№
РЕШЕНИЕ
29 августа 2019 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.,
при секретаре Егоровой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юлташевой Р.Н. на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, вынесенного в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Юлташевой Р.Н.,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО5 вынесено постановление № о привлечении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Юлташевой Р.Ж. к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Юлташева Р.Н. подала жалобу, в которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указывает, что обязанность по представлению отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля была установлена приказом МПР РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного контроля».
Согласно приказу отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ. такой отчет представляется впервые с момента его введения.
Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ. был отправлен ООО <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области вместо Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ввиду того, что данная форма отчетности направляется первый раз, в связи с требованиями природоохранного законодательства, а приказ, утверждающий порядок и сроки предоставления предусматривает несколько органов власти, в которые она направляется.
Должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, данные обстоятельства выяснены не были, соответствующей оценки объяснениям, дано не было.
Также были допущены процессуальные нарушения, связанные с недопуском к участию в деле законного представителя заявителя, чем было нарушено право на защиту.
В дополнениях, к поданной к жалобе ДД.ММ.ГГГГ Юлташева Р.Н. указала, что в оспариваемом постановлении не дана оценка объяснениям генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу об отправки отчета о результатах осуществления производственного экологического контроля на указанном объекте за ДД.ММ.ГГГГ в установленный законодательством срок до ДД.ММ.ГГГГ в орган экологического контроля, но другого уровня. Ошибка при отправке произошла ввиду того, что указанная форма отчетности направлялась впервые в связи с новациями в природоохранном законодательстве. Отчет, направленный в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, выписка из журнала исходящей корреспонденции были направлены в адрес Орского межрайонного природоохранного прокурора, но в материалах административного дела, как выяснилось после ознакомления с делом в суде не имеется. После выявления технической ошибки при отправке отчета, ООО «<данные изъяты>» повторно направило отчет в Министерство, который получен ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также не нашли оценку в оспариваемом постановлении.
В судебное заседание Р.Н. Юлташева не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.
От государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО5 в суд поступило заявление с просьбой рассмотрения жалобы в его отсутствие.
От представителя Орской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило заявление с просьбой рассмотрения жалобы Юлташевой в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ наступает, в том числе за сокрытие, искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
При этом под несвоевременным сообщением полной и достоверной информации понимается нарушение сроков ее доведения до заинтересованных должностных лиц, либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Объектом правонарушения предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других, связанных с ним прав.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Под экологической информацией, по смыслу статьи 8.5 КоАП РФ, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ постановлением и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Юлташевой Р.Н.
Согласно постановлению генеральным директором ООО «<данные изъяты>» Юлташевой Р.Н. при выполнении обязанностей лица осуществляющего руководство текущей деятельностью ООО «<данные изъяты> и лица, ответственного в ООО «<данные изъяты> за обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды, за организацию производственного экологического контроля, а также за предоставление соответствующих документов в уполномоченные органы не предпринято всех зависящих и достаточных от нее мер, направленных на соблюдение ООО «<данные изъяты>» требований законодательства об охране окружающей среды, в части своевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурс, полученных при осуществлении производственного экологического контроля при эксплуатации объекта карьера глины, расположенного на территории <адрес>
В рамках проведения проверки ООО «<данные изъяты>» представлена программа проведения производственного экологического контроля для объектов негативного воздействия на окружающую среду. Карьера глины ООО «<данные изъяты>». Даная программа утверждена генеральным директором ООО «<данные изъяты>» Юлташевой Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» составлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия карьер глины за ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, ООО «<данные изъяты>» при осуществлении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ хозяйственной деятельности на объект 3 категории – карьер глины, отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ на указанном объекте до ДД.ММ.ГГГГ в министерство природных ресурсов, экологии и имущественным отношениям Оренбургской области представлен не был.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО5 вынесено постановление № о привлечении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Юлташевой Р.Ж. к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Заявитель Юлташева Р.Н. не согласна с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям:
- отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ был отправлен ООО <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области вместо Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ввиду того, что данная форма отчетности направляется первый раз, в связи с требованиями природоохранного законодательства, а приказ, утверждающий порядок и сроки предоставления предусматривает несколько органов власти, в которые она направляется;
- при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения, связанные с недопуском к участию в деле законного представителя заявителя, чем было нарушено ее право на защиту.
ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, основной деятельностью предприятия является добыча глины и каолина.
Согласно приказу генерального директора ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в должность генерального директора ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ вступила Юлташева Р.Н.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В силу ч. 4 ст. 67 этого же закона требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Карьеру, эксплуатируемому ООО «<данные изъяты>», присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №П от ДД.ММ.ГГГГ 3 категория негативного воздействия на окружающую среду.
В рамках проведения проверки ООО «<данные изъяты>» представлена программа проведения производственного экологического контроля для объектов негативного воздействия на окружающую среду. Карьера глины ООО «<данные изъяты>». Даная программа утверждена генеральным директором ООО «<данные изъяты>» Юлташевой Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанной программой предусмотрен план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов карьера глины.
Указанным план-графиком предусмотрен контроль по веществам: азота диоксид, пыли неорганической: 70-20% SiO2, возвещенных веществ с периодичностью 1 раз в год, расчетным методом.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» составлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия карьер глины за ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, ООО «<данные изъяты>» при осуществлении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ хозяйственной деятельности на объекта 3 категории – карьер глины, отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ на указанном объекте до ДД.ММ.ГГГГ в министерство природных ресурсов, экологии и имущественным отношениям Оренбургской области представлен не был.
Согласно ч. 8 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 1, 2 приложения № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта РФЫ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор по месту осуществления деятельности.
В ходе проверки Юлташева Р.Н. пояснила, что отчет был подготовлен и подписан своевременно. Но в связи с технической ошибкой ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в адрес Управления Росприроднадзора Оренбургской области вместе с иной отчетностью в сфере охраны окружающей среды. Указанная ошибка была обусловлена тем, что такой отчет представляется впервые.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ООО «<данные изъяты>» не представляло в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Доказательств направления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ с документами, подтверждающими его предоставление в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ, Юлташевой Р.Н. не были представлены в материалы административного дела, так и в суд в рамках рассмотрения ее жалобы по существу.
В соответствии с уставом ООО <данные изъяты>» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором.
Согласно приказу генерального директора ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в должность генерального директора ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ вступила Юлташева Р.Н.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения административным органом должностного лица к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа.
Рассматривая довод Юлташевой Р.Н. о том, что при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения, связанные с недопуском к участию в деле законного представителя заявителя, чем было нарушено ее право на защиту, суд пришел к следующему.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ было назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Юлташевой Р.Н. При этом было разъяснено, что в случае ее неявки или неявки представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями (ордер либо доверенность), дело будет рассмотрено в ее отсутствии – л.д.8.
Определение было направлено Юлташевой Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ и получено ею, что подтверждается почтовым уведомлением.
ДД.ММ.ГГГГ от Юлташевой Р.Н. было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью прибыть на рассмотрение или направления представителя. Заявлений о допуске в судебное заседание представителя не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ФИО5 вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с невозможностью Юлташевой Р.Н. прибыть на рассмотрение или направить представителя, а также желанием личного присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении и ознакомления с материалами дела.
При таких обстоятельствах постановление сомнений в законности и обоснованности не вызывает, а потому оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░5 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.5 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░.░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: