Дело № 2-253/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 17 февраля 2015 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :
председательствующего судьи Макаровой Е.В.
при секретаре Буряк Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к ОАО « Квадра - Генерирующая компания» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
*** обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Квадра - Генерирующая компания» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, указав в заявлении, что прокуратурой *** проведена проверка по обращению ФИО2, проживающей по адресу: ***, о некачественном предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В ходе проведенной проверки установлено, что на всей протяженности квартальных тепловых сетей от центрального теплового пункта *** отсутствует линия циркуляции горячего водоснабжения, что является причинной снижения качества горячего водоснабжения жилого ***.
Восстановление трубопроводов линии циркуляции большой протяженности относится к вопросам реконструкции и модернизации тепловых сетей. Тепловые сети от центрального теплового пункта *** до жилого *** являются собственностью ОАО «Квадра – Генерирующая компания» на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** сделана запись № ***
В связи с тем, что в многоквартирном *** температура горячей воды на вводе в дом и в точках водоразбора (в жилых помещениях) не соответствует нормам СанПиН 2.1.4.24.96-09 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», существует необходимость установки циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения в квартальных сетях.
Предоставление коммунального ресурса в отсутствие функционирующих циркуляционных трубопроводов значительно снижает качество коммунальной услуги, что приводит к нарушению прав граждан, которое носит длительный характер. Истец просил признать бездействие ОАО « Квадра - Генерирующая компания», выразившееся в непринятии мер по восстановлению трубопроводов линии циркуляции горячего водоснабжения от ЦТП *** до *** незаконным. Обязать ОАО « Квадра - Генерирующая компания» провести прокладку циркуляционного трубопровода квартальных сетей горячего водоснабжения от ЦТП *** до многоквартирного ***.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Тамбова Гансиор А.Г. исковые требования поддержал по тем же основаниям и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ОАО « Квадра - Генерирующая компания» Полянская И.А. в суде исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, и пояснила, что ОАО «Квадра» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку только после согласования с администрацией г. Тамбова восстанавливается линии циркуляции там, где она отсутствует. Постановлением администрации *** от *** *** утверждена схема теплоснабжения города Тамбова на период до 2030 года. Решением вопроса может быть включение мероприятий согласно схемы теплоснабжения в инвестиционную программу и в тарифную выручку МУП «Тамбовинвестсервис», так как именно МУП «Тамбовинвестсервис» является эксплуатирующей тепловые сети компанией. Мероприятия по реконструкции отдельных участков линии циркуляции горячего водоснабжения должна осуществлять эксплуатирующая организация.
В настоящее время судами г. Тамбова уже рассмотрено несколько аналогичных дел, по которым вынесены решения. Однако, ОАО «Квадра» подано заявления об отсрочке исполнения решения, так как до настоящего времени инвестиционная программа не утверждена администрацией г. Тамбова, которая не только не утверждает инвестиционную программу, но акцентирует внимание на том, что мероприятия по реконструкции линии циркуляции должны быть согласованы с МУП «Тамбовинвестсервис».
Кроме того, в материалах дела отсутствует информация и доказательства в подтверждение того, что в доме проводилась проверка системы горячего водоснабжения и она находится в исправном состоянии. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации г. Тамбова в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц МУП «Тамбовинвестсервис», ООО «ЖК Тамбовинвестсервис» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, ч.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре" прокурор вправе предъявить иск в интересах неопределенного круга лиц.
В силу п.2 ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают на основании актов органа местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно требованиям ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статья 210 ГК РФ возлагает бремя содержания имущества на его собственника.
В соответствии с п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России от 24.03.2003г. № 115 руководитель организации обеспечивает своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых сетей.
Согласно СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», согласованного Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России от 01.07.1996г., при двухступенчатой схеме присоединения водоподогревателей горячего водоснабжения для жилых и общественных зданий и жилых микрорайонов с независимым присоединением систем отопления в ЦТП и ИТП предусматривается циркуляция горячего водоснабжения.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354, предписано подавать коммунальные услуги бесперебойно и обеспечивать температуру горячей воды в точке разбора не ниже установленных норм.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой *** проведена проверка по обращению ФИО2, проживающей по адресу: ***, о некачественном предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В ходе проведенной проверки установлено, что на всей протяженности квартальных тепловых сетей от центрального теплового пункта *** отсутствует линия циркуляции горячего водоснабжения, что является причинной снижения качества горячего водоснабжения жилых домов по ***, что подтверждается ответом Жилищного комитета от 18.07.2014г. актами комиссионных обследований от 11.04.2013г., 16.05.2014г. 01.07.2014г., сообщением администрации г. Тамбова, и ответчиком в суде не оспаривалось.
На основании ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 « О защите прав потребителей» при отсутствии в договоре условий о качестве товара ( работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В условиях отсутствия линии циркуляции указанное требование закона не может быть соблюдено, что приводит к нарушению прав граждан, которое носит длительный характер.
Тепловые сети от центрального теплового пункта *** до жилого *** являются собственностью ОАО «Квадра – Генерирующая компания» на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** сделана запись № ***
В силу ст.616 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. В свою очередь, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества.
Согласно нормам ГК РФ, обязанность производить капитальный ремонт может быть возложена договором и на арендатора.
*** между ОАО «Квадра – Генерирующая компания» и ООО «Тамбовская ТСК» был заключен договор аренды имущества № 1, согласно условиям, которого арендодатель ОАО «Квадра – Генерирующая компания» передает, а арендатор ООО «Тамбовская ТСК» принимает во временное возмездное владение и пользование имущество: объекты тепло-сетевого хозяйства – здания, нежилые помещения, тепловые сети, движимое имущество, транспорт согласно перечням (Приложение № 1.1, 1.2, 1.3 к договору), в том числе тепловые сети от центрального теплового пункта *** в районе ***. Настоящий договор заключен на неопределенный срок и вступает в силу с момента подписания сторонами Договора.
ООО «Тамбовская теплосетевая компания» (арендатор) и МУП «Тамбовинвестсервис» (субарендатор) 31.12.2013г. заключили договор *** субаренды имущества, согласно условиям, которого арендатор с согласия арендодателя передает, а субарендатор принимает во временное возмездное владение и пользование имущество, а именно объекты теплосетевого хозяйства – здания, нежилые помещения, тепловые сети, движимое имущество, транспорт согласно перечням (Приложение № 1.1, 1.2, 1.3 к договору), в том числе тепловые сети от центрального теплового пункта *** в районе ***. Настоящий договор заключен на неопределенный срок и вступает в силу с момента подписания актов приема-передачи имущества, при этом условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с *** Срок субаренды не может превышать срока аренды Имущества по Договору аренды от *** г.
Как следует из условий договора Субаренды от *** текущий и капитальный ремонт имущества выполняется МУП «ТИС» в рамках договора аренды ( п.4.3.4). Однако производство реконструкции, переоборудования, перепланировки, а также иных улучшений имущества является правом, а не обязанностью субарендатора, и может производиться только с письменного согласия Арендатора ( п. 4.2.4 ).
Восстановление трубопроводов линии циркуляции большой протяженности относится к вопросам реконструкции и модернизации тепловых сетей. Указанные виды работ в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ должен выполнять собственник тепловых сетей.
Положениями постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010г. N716 "Об утверждении правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы", был утвержден порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, согласно которой распределяются бюджетные ассигнования в виде капитальных вложений, в том числе на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение, финансируемые полностью или частично за счет федерального бюджета.
Законодатель определил особенности инвестиционной программы по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, заключающиеся в целевом финансировании этой программой мероприятий:
организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;
по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей;
в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения тепло потребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
В порядке положений Федерального закона от 27 июля 2010г. N190-ФЗ
"О теплоснабжении" правила согласования и утверждения инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утверждаются Правительством РФ (п.4 ч.1 ст.4 Закона):
утверждение инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляется органом исполнительной власти субъектов РФ в сфере теплоснабжения (п.5 ч.2 ст.5 Закона), либо органом местного самоуправления поселений, городских округов при наделении законом субъекта РФ соответствующими полномочиями (ч.6 ст.7 Закона);
согласование инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляется органом местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (п.7 ч.1 ст.6 Закона);
в инвестиционную программу организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, могут включаться мероприятия по подключению к системе теплоснабжения объекта капитального строительства (ч.4, 5 ст.14 Закона);
в инвестиционную программу организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, включаются мероприятия по развитию системы теплоснабжения (ч.4 ст.23 Закона);
учет инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, является обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения (п.4 ч.8 ст.23 Закона).
Положениями п.6 ст.2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которому инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - это определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Указанная инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается в порядке, обозначенном в Методических рекомендациях по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 10 октября 2007г. N100.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено, том числе утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации целевых показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг такими организациями, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Согласно статьи 23 Федерального закона N 190-ФЗ развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий (часть 1).
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа (часть 2).
Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения, а также мероприятий по приведению качества горячей воды в открытых системах теплоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций. Включение в инвестиционную программу мероприятий по приведению качества горячей воды в открытых системах теплоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется в случаях, предусмотренных положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утверждаются уполномоченными органами в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, установленном правилами согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
Обязательными критериями принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются:1) обеспечение надежности теплоснабжения потребителей; 2) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе;3) приоритет комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с учетом экономической обоснованности;4) учет инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций, региональных программ, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;5) согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения, а также с программами газификации (часть 8).
Постановлением администрации города Тамбова от *** *** утверждена схема теплоснабжения города Тамбова на период до 2015 года. Разделом 7 предусмотрены мероприятия по развитию системы теплоснабжения, в том числе и горячего водоснабжения.
Как следует из письменного сообщения администрации г. Тамбова от *** (л.д. 12) возможным решением вопроса восстановления циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения может быть включение мероприятий схемы теплоснабжения в инвестиционную программу и в тарифную выручку муниципального унитарного предприятия «Тамбовинвестсервис» на ближайшие годы.
В настоящее время в программе, предусматривающей софинансирование работ по восстановлению линии циркуляции горячего водоснабжения квартальных тепловых сетей, их восстановление от теплового пункта № 78, отсутствует. Данное мероприятие включено в схему теплоснабжения города Тамбова до 2030 года при очередной актуализации.
Вместе с тем согласно сообщению Управления по регулированию тарифов от 30.10.2014г. *** рассмотрение, согласование и утверждение инвестиционных программ осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 18.09.2012г. № 1121 № Об уполномоченном органе исполнительной власти Тамбовской области по утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения».
В соответствии с данным постановлением Управлением был рассмотрен в части влияния объема инвестиций на уровень тарифов на тепловую энергию, внесенный обществом в установленном порядке с необходимой прилагаемой документацией проект инвестиционной программы филиала ОАО « Кадра - «Восточная генерация» на 2015 год и заключение направлено в управление экономической политики администрации области. В заключении отмечалось, что финансирование мероприятий программы на сумму *** тыс. руб. предусматривается за счет амортизации в объеме *** тыс. руб. и прибыли в объеме *** тыс. руб., направляемой на осуществление строительства линий рециркуляции горячего водоснабжения. В то же время планируемые расходы в необходимой валовой выручке общества на 2015 год по статье «амортизация» в объеме *** тыс. руб. обеспечивают финансирование мероприятий инвестиционной программы в объеме *** тыс. руб. без привлечения средств из прибыли и соответствующего дополнительного роста тарифов. Кроме того, отмечалось, что инвестиционную программу необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
Для выяснения причин недоиспользования амортизации и для обоснования необходимости привлечения средств из прибыли в филиал ОАО «Квадра-«Восточная генерация был направлен запрос, на который ответ не представлен.
Также в соответствии с поручением заместителя главы администрации области ФИО5 был рассмотрен в части влияния объема инвестиций на уровень тарифов на тепловую энергию предварительный проект инвестиционной программы филиала ОАО « Квадра» - «Восточная генерация» на 2015-2018 годы, который до настоящего времени дорабатывается ОАО « Квадра» и в установленном постановлением администрации области от 18.09.2012г. *** порядке в Управление по регулированию тарифов *** не поступал. ( л.д. 16-17).
При таких обстоятельствах исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ « ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ *** ░░ *** ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ « ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ *** ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2015 ░░░░
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░