РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2015 г. г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Левиной М.В.
при секретаре Нефедовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Сулейманова ФИО16 о признании действий Департамента управления имуществом г.о. Самара незаконными, возложении обязанности по постановке на учет по улучшению жилищных условий,
установил:
Сулейманов А.А. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого ссылается на то, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент управления по жилищным вопросам и имуществом г.о.Самара по поводу постановки на учет по улучшению жилищных условий, так как его семья подпадает под программу «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015гг., утвержденную постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050, которая в настоящее время действует и реализуется на территории г.о.Самара, желали вступить в данную программу для получения ипотеки на приобретение квартиры.
Согласно условиям указанной программы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, необходимо состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Департаментом управления имуществом городского округа Самара заявителю отказано в постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на то, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могу быть приняты на учет в качестве нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, и то, что заявитель был зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ в другом жилом помещении общей площадью 110 кв.м. вместе с родителями.
Заявителю Сулейманову А.А. на момент обращения в Управление по жилищным вопросам Департамента было 28 лет, его супруге Сулеймановой Г.А. полных 26 лет. Данные обстоятельства предусматривают, что заявитель и его семья могут участвовать в вышеуказанной подпрограмме как молодая семья. Кроме того, у супругов Сулеймановых А.А., Г.А. имеется совместный несовершеннолетний ребенок Сулейманова ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно ч. 1 п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма по городскому округу Самара установлена постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 №171 в размере 13 кв.м. на одного человека для проживающих в квартирах коммунального населения.
В данном случае размер жилой площади на одного человека составляет 13 кв.м., что ниже установленной нормы.
Заявитель Сулейманов А.А. зарегистрирован и проживает в комнате в общежитии, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 13,3 кв.м., кроме того на данной жилой площади зарегистрирована и проживает Акчурина Х.А., в связи с чем фактически на одного проживающего в данной комнате приходится 13,0 кв.м., что значительно ниже учетной нормы предоставления жилья.
Таким образом, данные обстоятельства и условия проживания негативно влияют не только на физическое и нравственное положение семьи Акчуриных и заявителя Сулейманова А.А., но и постоянно подвергают психологическому стрессу, так как проживание в данных условиях влечет за собой соответствующие негативные последствия.
В связи с чем Сулейманов А.А. просил суд признать действия Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий Сулейманова А.А., Сулеймановой Г.А. и Сулеймановой А.А. незаконными; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара поставить на учет по улучшению жилищных условий Сулейманова А.А., Сулейманову Г.А. и Сулейманову А.А.
В судебном заседании представитель заявителя Видьманов А.Д., действующий по доверенности, заявление поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, просил заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица- Департамента управления имуществом г.о.Самары Клевцур С.Н., действующая по доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в ответе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ года. на обращение заявителя.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, предусматривающая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и использования -приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Положения паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусматривают перечень организационных мероприятий подпрограммы на региональном уровне, в том числе сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту РФ, а также определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета субъекта РФ на реализацию мероприятий подпрограммы.
В свою очередь организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме, определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы, выдачу молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Администрации г.о.Самара № 84 от 14.02.2011г. утверждена муниципальная программа городского округа Самара "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы. Данной программой также предусмотрено (приложение № 3), что участником программы может стать молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, постоянно проживающая на территории городского округа Самара, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 26.08.2008 N 666 (3.4.) комиссия по жилищным вопросам Администрации городского округа Самара, у целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, осуществляет, в том числе: а) постановку на учет и отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; б) включение граждан в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учетная норма по городскому округу Самара установлена постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 №171 в размере 13 кв.м. на одного человека для проживающих в квартирах коммунального населения.
В силу ч. 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из представленных в дело доказательств следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. Сулейманов А.А. обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий для участия по программе «Обеспечение жильем молодых семей».
В соответствии с ответом Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. Сулейманову А.А. отказано во включение его семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015гг. по основаниям ст. 53 Жилищного кодекса РФ, а именно заявитель был зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ в другом жилом помещении общей площадью 110 кв.м. вместе с родителями.
Согласно свидетельства о заключении брака серии №, Сулейманов А.А. заключил брак с Каримовой Г.А. ДД.ММ.ГГГГ., после заключения брака присвоены фамилии: мужу – Сулейманов, жене- Сулейманова.
Родителями несовершеннолетней Сулеймановой А.А., ДД.ММ.ГГГГ являются Сулейманов А.А. и Сулейманова Г.А., что подтверждается копией свидетельства о рождении серии №.
Согласно справки с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ. в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: Акчурина Х.А. с ДД.ММ.ГГГГ. и Сулейманов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время.
Как следует из справки Администрации сельского поселения Высокое от ДД.ММ.ГГГГ. Сулейманов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес> родителями Сулеймановой Ф.А., Сулеймановым А.А. общая площадь квартиры составляет 110 кв.м.
При этом, доводы представителя заявителя о том, что регистрация по адресу: <адрес> носила временный характер, противоречат справке от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует период регистрации заявителя по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ
Сулейманова Г.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее по адресу: <адрес> совместно с родителями Каримовым А.Н., Каримовой Д.Ф. и дочерью Сулеймановой А.А., жилая площадь составляет 112,9 кв.м., что подтверждается справкой Администрации сельского поселения Новое Мансуркино от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Положения ч. 1 ст. 31 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, рассматриваемые в системной связи с иными его нормами, устанавливающими условия предоставления жилых помещений, направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам.
В судебном заседании установлено, что на момент обращения с заявлением об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 года, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Сулейманова А.А. превышала учетную норму, установленную постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 №171 в размере 13 кв.м. общей площади, следовательно семья заявителя не отвечала критериям участников подпрограммы, что не позволяло Департаменту управлению имуществом г.о.Самары включить семью заявителя в указанную подпрограмму, так как включение в данную подпрограмму возможно только при наличии одновременно совокупности всех условий, указанных в п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и использования –приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Сулейманова ФИО18 о признании действий Департамента управления имуществом г.о. Самара незаконными, возложении обязанности по постановке на учет по улучшению жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г. Самары
Решение в окончательной форме составлено 23 января 2015 года.
Председательствующий: Левина М.В.