиком истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, и впоследствии снят с такого учета не исключало его право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в 1993 году ему предоставлена квартира без соблюдения нормы предоставления на 1 человека.

Таким образом, учитывая, что истец до увольнения с военной службы выразил желание на обеспечение жильем по избранному месту жительства, но не был обеспечен жилым помещением с соблюдением нормы представления на 1 человека, суд полагает возможным иск о признании права Соколова Р.Х. состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с учетом ранее выданной жилой площади и возложении обязанности на ФГКУ «Центррегионжилье» восстановить Соколова Р.Х. на учете в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Соколова Р.Х к ФГКУ «Центррегионжилье» о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении – удовлетворить.

Признать право Соколова Р.Х состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с учетом ранее выданной жилой площади.

Обязать ФГКУ «Центррегионжилье» восстановить Соколова Р.Х на учете в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1685/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Р.Х.
Ответчики
1-й отдел (Самара) ФГКУ "Центррегионжилье"
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
12.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.05.2016Передача материалов судье
17.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.06.2016Предварительное судебное заседание
09.06.2016Судебное заседание
14.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2016Дело оформлено
18.07.2016Дело передано в архив
25.10.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.12.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.12.2016Судебное заседание
05.12.2016Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее