Дело № 2-98/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца Селицкого Д.И.,
представителей ответчика ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Коми»: Ефимова Е.В., Каневой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
06 февраля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Селицкого Д.И. к Федеральному государственному казенному учреждению «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Коми», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Селицкий Д.И. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Коми» (далее по тексту – ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Коми», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее по тексту – ГУ МЧС России по Республике Коми) о взыскании недополученной заработной платы за период с 01.01.2015 по 28.12.2017 в размере 231768 руб., компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
В обоснование иска указав, что с 04.02.2002 по 28.12.2017 проходил службу в Государственной противопожарной службе в должности .... пожарно-спасательной части, расположенной в г. Ухте Республики Коми. В соответствии с Приказом МЧС России от 26.02.2013 № .... ему был установлен должностной оклад за службу в остальных местностях, то есть с численностью населения менее 100000 человек, в размере 10500 руб. С данным размером оклада истец не согласен, поскольку полагает, что численность населения г. Ухты с учетом включения населенных пунктов, расположенных на территории МОГО «Ухта», составляет более 100000 человек, в связи с чем, должностной оклад, согласно Приказу МЧС России от 26.02.2013 № ...., ему должен был установлен в размере 12500 руб. в месяц (работа в городах с населением более 100000 человек). Таким образом, в период с 01.01.2015 по 28.12.2017 ему выплачивалась заработная плата в меньшем размере, в связи с чем, образовалась недоплата по заработной плате в размере 231768 руб.
В судебном заседании истец Селицкий Д.И. на исковых требованиях настаивал, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представители ответчика ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Коми»: Ефимова Е.В., Каневой Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признали по изложенным в отзыве основаниям.
Ответчик ГУ МЧС России по Республике Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило. В предыдущих судебных заседаниях представитель ГУ МЧС России по Республике Коми Низовцев Е.В., выступая в суде, исковые требования не признал, полагал, что ГУ МЧС России по Республике Коми не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в трудовых отношениях с истцом не состояло.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вопросы оплаты труда в системе МЧС России урегулированы Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», приказом МЧС России от 31.07.2018 № 311 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, в области обеспечения пожарной безопасности или в области таможенного дела. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
С 01.01.2018 размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников установлены приказом МЧС от 31.07.2018 № 311 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
Ранее размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников были установлены приказом МЧС России от 26.02.2013 № 140 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
Согласно Приложения № 12 Приказа № 140 от 26.02.2013 должностям: старший: инструктор (всех наименований), техник (всех наименований), водитель, мастер (всех наименований), моторист; старшина, старшина: оркестра, курса; фельдшер, помощник начальника караула, начальник гаража, установлены следующие ежемесячные должностные оклады:
- в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – 14500 рублей;
- в центрах субъектов Российской Федерации и городах с населением свыше 100000 человек – 12500 рублей;
- в остальных местностях – 10500 рублей.
В соответствии с п. п. 3, 4, 12 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденной Приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195, денежное довольствие сотрудникам выплачивается финансово-экономическим подразделением по месту их службы. Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ Отряда о назначении на должность. Должностные оклады выплачиваются в размерах, установленных Правительством РФ и приказом МЧС России.
Из материалов дела следует, что Селицкий Д.И. с 04.02.2002 по 28.12.2017 проходил службу в должности .... пожарно-спасательной части ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Коми», расположенной в г. Ухте Республики Коми.
На основании Приказа МЧС России № 140 от 26.02.2013 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (действовавшего в период с спорных правоотношений) Селицкому Д.И., применительно к его занимаемой должности, был установлен должностной оклад в размере 10500 руб., то есть с учетом численности населения города Ухты не превышающего 100000 человек (Приложение № 12 Приказа № 140 от 26.02.2013).
Несогласие истца с установлением должностного оклада в указанном размере послужило основанием для обращения в суд с указанным иском. Так, по мнению истца при определении должностного оклада необходимо учитывать не только численность города Ухты, но и прилегающие к нему населенные пункты в границах МОГО «Ухта», что по статистическим данным составляет свыше 100000 человек.
Суд полагает данный довод истца ошибочным в виду следующего.
В соответствии с Законом Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» (ст. 10, ст. 30), ст. 1 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» на всей административной территории города республиканского значения Ухты с подчиненной ему территорией образуется единое муниципальное образование городского округа. В состав единого муниципального образования городского округа на территории города Ухты с подчиненной ему территорией входят город республиканского значения Ухта, поселки городского типа Боровой, Водный, Шудаяг, Ярега, поселки сельского типа Весёлый Кут, Гэрдъёль, Изъюр, Кэмдин, Нижний Доманик, Первомайский, Седъю, Тобысь, село Кедвавом, деревни Гажаяг, Изваиль, Лайково, Поромес.
Согласно ч. 1 ст. 82 Закона Республики Коми от 06.03.2006 № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми» город Ухта с прилегающей территорией является городом республиканского значения, а поселки городского и сельского типа с прилегающими территориями являются подчиненной ему территорией и вместе они образуют муниципальное образование городского округа.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 82 Закона № 13-РЗ городскими и сельскими населенными пунктами на территории города республиканского значения Ухты с подчиненной ему территорией являются: город республиканского значения Ухта; поселки городского типа Боровой, Водный, Шудаяг, Ярега; поселки сельского типа Веселый Кут, Гэрдъель, Изъюр, Кэмдин, Нижний Доманик, Первомайский, Седъю, Тобысь; село Кедвавом; деревни Гажаяг, Изваиль, Лайково, Поромес.
В силу ч. 1 ст. 84 Закона № 13-РЗ в состав административной территории входят город республиканского значения Ухта и прилегающие к нему земли.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных правовых положений Законов Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ и от 06.03.2006 № 13-РЗ, суд приходит к выводу, что поселки городского типа и сельские населенные пункты с прилегающими территориями имеют свои административные территории и не входят в состав административной территории города республиканского значения Ухта. В связи с чем, доводы истца о необходимости суммирования численности населения города Ухты и перечисленных выше населенных пунктов, не входящих в состав административной территории города Ухты, являются не состоятельными.
Как следует из штатного расписания ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Коми», утвержденным 01.02.2016 Главным управлением МЧС России по Республике Коми, одним из основных подразделений отряда является .... пожарно-спасательная часть по охране г. Ухты, где свою профессиональную деятельность осуществлял истец. Районы выезда ....-ПСЧ, согласно расписанию определены следующим образом: центральная часть г. Ухты, п. Ветлосян, Дежнево, Дальний и прилегающие к ним районы городской черты, а также объект ВПЧ ИК-24 ГУФСИН.
В свою очередь в поселках городского типа и сельских населенных пунктах охрану осуществляет ФКУ Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданкой защиты», через подведомственные пожарные части 161, 191, 192, 193, 194, 212. Указанное подтверждается, расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории МОГО «Ухта», разработанного в соответствии с приказом МЧС России от 05.05.2008 № 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
По сведениям КУМИ МОГО «Ухта», численность населения г. Ухты, не включая поселки городского типа и сельские населенные пункты, составляла: в 2015 году – 93 343 человека, в 2016 году – 92 821 человека, в 2017 году – 92055 человек, в 2018 году – 91289 человек.
Учитывая, что поселки городского типа и сельские населенные пункты с прилегающими территориями не входят в состав административной территории города республиканского значения Ухта, то размер должностного оклада истцу был обосновано установлен ответчиком ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Коми», в соответствии с приказом МЧС России от 26.02.2013 № 140 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», с учетом численности населения города Ухты, не превышающего 100000 человек, в размере 10500 рублей. При таких обстоятельствах оснований для перерасчета и взыскании в пользу истца недополученных сумм денежного довольствия за спорной период времени у суда не имеется.
Утверждение истца о том, что он помимо, установленных расписанием районов выезда для ....-ПСЧ, осуществлял выезды в другие районы МОГО «Ухта», включая вышеуказанные поселки городского типа и сельские населенные пункты, не входящих в состав административной территории города Ухты, судом во внимание не принимается, поскольку доказательств этому истцом не представлено и материалы дела не содержат.
Поскольку факт нарушения ответчиками трудовых прав Селицкого Д.И. в судебном заседании не установлен, то в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
Отказывая в удовлетворении требований Селицкого Д.И. к ГУ МЧС России по Республике Коми, суд также приходит к выводу, что указанное юридическое лицо не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в трудовых отношениях с истцом не состояло.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Селицкого Д.И. к Федеральному государственному казенному учреждению «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Коми», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 11.02.2019.
Судья С. С. Логинов