Дело № 2-215/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
11 марта 2014 года. г. Канск.
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арефьева В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева <данные изъяты> к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района», Администрации Канского района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации по адресу <адрес>, указав, что с 12.02.2004 года на условиях социального найма проживает и зарегистрирован в данной квартире, возведенной в 1949 году. С целью приватизации занимаемого жилья, истец обращался в Комитет по управлению муниципальным имуществом Канского района, но приватизировать квартиру не может, так как квартира в реестры муниципальной собственности Канского района не включена. В указанной квартире также зарегистрированы ФИО6 и ФИО2, которые в приватизации участвовать не желают. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.
В судебном заседанииистец Васильев М.А. заявленные требования поддержал, пояснил, что родился в 1989 году в указанной квартире, с 2004 года зарегистрирован, так как получил паспорт, проживает в указанной квартире по договору социального найма, обращался с заявлением о приватизации в МКУ КУМИ Администрации Канского района, где документы посмотрели и отказали, пояснив, что квартира в муниципальной собственности не значится. Квартира построена в 1949 году, то есть на государственные деньги, следовательно подлежит приватизации. С ним также проживают члены его семьи - мать ФИО6 и брат ФИО2, которые участия в приватизации принимать не желают. Просит признать в порядке приватизации право собственности на указанную квартиру. Ранее в приватизации жилья в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" участия не принимал, но реализовать свое право на занимаемое жилье не может по обстоятельствам от него не зависящим, поскольку квартира в состав муниципальной собственности Канского района не включена.
Третье лицо ФИО2 пояснил, что согласен с тем, что его брат Васильев М.А. приватизирует квартиру только на себя. Он и его мать участия в приватизации принимать не желают.
ФИО6 в направленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, не возражает по существу иска.
Представитель ответчика Гузей Н.Б. в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв на исковое заявление в котором указала, что спорная квартира в реестре собственности муниципального образования Канского района не значится.
Заслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела: справку о составе семьи, уведомление об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости, выписку из похозяйственной книги, из которой следует, что истец зарегистрирован в указанной квартире с 12.02.2004 года, справку о том, что квартира в реестре муниципальной собственности администрации Астафьевского сельсовета не значится, Акт о техническом состоянии квартиры, в котором указан год постройки - 1949,технический паспорт квартиры с указанием технических параметров, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Занимаемая истцом квартира подлежала включению в состав муниципальной собственности Канского района либо Администрации Астафьевского сельсовета, чего сделано не было. Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на квартиру делает невозможным реализацию права истцов на приватизацию жилья наравне с другими гражданами.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 г. № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, относящиеся к жилищному фонду, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов или районов.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 11 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В статье 4 данного закона указано, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Спорная квартира ни к одной из данных категорий не относится, следовательно, подлежит приватизации.
Как установлено в судебном заседании, истец проживает в указанной квартире по адресу: <адрес> с рождения, зарегистрирован в ней с 12.02.2004 года - со дня получения паспорта, что подтверждается справкой о составе семьи. Согласно справке КУМИ администрации Канского района данная квартира в реестре муниципального образования Канский район не значится.
По объективной причине - отсутствие у Администрации правоустанавливающих документов, истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору найма жилого помещения, что соответственно нарушает положение ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ". Отсутствие документов не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, не может служить основанием к отказу в иске и ущемлению конституционных прав граждан, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно и обеспечивает реализацию этого права.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Суд считает, что право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке, поскольку в соответствии с ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" истец имеет право на приватизацию спорной жилой площади, поэтому его требования законны и подлежат удовлетворению. В данном случае надлежащим ответчиком суд считает Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Васильева <данные изъяты> к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить - признать за Васильевым <данные изъяты>, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности в порядке приватизации на квартиру, находящуюся по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 38.4 кв.м, инвентарный номер №.
В иске к Администрации Канского района отказать.
Расходы по госпошлине отнести за счет истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Н. Арефьев