Дело №2-4780/1-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.,
при секретаре Чеглаковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононова С. И. к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Кононова С.И. обратился в суд с названным иском к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» (ОАО «ТГК-1»), мотивируя свои требования тем, что он обращался к ответчику с просьбой о проведении мероприятий по опломбированию прибора учета горячего водоснабжения, установленного в квартире истца, и выдаче акта ввода в эксплуатацию этого прибора, однако опломбирование прибора учета произведено не было, акт ввода в эксплуатацию не предоставлен. По изложенным в иске основаниям истец просит обязать ответчика опломбировать индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения, составить акт ввода прибора учета в эксплуатацию и производить начисления с учетом показаний прибора учета.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены сособственник жилого помещения Кононов С. С.ч, управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс», организация, осуществляющая оказание коммунальной услуги по водоотведению - открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал».
В судебном заседании истец Кононов С.И. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ОАО «ТГК-1» Мерзлякова И.Ю., Полякова Ю.А., действующие на основании доверенностей, с иском не согласились, указали, что в настоящее время расчет за коммунальную услугу производится истцом на основании прибора учета по его фактическим показателям, осуществлять мероприятия по вводу прибора учета в эксплуатацию ресурсоснабжающая организация не правомочна, поскольку предоставление коммунальной услуги потребителям является временной мерой, до заключения договора на поставку коммунального ресурса с управляющей организации, таким образом, указанная функция должна осуществляться ООО «Гарантия-Плюс».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Кононов С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Гарантия-Плюс» в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись судом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, ранее в судебном заседании с иском не согласились, указали, что исполнителем коммунальной услуги, в рассматриваемой ситуации, является ответчик, соответственно обязанность по вводу прибора учета в эксплуатацию лежит на данной организации.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал», в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись судом, представили отзыв относительно заявленных требований, в котором указали, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, поэтому обязанность по введению прибора учета в эксплуатацию лежит на организации ответчика.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В судебном заседании установлено, что истцу Конову С.И. и <данные изъяты> Кононову С.С. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> (по <данные изъяты> в праве).
Согласно представленным документам управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Гарантия-Плюс».
Из договора управления многоквартирным домом следует, что управляющая организация по поручению собственника принимает на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, организацию предоставления собственнику коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом (п.2.1).
Собственники жилых помещений многоквартирного дома обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за содержание, ремонты и коммунальные услуги (п. 4.5).
Согласно п.7.4.2 договора управления многоквартирным домом начисление и сбор платы за коммунальные услуги осуществляют ресурсоснабжающие организации.
Как следует из пояснений истца, данных в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ в его жилом помещении был установлен прибор учета горячего водоснабжения, который необходимо ввести в эксплуатацию и опломбировать, однако ответчик отказывается производить установку контрольных пломб на данном приборе учета и оформлять акт ввода в эксплуатацию. Также истец сообщил суду, что акт ввода данного прибора учета в эксплуатацию необходим ему для предъявления агенту ОАО «ПКС-Водоканал» для производства расчета за оказание услуги по водоотведению, исходя из суммы показаний индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Судом установлено, что истец обращался в ОАО «ТГК-1» с просьбой произвести опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета горячего водоснабжения, просьба истца была оставлена ответчиком без внимания.
Статьей 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды (ст.15.1).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет открытую систему теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы теплоснабжения <адрес> (в границах Петрозаводского городского округа) на период до ДД.ММ.ГГГГ и присвоении статуса единой теплоснабжающей организации», статус единой теплоснабжающей организации в границах Петрозаводского городского округа присвоен ОАО «ТГК-1».
В настоящее время договор теплоснабжения между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» и управляющей компанией ООО «Гарантия-Плюс» не заключен.
В соответствии с ч.5 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 12 данного закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Следует отметить, что ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.
Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п.8 Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с п.17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пп. 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пп.14 или 15 настоящих Правил (подп. «б).
Согласно п.14 Правил управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из содержания приведенных положений Правил, ресурсоснабжающая организация может выступать в роли исполнителя коммунальной услуги до заключения договора на поставку коммунального ресурса с управляющей организацией.
Если ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, то ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы, за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно п. 81(1) Правил исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных п. 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг (81(2)).
В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81(6) Правил).
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (п.81(8) Правил).
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (п.81(9) Правил).
В ходе судебного разбирательства ответчиком отрицалась обязанность по осуществлению действий по вводу прибора учета в эксплуатацию, однако представленной в материалы дела квитанцией и пояснениями сторон было подтверждено, что начисление платы за горячее водоснабжение за апрель 2015 года осуществлено ответчиком по фактическим показаниям прибора учета на основании п. 81 (2) Правил. Таким образом, фактическими действиями ответчика подтверждено выполнение мероприятий по вводу прибора учета в эксплуатацию исполнителем, которым в рассматриваемом случае, при отсутствии договора на предоставление коммунальной услуги с управляющей организацией, является ресурсоснабжающая организация.
Однако последствия неисполнения обязанности по вводу прибора учета в эксплуатацию, предусмотренные п.81(2) Правил, по мнению суда, не освобождают исполнителя коммунальной услуги от выполнения мероприятий по проверке прибора учета, оформлению акта и установке контрольных пломб.
Невыполнение указанных мероприятий нарушает права потребителя коммунальной услуги, поскольку в соответствии с п.42 Правил, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период. При отсутствии у потребителя акта ввода прибора учета горячего водоснабжения в эксплуатацию и отсутствии на соответствующем приборе контрольных пломб, потребитель лишается возможности осуществлять расчет за потребленную коммунальную услугу по водоотведению на основании показаний приборов учета.
Таким образом, оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ответчик, являясь исполнителем коммунальной услуги, не выполнил все обязательства, предусмотренные п.п. 81, 81(1)-81(9) Правил, что нарушает права потребителя коммунальной услуги.
При этом доводы стороны ответчика, свидетельствующие о том, что ОАО «ПКС-Водоканал» также обязано осуществлять мероприятия по вводу прибора учета в эксплуатацию, поскольку осуществляет предоставление коммунальной услуги по водоотведению, судом отклоняются, так как в рассматриваемом случае речь идет не о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета сточных бытовых вод, а об индивидуальном приборе учета горячего водоснабжения, исполнителем соответствующей услуги в силу фактических обстоятельств является ответчик.
Доводы ответчика, свидетельствующие о том, что заявка потребителя, направленная в адрес ответчика, требованиям, предусмотренным п.81 Правил не соответствовала, не могут свидетельствовать об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку по смыслу пп.81(1), 81(2) данная заявка ответчиком не рассматривалась, а применение положений п.81(2) и выставление счета для оплаты коммунального ресурса истцу исходя из фактического потребления, свидетельствует о признании ответчиком, поступившей в его адрес ДД.ММ.ГГГГ заявки, надлежащей.
При таких обстоятельствах требования истца в части обязания ответчика осуществить установку контрольных пломб на индивидуальном приборе учета (горячей воды), установленном в квартире истца, и оформления акта ввода данного прибора учета в эксплуатацию, предъявлены к ответчику обосновано и подлежат удовлетворению.
Требования истца об обязании ответчика производить начисления по горячему водоснабжению, исходя из фактического потребления услуги, удовлетворению не подлежат, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что данные требования исполняются ответчиком в добровольном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Кононова С. И. к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» осуществить установку контрольных пломб на индивидуальном приборе учета (горячей воды), установленном в квартире по адресу: <адрес>, и оформить акт ввода данного прибора учета в эксплуатацию.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2015 года.