Решение по делу № 2-54/2014 ~ М-47/2014 от 24.01.2014

                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2014 года      город Иваново

Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Масловой А.С.,

с участием заявителя Януковича В.И., представителя командира войсковой части 00000 Иванова М.В., помощника военного прокурора Ивановского гарнизона лейтенанта юстиции Комарова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 Януковича В.И. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и командира войсковой части 00000, связанных с увольнением заявителя с военной службы до обеспечения жильем,

установил:

Янукович обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000. На основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 2013 года и от 19 июня 2013 года Янукович был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на таковой, а с 28 июня 2013 года – исключен из списков личного состава воинской части. Также заявитель отметил, что в настоящее время ни он, ни члены его семьи не имеют регистрации.

Полагая свои права нарушенными, Янукович просил суд:

- признать незаконными действия командира войсковой части 00000 и Министра обороны Российской Федерации, связанные с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части;

- признать незаконными и отменить вышеупомянутые приказы Министра обороны Российской Федерации в части увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части;

- обязать Министра обороны Российской Федерации восстановить его на военной службе с 29 июня 2013 года, а командира войсковой части 00000 – принять меры к обеспечению его денежным довольствием за период незаконного увольнения;

- обязать командира войсковой части 00000 разрешить Януковичу и членам его семьи зарегистрироваться при данной воинской части;

- взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований Янукович сослался на требования статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и указал, что на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части он не был обеспечен жильем по месту прохождения военной службы и возражал против этого увольнения.

В судебном заседании Янукович поддержал заявленные требования в полном объеме и пояснил, что в январе 2014 года он обращался к командованию войсковой части 00000 с просьбой разрешить ему и членам его семьи зарегистрироваться при данной воинской части, однако в этом ему было неправомерно отказано.

Представитель командира войсковой части 00000 в судебном заседании требования Януковича не признал и просил отказать в их удовлетворении в связи с пропуском заявителем срока на обращение в суд. Также Иванов отметил, что рапорт, поданный Януковичем 14 января 2014 года, до настоящего времени командованием воинской части не рассмотрен, а, следовательно, утверждения заявителя о нарушении его права на регистрацию при воинской части являются преждевременными.

Министр обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, а его представитель в поданных возражениях требования Януковича не признала, указав, что на момент принятия ее доверителем решения об увольнении заявителя с военной службы тот не состоял на учете нуждающихся в жилье, поэтому оснований для дальнейшего удержания его на военной службе не имелось.

Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление Януковича в части требований о регистрации при воинской части, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

    Из исследованной в судебном заседании копии выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 2013 года усматривается, что с данным документом Янукович был ознакомлен 30 апреля 2013 года. Данное обстоятельство подтвердил в суде и представитель командира войсковой части 00000.

    Согласно объяснениям заявителя ему стало известно о содержании вышеназванного приказа 6 мая 2013 года.

С учетом изложенного, военный суд приходит к выводу, что Януковичу стало известно о нарушении его прав не позднее 6 мая 2013 года, а процессуальный срок, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ, надлежит исчислять с 7 мая 2013 года.

С заявлением об оспаривании приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 2013 года Янукович обратился только 22 января 2014 года, то есть с пропуском названного срока.

В силу части 2 статьи 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В качестве причины пропуска срока обращения в суд Янукович указал, что до вынесения 24 декабря 2013 года Верховным Судом Российской Федерации определения, в соответствии с которым было признано его право на распределенные жилые помещения, он не знал о незаконном характере своего увольнения с военной службы.

Данные утверждения суд полагает несостоятельными, поскольку об увольнении с военной службы без обеспечения жильем заявителю стало известно после ознакомления с оспариваемым приказом, в котором указано, что Янукович обеспечен жилым помещением по установленным нормам. Что касается внутренней субъективной оценки заявителем обоснованности обращения с заявлением в суд, то данное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной пропуска процессуального срока, поэтому оснований для его восстановления не имеется. При этом суд также учитывает, что в соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Помимо изложенного суд считает, что требования Януковича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с увольнением его с военной службы, не носят личного неимущественного характера, так как по смыслу главы 8 ГК РФ к таковым следует относить лишь нематериальные блага, которые принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, а, следовательно, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении требований Януковича о признании незаконными действий командира войсковой части 00000 и Министра обороны Российской Федерации, связанных с увольнением его с военной службы, и возложении на Министра обороны Российской Федерации обязанностей по отмене приказа от 5 апреля 2013 года в части увольнения заявителя с военной службы и восстановлению его на таковой, ввиду пропуска срока на обращение в суд.

Вместе с тем, из пояснений Януковича следует, что оспариваемый приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 июня 2013 года до него не доводился и о его существовании ему стало известно лишь в начале января 2014 года из материалов личного дела, находящегося в военном комиссариате Ивановской области. О несвоевременном ознакомлении Януковича с приведенным приказом косвенно свидетельствует и поданный им 9 августа 2013 года рапорт, в котором он просит командира войсковой части 00000 определить его статус как военнослужащего.

Поскольку доказательств обратного суду представлено не было, необходимо прийти к выводу, что заявление об оспаривании приказа Министра обороны Российской Федерации от 19 июня 2013 года подано Януковичем без пропуска срока, предусмотренного статьей 256 ГПК РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений.

Аналогичная норма закреплена и в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с пунктом 16 статьи 34 упомянутого Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Анализируя приведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что действующим законодательством установлен запрет на увольнение вышеуказанной категории военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем. Что касается исключения таких военнослужащих из списков личного состава воинской части, то необходимыми условиями законности и обоснованности данной процедуры являются либо производство полного расчета по всем причитающимся видам довольствия, либо согласие военнослужащего с исключением из списков личного состава части без названного расчета. Таким образом необеспеченность уволенного военнослужащего жильем не препятствует исключению его из списков личного состава воинской части.

В соответствии с выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от 19 июня 2013 года Янукович с 28 июня 2013 года был исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. При этом ему надлежало выплатить денежное довольствие за 1-28 июня 2013 года, единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 7 окладов денежного содержания, денежную компенсацию вместо положенного к выдаче вещевого имущества в сумме <данные изъяты>. Кроме того, заявителю были предоставлены основные и дополнительные отпуска с 7 мая по 28 июня 2013 года.

Как видно из копии расчетного листка Януковича за июнь 2013 года, ему были произведены вышеуказанные выплаты: 13 июня 2013 года – денежное довольствие и упомянутое пособие, а 5 июля 2013 года – денежная компенсация вместо положенных к выдаче предметов вещевого имущества.

Заявитель в судебном заседании подтвердил, что перечисленные денежные средства были выплачены ему в полном объеме, а положенные отпуска предоставлены в строгом соответствии с требованиями закона.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что перед исключением Януковича из списков личного состава воинской части с ним были проведены все необходимые расчеты, поэтому приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 июня 2013 года в части, касающейся исключения заявителя из списков личного состава воинской части, является законным и обоснованным.

На этот вывод суда не влияет несвоевременное обеспечение Януковича денежной компенсацией вместо предметов вещевого имущества, поскольку воинские предметы вещевого имущества имеют служебное предназначение, не являются основным видом довольствия и разновидностью вознаграждения за труд. Исходя из изложенного нарушение командованием сроков обеспечения Януковича названной денежной компенсацией не может расцениваться как достаточное основание для восстановления его в списках личного состава воинской части ввиду их несоразмерности с характером нарушенных прав заявителя.

Рассматривая требования Януковича о возложении на командира войсковой части 00000 обязанности дать разрешение на регистрацию при воинской части заявителя и членов его семьи, суд исходит из следующего.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием регистрации военнослужащего и членов их семей по адресу воинской части является обращение самого военнослужащего с соответствующим ходатайством.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Согласно статье 5 названного Закона при рассмотрении обращения должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В силу статьи 9 приведенного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьей 10 упомянутого Закона определено, что должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии со статьей 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как видно из копии рапорта Януковича от 13 января 2014 года, он просил у командира войсковой части 00000 разрешения на регистрацию его и членов его семьи при данной воинской части.

Согласно объяснениям представителя командира войсковой части 00000 приведенное обращение заявителя его доверителем еще не было рассмотрено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ко дню судебного разбирательства тридцатидневный срок, предоставленный должностным лицам для разрешения поступивших обращений, не истек, а, следовательно, право заявителя на регистрацию при воинской части не нарушено. Вместе с тем, Янукович вправе вновь обратиться за судебной защитой после получения соответствующего письменного ответа из войсковой части 00000 либо в случае нарушения командованием предусмотренного законом срока на рассмотрение упомянутого рапорта.

Ввиду отказа в удовлетворении заявления Януковичу не подлежат возмещению судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении заявления Януковича В.И. – отказать.     

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                  М.А. Панин

2-54/2014 ~ М-47/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Янукович Виталий Иванович
Другие
Министр обороны РФ
командир в/ч 62632-Г
Суд
Ивановский гарнизонный военный суд (Ивановская область)
Судья
Панин М.А.
Дело на странице суда
gvs--iwn.sudrf.ru
24.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2014Передача материалов судье
24.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2014Подготовка дела (собеседование)
28.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2014Судебное заседание
04.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2014Дело оформлено
14.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее